Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы регуляции функциональных состояний




Продуктивность каждого человека имеет предел, определяемый утомлением и его последствиями. Ощущение усталости и связанное с ним прекращение различных видов деятельности являются эффективным механизмом, предупреждающим переутомление организма. Этот механизм включается сравнительно рано — задолго до полного истощения всех резервов нервной системы и других органов. Отдых, соответствующий произведенному усилию, вызвавшему утомление, приводит в норме к исчезновению утомления. Если ежедневные усилия превышают возможности отдыха, человек постепенно приходит в состояние хронического утомления, которое характеризуется частым возникновением ощущения изнеможения, отсутствием интереса к работе, психической возбудимостью, склонностью к головным болям, отсутствием аппетита, бессонницей. Состояния хронического утомления приводят к повышению числа невыходов на работу по болезни, причем действительной причиной является не столько болезнь, сколько неотложная потребность в отдыхе. Наибольшая эффективность производственной деятельности человека может быть достигнута не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании труда и отдыха. Под физиологически рациональным режимом труда и отдыха следует понимать такое чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается высокий уровень работоспособности и производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих. По величине отрезков времени, на которые разбивается режим труда и отдыха, режимы могут быть сменными, суточными, недельными, месячными, годовыми.

Правильный путь к оптимизации производственного процесса и организации оптимального режима труда и отдыха заключается в том, чтобы по возможности точно определить начальные моменты производственного утомления и приурочить к этим моментам перерывы для отдыха. Основанием для назначения перерывов в возможно ранние сроки развития производственного утомления является то обстоятельство, что на ранних стадиях утомления наиболее эффективен отдых. В это время наиболее отчетливо проявляется, восстановление работоспособности и благотворная роль охранительного торможения, которое ускоряет восстановление. Полезный эффект физиологически рациональных перерывов для отдыха заключается в поддержании здоровья и предупреждении снижения работоспособности и производительности труда в течение возможно длительного времени. В настоящее время физиологами труда, разработаны рациональные режимы труда и отдыха для различных видов труда. Длительность и частота перерывов в основном определяется характером, производственного процесса и интенсивностью выполняемой работы.

Важнейшим средством, ускоряющим течение процессов восстановления, является использование открытого И.М. Сеченовым эффекта активного отдыха. Суть феномена активного отдыха состоит в следующем: во время пассивного покоя торможение выражено не очень сильно, поэтому интенсивность восстановления работоспособности нервных клеток относительно невелика. Но если в момент отдыха вовлекаются в работу другие нервные центры, которые не использовали нагрузки, то в результате отрицательной индукции углубляется торможение в корковых центрах активно действовавших центров. Более углубленное торможение приводит к более быстрому отдыху утомленных нервных клеток. Практически принципы активного отдыха в условиях производства реализуются по двум направлениям: разработка средств переключения на новую деятельность (другой вид работы, активные игры, физкультурные упражнения); разработка средств стимуляции фоновой активности (психической, созерцательной).

Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем:

- создания системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов (разработка методов и показателей для их отбора и подготовки);

- разработки эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда», основанных на учете психологических, физиологических, антропометрических и других возможностей человека в средствах, содержании, условиях и организации деятельности;

- обоснования и использования методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста, которые можно объединить в классы по их содержанию, процедуре использования, механизмам воздействия.

Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 2.

Наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и сохранения высокой работоспособности для некоторых профессий является регламентация труда с учетом индивидуальных особенностей конкретного субъекта. При таком подходе к организации режима труда и отдыха, рабочей нагрузки (ее объема, степени тяжести) должно учитываться текущее функциональное состояние индивида, его профессиональный опыт и подготовленность, уровень мотивации и волевые качества, резервные возможности организма. Величина рабочей нагрузки не должна приводить к функциональному перенапряжению, но следует помнить, что определенное ее превышение комфортного уровня вызывает тренирующий, развивающий эффект и обеспечивает в дальнейшем рост работоспособности. Выбор формы и содержания отдыха определяется характером причин и признаков нарушения функционального состояния. При сильном утомлении показано применение пассивного отдыха (продолжительный сон, чтение литературы, просмотр телепередач). Основным принципом активного отдыха является периодическая смена деятельности, чередование умственного и физического труда.

Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием является аутогенная тренировка, различные варианты которой нашли широкое применение в клинической практике, в психологии спорта и физиологии труда. На основе аутогенной тренировки создан метод психосоматической саморегуляции, в которой все словесные формулы разделены по отдельным урокам и имеют свое специальное назначение — мышечная релаксация (расслабление), произвольное расширение кровеносных сосудов (представление чувства тепла), произвольное управление дыханием и ритмом сердечных сокращений и т. п.

Таблица 5. Классификация приемов управления функциональным состоянием

Формы воздействия Средства и методы
Организационные Индивидуальная регламентация труда, рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания.
    Психологические Психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка. Рефлексологические воздействия (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи.
    Физиолого-гигиенические и электрофизиологические Дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и т. д.), закаливание организма. Электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электомагнитным излучением.
  Фармакологические Стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты.
  Физические Общая и специальная физическая подготовка, спорт. Активный отдых: зарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка. Массаж, душ, баня, ванны, сауна.

 

Основная задача тренировок заключается в освоении трех методических приемов:

- аутогенной релаксации, предназначенной для самоуспокоения и снятия чрезмерного нервно-психического напряжения;

- аутогенной стимуляции, направленной на снятие явлений утомления или оперативного повышения работоспособности;

- релаксидеомоторной тренировки для формирования образного представления рабочего овладения состоянием при выполнении трудовых задач.

В настоящее время наука располагает довольно большим количеством фармакологических средств, способствующих коррекции функционального состояния и повышению работоспособности.

 

Контрольный раздел

Контрольные вопросы

 

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. В чем актуальность изучения психофизиологических функциональных состояний?

2. Какие состояния являются типичными для профессиональной деятельности? Как они влияют на трудовую деятельность человека.

3. Какие существуют механизмы и стили саморегуляции?

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Какое из индивидуальных различий менее зависит от наследственности?

1) функциональная асимметрия мозга;

2) функциональная подвижность нервной системы;

3) тип высшей нервной деятельности;

4) особенности вербальной деятельности.

 

2. Какое из индивидуальных различий определяет скорость деятельности человека?

1) функциональная асимметрия мозга;

2) функциональная подвижность нервной системы;

3) тип высшей нервной деятельности;

4) особенности вегетативного реагирования.

 

3. Что является предметом изучения психофизиологии?

1) физиологические основы познавательных процессов;

2) физиологические механизмы нервной деятельности;

3) функциональные состояния человека;

4) физиологические механизмы психических процессов и состояний человека.

 

4. На каких научных достижениях базируется наука психофизиология?


1) экономических;

2) естественных и гуманитарных;

3) медицинских;

4) философских.

 

5. В каком виде деятельности более успешны «правополушарные» люди?

1) речевая деятельность;

2) арифметическая деятельность;

3) абстрактно-логическая деятельность;

4) зрительно-пространственная деятельность.

 

6. Какая стратегия деятельности более характерна для левополушарных людей?


1) аналитическая;

2) целостная;

3) наглядно-образная;

4) художественная.


 

7. Темперамент человека определяется:

1) мотивацией поведения;

2) свойствами нервной системы;

3) конституцией организма;

4) функциями эндокринной системы.

 

8. Интеллектуальные способности – это профессионально важный признак для:

1) любой профессии;

2) профессий умственного труда;

3) профессий, требующих анализа и оценки ситуации, принятия и реализации решения, выбора программы действий и других интеллектуальных функций;

4) профессий физического труда.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.