Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный стресс




В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: информационный и эмоциональный ( Бодров В.А., 2000). Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

А.Б. Леонова (2000) выделяет три подхода в исследовании профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Термин «стресс» заимствован из техники. В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие стресс первоначально использовалось в физиологии. В последующем возникло много толкований этого понятия.

В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция личности, которая достигает пороговых уровней его психологических и физиологических возможностей. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели. В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий. Л. А. Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях: активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

Различают три типа стрессовых оценок:

- травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть супруга, потеря работы);

- угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет;

- сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.

Оценку события как стрессового определяют три основных фактора:

- эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, — как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;

- неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объема не­обходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;

- значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события.

Таким образом, во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, — личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта.

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Профессиональный стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить». Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина…». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, так как жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: желательно «выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде». Ловушка конкуренции выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на вершине (часто это - разочарование, зависть и одиночество…).

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось. Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула "Все зло от больших денег" действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно. Количество денег (много их или мало) - относительно. Добавим к этому то, что у каждого существует как бы свое, "запрограммированное для него Судьбой количество денег и богатства", хотя с этим можно и поспорить, т.к. это очень распространенное обоснование существующей несправедливости.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса и выявили следующие их группы:

1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: слишком много работы (перегрузки); плохие физические условия труда;

дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…); необходимость самостоятельного принятия решения.

2.Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства; ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…,ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна; слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе); малая степень участия в принятии решений в организации.

3.Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты; трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

4.Факторы, связанные с деловой карьерой: два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры; отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений); несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом: неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов); ограничение свободы поведения, интриги и т.п.

6. Внеорганизационные источники стрессов: Основными источниками (причинами) развития психологического (рабочего) стресса могут служить:

1. Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности

- Структура (взаимосвязи, источники информации);

- Управление (формы подчинения, степень автономности);

- Стимулы труда (моральные, материальные);

- Социальные факторы (статус, ролевые отношения);

- Служба персонала (отбор, подготовка, продвижение)

2. Рабочие характеристики деятельности

- Содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки);

- Средства труда (их эргономичность, адекватность задачам);

- Санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи);

- Социальные условия (психологический климат, межличностные конфликты);

- Организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка)

3. Индивидуальные характеристики субъекта труда

- Профессиональные (подготовленность, опыт);

- Морально-нравственные и организационные (ответственность, инициативность);

- Психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и другие качества);

- Физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья)

 

Контрольный раздел

Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы влияют на процесс адаптации, усиливая или уменьшая компенсаторные возможности и ресурсы человека?

2. В каких ситуациях реализуется гибкая и мобилизационная стратегия адаптации?

3. В каких ситуациях реализуется стратегия компенсации и угадывания?

4. Какие психофизиологические данные помогают на практике различить состояния психической адаптации и дезадаптации?

 

Тесты для самоконтроля

 

 

1. Процесс перестройки и приспособления личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути – это процесс:


1) истощения;

2) утомления;

3) адаптации к труду;

4) мобилизации.


 

2. О какой стратегии профессиональной адаптации идёт речь: «стремление соответствовать нормам конкретной профессиональной среды, использовать советы и указания руководителей и коллег, достигать согласия в межличностных отношениях»


1) психологическая;

2) конформная;

3) физиологическая;

4) творческая.


 

3. Какое состояние организма получило название стресс?

1) реакция организма, возникающая при сильном напряжении в профессиональной деятельности;

2) реакция организма, возникающая при получении печального известия;

3) неспецифическая реакция организма, возникающая при действии любых стрессоров;

4) реакция организма, возникающая при сильном физическом истощении.

 

4. Кто является автором теории стресса?


1) И.П. Павлов;

2) П.К. Анохин;

3) У. Шелдон;

4) Г. Селье.


 

5. Почему стресс назван Г. Селье неспецифической реакцией организма?


1) не характерен для организма;

2) не зависит от состояния организма;

3) не зависит от природы стрессора;

4) не зависит от желания человека.

 

6. Социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества – это:


1) дееспособность;

2) работоспособность;

3) трудоспособность;

4) обучаемость.

 

7. Способность человека осуществлять трудовую деятельность в соответствии с состоянием здоровья – это:


1) дееспособность;

2) работоспособность;

3) трудоспособность;

4) обучаемость.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.