КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности управления финансами коммерческих организаций
Подфинансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Цель деятельности финансовых служб предприятий – обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли. Содержание финансовой работы состоит в следующем: · в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий; · в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими субъектами рыночной экономики; · в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала; · в обеспечении своевременности платежей по обязательствам. Основные направления финансовой работы: · финансовое планирование; · оперативное планирование; · контрольно-аналитическая работа. Финансовая служба предприятия тесно связана с деятельностью таких отделов, как бухгалтерия, маркетинговый отдел и др. Эффективное управление финансовыми ресурсами может осуществляться лишь в рамках финансового менеджмента, который представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий, и связан с оптимизацией финансовых средств предприятий для получения максимального дохода. Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот предприятия, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат, структура которого показана на рис. 4[156]. Рис. 6. Потоки денежных средств в рамках хозяйствующего субъекта Субъектом управления на предприятии является финансовая служба, которая вырабатывает и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли. В управлении финансовой деятельностью важную роль играют финансовые менеджеры – это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов, бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности. В своей работе финансовый менеджер исходит из экономической ситуации и опирается на действующее законодательство. Элементом финансового менеджмента и аудита является финансовый анализ. Как метод познания экономических процессов, он занимает важное место в системе управления предприятием и является прерогативой высшего звена управленческих структур. Финансовый анализ представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу. Основными его функциями являются: · всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа; · выявление факторов и причин достигнутого состояния; · подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; · выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности (экономического анализа). Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на предприятиях на финансовый и управленческий учет. Целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия: его прибылей и убытков, изменений активов и пассивов, расчетов с дебиторами и кредиторами и определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности. Объектом финансового анализа является финансовая информация (отчетность), которая должна отвечать требованиям достоверности и открытости, понятности, полезности и значимости, полноты, последовательности, сравнимости, осмотрительности, нейтральности и др. Хотя финансовые отчеты освещают события, имевшие место в прошлом, их данные необходимы для составления планов и прогнозов на будущее, их изучение помогает установить недостатки в работе предприятия в целом и в отдельных секторах его деятельности, выявить резервы совершенствования управления производственными, коммерческими и финансовыми операциями. Субъектами анализа выступают две группы заинтересованных в деятельности предприятия пользователей информации: 1) собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия, руководство, интерпретирующие ее исходя из своих интересов; 2) аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы, которые должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: · анализ финансовых результатов деятельности предприятия; · анализ финансового состояния предприятия; · анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов, основанных на дедуктивном (от общего к частному) методе: · горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; · вертикальный (структурный) позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; · трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ; · анализ относительных показателей – это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей; · сравнительный (пространственный) анализ осуществляется как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних структур, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными; · факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он может быть как прямым, т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Количественные методы финансового анализа подразделяются на: · статистические, к которым относятся наблюдение, абсолютные и относительные показатели (коэффициенты), расчеты средних величин, ряды динамики, сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам, сравнение, индексы, детализация, графические методы; · бухгалтерские, включающие метод двойной записи, бухгалтерский баланс и др.; · экономико-математические – методы элементарной математики, математического анализа (дифференцирование, интегрирование и др.), математической статистики, экономические методы (национальное счетоводство, баланс народного хозяйства и др.), методы математического программирования (оптимизация, линейное, нелинейное и квадратичное программирование), методы исследования операций (управление запасами), методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики; · эвристические методы. Финансовое состояние предприятий характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров, государственные, финансовые, налоговые и др. органы. Анализ финансового состояния включает последовательное осуществление следующих видов анализа: 1) предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и его финансовых показателей за отчетный период; 2) анализ финансовой устойчивости предприятия; 3) анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия; 4) анализ финансовых результатов; 5) анализ использования оборотных средств; 6) оценка потенциального банкротства предприятия. Оценка финансового состояния предприятия проводится на основе данных стандартных балансовых отчетов, куда входят: Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о прибылях и убытках (форма №2); Отчет об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др. При анализе финансового состояния предприятия на момент составления отчетности рассчитывается ряд абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели показывают в абсолютном выражении следующие значения: · активы = валюта баланса по активу; · собственные активы = валюта баланса – нематериальные активы – долгосрочные пассивы – краткосрочные пассивы; · собственные средства = капитал и резервы. В табл. 7 приведены относительные показатели, используемые в финансовом анализе, для оценки финансового состояния предприятия. Таблица 7 Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы [157]
Окончание табл. 7
После определения финансового состояния предприятия важной задачей является исследование показателей его финансовой устойчивости. Предприятие считается финансово устойчивым, если состояние его счетов гарантирует его постоянную платежеспособность. В зависимости от наличия источников формирования запасов и затрат различают абсолютную, нормальную, предкризисную и кризисную финансовую устойчивость. Абсолютная устойчивость финансового состояния встречается редко и представ- Ез < Соб.ср + Скк. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая его платежеспособность, выражается равенством: Ез = Соб.ср + Скк. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств: Ез = Соб.ср + Скк + Со. Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов и затрат краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд: Ез > = Соб.ср + Скк, где Ез – запасы и затраты; Соб.ср – собственные оборотные средства; Скк – краткосрочные кредиты и заемные средства; Со – источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и др.). Финансовая устойчивость предприятия может быть восстановлена за счет сокращения запасов и затрат. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнить платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Она влияет на формы и условия коммерческих сделок, в т.ч. на возможность получения кредита и условия его предоставления. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, краткосрочную задолженность). Платежеспособность рассчитывается как отношение мобильных средств предприятия к его текущим обязательствам. Чем выше этот показатель, тем быстрее предприятие может выполнить предъявляемые требования. Уменьшение объема ликвидных активов, равно как и увеличение доли ненадежной задолженности предприятия, снижает его платежеспособность, уровень которой в значительной мере определяется состоянием оборотных средств. Платежеспособность предприятия в области долговых обязательств выражает ликвидность его баланса, т.е. способность покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по сорокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на следующие группы: А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения); А2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и пр. оборотные активы); А3 – медленно реализуемые активы (запасы, за исключение «Расходов будущих периодов», и долгосрочные финансовые вложения, уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий); А4 – труднореализуемые активы (основные средства и иные внеоборотные активы, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу). Пассивы группируются по степени срочности их оплаты: П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и ссуды, не погашенные в срок); П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства); П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства); П4 – постоянные пассивы (источники собственных средств, за исключением «Расходов будущих периодов»). Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 > = П1 А2 > = П2 А3 > = П3 А4 < = П4 Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств. Невозможность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. В случае неспособности предприятия выполнить свои денежные обязательства в установленные сроки оно может быть признано несостоятельным (банкротом).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |