Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование прибыли предприятия, его доходов и расходов




Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя, т.е. актом реализации, и представляет собой завершение последней стадии кругооборота средств производства, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.

Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия или в его кассу за реализованную продукцию. Она является основным видом денежных доходов предприятия, одним из главных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.

Несвоевременность поступления выручки приводит к задержкам выплаты заработной платы работникам, расчетов с поставщиками, возникновению задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, и т.д.

В целях налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав признается доходом от реализации, что регламентируется 25 главой НК РФ и отражается в учетной политике предприятия.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода (начислений, кассовый) признания доходов и расходов.

Реализованной продукцией считается либо отгруженная (метод начислений), либо оплаченная (кассовый метод) продукция.

Выручка от реализации формиру ется в результате: 1) текущей (основной), 2) инвестиционной и 3) финансовой деятельности предприятий.

Первая выступает в виде выручки от реализации продукции, вторая – в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг других эмитентов и третья – от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Для определения выручки необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов.

Выручка (В) определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов двумя методами:

· метод прямого счета основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. В этом случае выручка определяется как

В = Р х Ц,

где Р – объем реализованной продукции;

Ц – цена единицы продукции;

· расчетный метод, основой которого является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки, позволяет определить выручку следующим образом:

В = Он.г + Т – Ок.г,

где Он.г – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок.г – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

На величину выручки от реализации влияют факторы, зависящие и независящие от деятельности предприятия:

· факторы, зависящие от деятельности предприятия:

- в сфере производства – объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;

- в сфере обращения – уровень применяемых цен, ритмичность, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов;

· факторы, не зависящие от деятельности предприятий: нарушение договорных условий поставки материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Выручка используется на: оплату счетов поставщиков сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта. Из нее выплачивается заработная плата, дивиденды, налоги, оказывается материальная помощь, возмещается износ основных фондов, погашается кредит и проценты по нему, формируется прибыль.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, его полезности. Она является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности предприятия, и формируется в сфере реализации продукции под воздействием спроса и предложения. Сущность цены как экономической категории раскрывается в учетной, стимулирующей, распределительной функциях, а также она способствует сбалансированию спроса и предложения и рациональному размещению производства.

При определении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитывать следующие факторы:

· уровень потребительского спроса на эту продукцию;

· эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

· меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий-монополистов);

· возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

· уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов[153].

В настоящее время в РФ в основном применяются свободные рыночные цены, величина которых определяется спросом и предложением. Переход к свободному ценообразованию сопровождался значительными инфляционными явлениями. Но для узкого круга товаров, производимых естественными монополиями (энергоносители, транспорт и т.д.), используется государственное регулирование цен.

Различают также оптовые цены (предприятия, промышленности), отпускные, розничные и др.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль предприятия. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется за пределы отрасли. При определении цены целесообразно применять цены-франко, показывающих, до какого пункта покупатель свободен от расходов по доставке.

Отпускная цена включает оптовую цену плюс акциз на подакцизные товары.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению.

Важным условием предпринимательской деятельности является получение дохода. Суммарный годовой доход предприятия, полученный в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), называется валовым доходом и определяется как разница между выручкой и материальными затратами на производство и реализацию продукции. Он характеризуется вновь созданной трудом стоимостью и включает средства на оплату труда и чистый доход. Величина валового дохода зависит от цены и материальных затрат. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений на социальное страхование, налогов и сборов. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат (прибыль, убыток) предпринимательской деятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функции.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль – важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей. Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:

· себестоимости продукции;

· объема реализации;

· уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и величиной произведенных расходов. Она является объектом распределения и использования.

Различают следующие виды прибыли:прибыль от реализации; валовая (балансовая) прибыль;прибыль от внереализационных операций; налогооблагаемая; чистая прибыль; прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций прибылью в целях налогообложения признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам в целях налогообложения относятся:

· доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

· внереализационные доходы.

Доходом от реализации, как уже говорилось выше, признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: от долевого участия в других организациях; в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции, признанные должником, за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав и т.д. (ст.ст. 248–250 Гл. 25 НК РФ).

В целях налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на:

· расходы, связанные с производством и реализацией;

· внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование и прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Они подразделяются на:

· материальные расходы;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие расходы.

К материальным расходам относятся следующие затраты налогоплательщика: на приобретение сырья и материалов, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, комплектующих изделий, топлива, воды и энергии всех видов, работ и услуг производственного характера, а также связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения и другие аналогичные расходы.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаютсялюбые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов в денежном выражении за отчетный период определяется исходя из их балансовой стоимости и утвержденных норм амортизации, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: суммы налогов и сборов, начисленные в установленном порядке; расходы на сертификацию продукции и услуг; суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги); суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы и др.

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде; суммы безнадежных долгов; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; расходы в виде недостачи материальных ценностей, а также убытки от хищений, пожаров, аварии, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций; убытки по сделке уступки права требования (ст.ст. 252–254, 264 Гл. 25 НК РФ).

В бухгалтерском учете правила формирования информации о доходах и расходах организации (кроме кредитных и страховых организаций), регламентируются ПБУ 9/99 №32 и ПБУ 10/99 №33 от 6 мая 1999 г.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации ранее подразделялись на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, а в настоящее время на:

· доходы от обычных видов деятельности;

· прочие доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена, то принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку.

Прочими доходами являются(прочие поступления):

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· сумма дооценки активов и прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.[154]

Расходами организации в целях бухгалтерского учета признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются:

· расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров;

· расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг;

· расходы по возмещению стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Прочими расходами являются:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме иностранной валюты, товаров, продукции;

· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности, и прочие операционные расходы;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· курсовые разницы;

· сумма уценки активов;

· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий и пр.

Прочими также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

· сумма расхода может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы признаются в Отчете о прибылях и убытках:

· с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

· путем их обоснованного распределения между отчетным периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

· по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

· независимо от того, как они принимаются, для целей расчета налогооблагаемой базы;

· когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

В Отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, прочие расходы[155].

Планирование прибыли составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Задачей финансового планирования является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов. Планирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью получения прогноза динамики его развития, включающего: оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов; оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга; изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием; анализ фактических остатков готовой продукции на складе; оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.

Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, аналитическим и смешанным.

Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу:

Пр.п = Пн.г + Пт.г – Пк.г,

где Пр.п – прибыль от реализации продукции;

Пн.г – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;

Пт.г – прибыль от выпуска товарной продукции в течение года;

Пк.г – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.

Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета.

Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода.

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Рентабельность характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

В первую группу входит показатель рентабельности единицы продукции (Рпрод), который определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Рпрод = П / С.

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

ROS = Пр.п / В,

где ROS – рентабельность продаж (Return on Sales);

Пр.п – прибыль от реализации;

В – выручка от реализации.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций):

ROA = П/Аср,

где ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);

Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств.

Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, – собственных средств и рассчитывается как

ROE = ЧП/ ПIII,

где RОЕ – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);

ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE. На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели.

Это, прежде всего, показатели рентабельности акций (EPS).

Прибыль на 1 акцию:

EPS = ЧПА /КА,

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;

КА – среднее число обращающихся за год акций.

Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит

Р /E = РЦА /EPS,

где РЦА – рыночная цена акции и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.