Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения об ощущениях




Ключевые понятия

К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. Практикум по общей психологии. - Москва-Воронеж, - 2002.- С. 141.

 

 

Ощущение, чувственный, раздражитель, возбуждение, сен­сорный голод, сенсорная депривация, сенсорная система, орга­ны чувств, рецептор, электрические (нервные) сигналы, коди­рование, афферентный, эфферентный, рецептивные зоны, рефлекторность, субсенсорный, модальность, интермодальный, органический, дистантный, контактный, интероцептивный, экстероцептивный, проприоцептивный, магнитное поле, интенсив­ность, латентный, пространственная локализация, интенсивность, последействие, измерение ощущений, абсолютный и относи­тельный (разностный) порог, чувствительность, сенсорный ряд, психометрическая функция, законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса, Забродина, слуховые ощущения, кон­сонанс, диссонанс, механизм слуховых ощущений, зрительные ощущения, чувствительность зрения, острота зрения, ахромати­ческий, хроматический, сетчатка, колбочки, палочки, теории цвета, период зрительной реакции, критическая частота мелькания, микродвижения, боковое зрение, моргание, кожные ощущения, рецепторы прикосновения, температуры, боли, эстезиометр, так­тильные ощущения, кожная депривация, вкусовые ощущения, обонятельные ощущения, осязательные ощущения, кинестети­ческие ощущения, ощущения равновесия, вестибулярный аппа­рат, вибрационные ощущения, темновая и световая адаптация, тактильная адаптация, взаимодействие ощущений, экстрасенсо­рика, развитие ощущений, контраст, синестезия, сенсибилизация, дальтонизм, «куриная слепота», атаксия.

 

1.2.1. Сущность ощущений

Ощущенияэто психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов и явлений, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

 

Путь к познанию окружающей среды и собствен­ных состояний начинается у человека с ощущений. Ощущения позволяют ему ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оце­нивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.

Ощущение (лат. sensus - восприятие) - это пси­хический познавательный- (сенсорный) процесс отра­жения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредствен­но воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обра­ботка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завя­зать глаза и предложить прикоснуться кончиком паль­ца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдель­ных свойств предмета (например, о том, что это пред­мет твердый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображени­ем объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свой­ственны всем живым существам, обладающим нервной системой.

Ощущения одновременно и объективны, и субъек­тивны. Объективность состоит в том, что в них отра­жен реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психи­ческого состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чув­ства, вызывать простейшие эмоциональные пережи­вания. Например, ощущение раздавшегося где-то ря­дом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения ма­шины. Негативные переживания порождаются ощу­щениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

 

               
   
ОЩУЩЕНИЯ
 
 
 
   
- основные внешние признаки предметов и явлений   - состояние внутренних органов
 
- рецепторов, воспринимающих раздражения   - проводящих центростремительных нервных путей   - центральных корковых отделов анализаторов    

 


На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предме­тов и явлений. С ощущений как бы начинается пси­хика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материн­ского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь разверну­лись серьезные дискуссии по вопросам:

- Можно ли считать ощущения человека основным ис­точником знаний о себе и окружающем мире?

- Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной действительности?

 

Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера: «Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде».

Наибольшие разногласия выявились между пред­ставителями идеалистического и материалистичес­кого мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы от­гораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий ре­ального мира, а возбуждают внутренние психичес­кие процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действи­тельные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов:

- врожденные инстинкты не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного);

- красота, гармония, добро, справедливость также не мо­гут быть объяснены с позиций ощущений;

- необъективность ощущений доказывают зрительные и слуховые иллюзии.

В пользу позиции «идеалистов» свидетельству­ют и результаты исследований ощущения и воспри­ятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет- психическое явление. Наша психика реагиру­ет не на цвет как таковой, а на длину волны, излучае­мую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же вос­принимает данный цвет в силу субъективного усвое­ния жизненного опыта.

Позиция представителей материалистического мировоззрения противоположна:

• объективное отражение реального мира человеком воз­можно и реализуется через исторически сформиро­ванные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда со­зерцает», - говорил Леонардо да Винчи.);

• ощущения являются главным источником знаний че­ловека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способ­ным ощущать;

• ощущения животных, в отличие от ощущений челове­ка, ограничены биологическими потребностями (на­пример, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверх­ности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека.

Представители материализма возражают «субъек­тивистам», приводя многочисленные факты из реаль­ной жизни:

• человек, лишенный от рождения способности, напри­мер, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собе­седников так, как это доступно человеку с нормаль­ным слухом;

• ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка;

• ощущения чаще всего возникают и исчезают в те моменты, когда появляются и исчезают воздействия внешней среды;

• различные внешние воздействия вызывают соответ­ствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма диффе­ренцированно отражают реальный мир;

• человек, изолированный продолжительное время от воздействий внешнего мира (помещенный, например, в сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впослед­ствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».

 

Если бы сторонники этих противоположных взгля­дов могли внимательнее прислушаться друг к другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому нача­лу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.

 

1.2.2. Количественные характеристики ощущений. Пороги ощущений.

Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и прак­тики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит найти чис­ловое соотношение между параметрами раздражите­ля, воздействующего на рецептор, и свойствами воз­никающих при этом ощущений. Основными ко­личественно измеряемыми характеристиками ощу­щений являются их пороги и чувствительность.

Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сиг­налы находились за порогами слышимости челове­ческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

Нижний абсолютный порог ощущений - это ми­нимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых мень­ше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

- зрительные ощущения света от пламени свечи, горя­щей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;

- слуховые ощущения звука от тиканья ручных механи­ческих часов в полной тишине возникают на расстоя­нии 6 м;

- ощущение сахара в воде появляется, когда одну чай­ную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исче­зают, либо возникают болевые ощущения (например, на расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук тур­бин, работающих на полную мощность, воспринимает­ся как боль в ушах).

Относительный порог ощущений (другие назва­ния: порог различения, разностный порог) - это ве­личина, на которую нужно изменить уже действую­щий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не за­метит этого. У него не возникнет ощущения, что тем­пература повысилась на 0,5°. Если же изменить тем­пературу на 5% от исходной величины (в данном при­мере на 1°), то ощущения, что температура измени­лась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры ра­вен 5% от исходной величины (для данного наблю­даемого температурного диапазона).

Примеры относительных порогов ощущений:

- изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это зна­чит, что для появления ощущения изменения веса не­обходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);

- изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.

Величина порогов обусловлена рядом факторов:

- характером деятельности человека (дегустатору под­властна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);

- мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более сла­бые входные раздражители);

- возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вку­сового анализатора);

- уровнем гуманитарного образования и общей культу­ры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира).

С понятием порога тесно связано понятие «чув­ствительности». Если у какого-то человека при воз­действии слабого раздражителя ощущение появля­ется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и отно­сительную (разностную) чувствительность.

Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений:

АЧ = 1/АП.

Относительная (разностная) чувствительность ОЧ - это чувствительность к изменению раздражи­теля R, действующего в данный момент на органы чувств человека. В математической форме это выра­жается следующим образом:

ОЧ = AR/R,

где AR — величина, на которую должен измениться раздражи­тель R, чтобы у человека появилось ощущение такого изменения.

 

Существуют так называемые закономерности и правила ощущений. Вот некоторые из них.

Правило Вебера-Фехнера: показатель разностной чувствительности равен отношению величины добав­ления к исходной чувствительности, достаточной для появления ощущения изменения (АР), к исходному фону(Р):

АР/Р=к

Закон Бугера-Вебера: разностный порог ощущений для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину.

Константа Вебера — постоянная величина, выражающая отношение того минимального приращения силы раздражителя к исходному уровню, которое по­зволяет зафиксировать в нем изменение.

 

 

Абсолютные и разностные пороги для различных анализаторов  
Анализатор Абсолютный порог Разностный порог
  Единицы измерения Примерная величина Единицы измерения Примерная величина
Зрительный лк. 4.10 '-10' лк. угл. мин. 1% от исход­ной интенсив­ности 0,6-1,5
слуховой дина/см2 0,0002 ДБ 0,3-0,7
тактильный мг/мм 3-300 мг/мм2 7% от исходной интенсивности
вкусовой „> мг/л 10-10000 мг/л 20% от исход­ной концент­рации
обонятельный мг/л 0,001-1 мг/л 16-50%, тоже 2,5-9% от ис­ходной вели­чины
кинестетиче­ский кг кг  
температурный С" 0,2-0,4 с"  
вестибулярный (ускорение при вращении и пря­молинейном движении) м/с' 0,1-0,12    
Значение константы Вебера для разных органов чувств  
Виды ощущений Константа Вебера для данного вида ощущений  
Высота звука 0,003  
Яркость света 0,017  
Вес предмета 0,02  
Громкость звука 0,1  
Давление на поверхность кожи 0,14  
Вкус соляного раствора 0,2  
                 

 

Закон Г. Фехнера: изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя.

 

 

Кривая Фехнера

 

 

3

 

 
 


 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.