КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения об ощущениях
Ключевые понятия К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. Практикум по общей психологии. - Москва-Воронеж, - 2002.- С. 141.
Ощущение, чувственный, раздражитель, возбуждение, сенсорный голод, сенсорная депривация, сенсорная система, органы чувств, рецептор, электрические (нервные) сигналы, кодирование, афферентный, эфферентный, рецептивные зоны, рефлекторность, субсенсорный, модальность, интермодальный, органический, дистантный, контактный, интероцептивный, экстероцептивный, проприоцептивный, магнитное поле, интенсивность, латентный, пространственная локализация, интенсивность, последействие, измерение ощущений, абсолютный и относительный (разностный) порог, чувствительность, сенсорный ряд, психометрическая функция, законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера, Стивенса, Забродина, слуховые ощущения, консонанс, диссонанс, механизм слуховых ощущений, зрительные ощущения, чувствительность зрения, острота зрения, ахроматический, хроматический, сетчатка, колбочки, палочки, теории цвета, период зрительной реакции, критическая частота мелькания, микродвижения, боковое зрение, моргание, кожные ощущения, рецепторы прикосновения, температуры, боли, эстезиометр, тактильные ощущения, кожная депривация, вкусовые ощущения, обонятельные ощущения, осязательные ощущения, кинестетические ощущения, ощущения равновесия, вестибулярный аппарат, вибрационные ощущения, темновая и световая адаптация, тактильная адаптация, взаимодействие ощущений, экстрасенсорика, развитие ощущений, контраст, синестезия, сенсибилизация, дальтонизм, «куриная слепота», атаксия.
1.2.1. Сущность ощущений Ощущения – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов и явлений, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений. Ощущения позволяют ему ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д. Ощущение (лат. sensus - восприятие) - это психический познавательный- (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.). Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражен реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет». Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.
На бытовом уровне люди связывают ощущения с процессами познания отдельных свойств предметов и явлений. С ощущений как бы начинается психика человека. Новорожденный входит в этот мир через ласковый голос матери, вкус и запах материнского молока, через ощущение ее нежных рук. Что же касается уровня научных взглядов, то здесь развернулись серьезные дискуссии по вопросам: - Можно ли считать ощущения человека основным источником знаний о себе и окружающем мире? - Соответствует ли то, что ощущает человек, реальной действительности?
Суть этих дискуссий отражена в высказывании Ж. Лабрюйера: «Я не дерзну утверждать, что огонь жарок не сам по себе, а только благодаря ощущениям, возникающим у нас, когда мы приближаемся к нему, ибо опасаюсь, как бы в один прекрасный день он не стал столь же горячим, каким был прежде». Наибольшие разногласия выявились между представителями идеалистического и материалистического мировоззрений. Первые убеждены: ощущения лишь мешают человеку познать мир, они как бы отгораживают его от реальной среды, вносят искажения в получаемую со стороны информацию. Органы чувств, по их мнению, не отражают внешних воздействий реального мира, а возбуждают внутренние психические процессы, генетически заложенные от природы. Этим создается субъективная видимость внешнего мира. Другими словами, человек ощущает лишь свои собственные субъективные состояния, но не действительные предметы и явления мира. Вот некоторые доводы идеалистов: - врожденные инстинкты не порождаются ощущениями (например, сосательные движения новорожденного); - красота, гармония, добро, справедливость также не могут быть объяснены с позиций ощущений; - необъективность ощущений доказывают зрительные и слуховые иллюзии. В пользу позиции «идеалистов» свидетельствуют и результаты исследований ощущения и восприятия человеком цвета. Так, физики заявляют, что для человеческого глаза цвет не существует, имеется лишь субъективное его восприятие. Другими словами, цвет- психическое явление. Наша психика реагирует не на цвет как таковой, а на длину волны, излучаемую данным предметом. Например, видимость любого цвета можно создать интерференцией (смешением) различных электромагнитных волн. Человек же воспринимает данный цвет в силу субъективного усвоения жизненного опыта. Позиция представителей материалистического мировоззрения противоположна: • объективное отражение реального мира человеком возможно и реализуется через исторически сформированные специальные воспринимающие органы чувств («Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерцает», - говорил Леонардо да Винчи.); • ощущения являются главным источником знаний человека. Без ощущений не возникло бы и его сознание. К человеку, потерявшему на какое-то время сознание, оно возвращается, как только он становится способным ощущать; • ощущения животных, в отличие от ощущений человека, ограничены биологическими потребностями (например, гадюка реагирует на легкую вибрацию поверхности земли от шагов человека, но не реагирует на цвет его одежды). Таково примерно и соотношение уровней развития психики животных и человека. Представители материализма возражают «субъективистам», приводя многочисленные факты из реальной жизни: • человек, лишенный от рождения способности, например, ощущать звук, не может представить себе игру флейты, бой барабана или тональность голосов собеседников так, как это доступно человеку с нормальным слухом; • ограниченность приема информации в раннем детстве приводит к задержке психического развития ребенка; • ощущения чаще всего возникают и исчезают в те моменты, когда появляются и исчезают воздействия внешней среды; • различные внешние воздействия вызывают соответствующие им ощущения, т.е. ощущения весьма дифференцированно отражают реальный мир; • человек, изолированный продолжительное время от воздействий внешнего мира (помещенный, например, в сурдокамеру), впадает в сонное состояние и впоследствии тяжело переносит такой «сенсорный голод».
Если бы сторонники этих противоположных взглядов могли внимательнее прислушаться друг к другу, то, очевидно, они пришли бы к некоторому согласию в том, что ощущения обязаны и генетическому началу, и резервам для развития, таящимся в жизненном опыте индивида.
1.2.2. Количественные характеристики ощущений. Пороги ощущений. Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность. Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах. Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов: - зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м; - слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м; - ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, на расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах). Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это величина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на 1°), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры равен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона). Примеры относительных порогов ощущений: - изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть); - изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003. Величина порогов обусловлена рядом факторов: - характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям); - мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители); - возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вкусового анализатора); - уровнем гуманитарного образования и общей культуры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира). С понятием порога тесно связано понятие «чувствительности». Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность. Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений: АЧ = 1/АП. Относительная (разностная) чувствительность ОЧ - это чувствительность к изменению раздражителя R, действующего в данный момент на органы чувств человека. В математической форме это выражается следующим образом: ОЧ = AR/R, где AR — величина, на которую должен измениться раздражитель R, чтобы у человека появилось ощущение такого изменения.
Существуют так называемые закономерности и правила ощущений. Вот некоторые из них. Правило Вебера-Фехнера: показатель разностной чувствительности равен отношению величины добавления к исходной чувствительности, достаточной для появления ощущения изменения (АР), к исходному фону(Р): АР/Р=к Закон Бугера-Вебера: разностный порог ощущений для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Константа Вебера — постоянная величина, выражающая отношение того минимального приращения силы раздражителя к исходному уровню, которое позволяет зафиксировать в нем изменение.
Закон Г. Фехнера: изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя.
Кривая Фехнера
3
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |