КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды ощущений по месту расположения рецепторов
Классификация ощущений Основные формы изменения чувствительности 10 100 1000 Адаптация — приспособление анализатора к внешним условиям, снижение или повышение его чувствительности. Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.
Виды сенсибилизации Устойчивая (носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме). Временная (зависит от временных экстренных воздействий на организм — физиологических или психологических).
1.3.1. Основные схемы видов ощущений Виды ощущений
Экстероцептивные ощущения – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, температурные, тактильные).
Интероцептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов (болевые, равновесия, ускорения).
Проприоцептивные – мышечно-двигательные ощущения, отражающие движение нашего тела. Носят сложный характер, включают в себя разнообразную информацию о положении тела в пространстве. Ощущения в зависимости от того, какие их свойства требуется подчеркнуть, классифицируют по признакам: - по виду модальности различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения; - по уровню осознания ощущения подразделяют на осознаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения) и неосознаваемые, или субсенсорные (например, ощущения равновесия). К субсенсорным раздражителям относятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, о которых периодически оповещают население через средства массовой информации. Эти незримые раздражители оказывают возбуждающее или угнетающее действие на нервную систему человека, порождая состояния страха, агрессии, уныния; - по месту расположения рецепторов ощущения подразделяют на интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные. Ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма и связанные с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов, называют интероцептивными. В этой связи их иногда называют органическими. К ним относятся ощущения голода, жажды, боли и др. Эти ощущения вызывают эмоциональные переживания. Экстероцептивные ощущения обеспечивают человека сведениями из внешней среды. Те из них, которые порождаются при непосредственном контакте с источником раздражения, называются контактными (например, вкусовые, осязательные и т.д.). Ощущения, порождаемые источником, находящимся на некотором расстоянии, называются дистантными (слуховые, зрительные и т.д.). Классификационная схема ощущений
Обонятельное ощущение иногда относят к нейтральным между контактными и дистантными, утверждая, что, с одной стороны, источник запаха находится на расстоянии, но молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт с рецепторами человека. Но если придерживаться такой точки зрения, то все ощущения следует отнести к контактным, так как носители информации всегда принадлежат какому-то предмету (включая волны света и звука). Проприоцептивные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве. Их роль велика в регуляции движений человека. Иногда в отдельную группу ощущений выделяют те, которые трудно отнести к какой-либо модальности. Их и называют интермодальными. Таково, например, ощущение вибрации. Существуют и другие классификационные схемы ощущений. Так, иногда в отдельные виды выделяются тактильные, статические, вибрационные, температурные, болевые ощущения. Имеется гипотеза о существовании магнитного ощущения. Она рождена наблюдениями за способностью живых существ (болотные бактерии, пчелы, почтовые голуби, дельфины и некоторые виды обезьян) ориентироваться в магнитном поле Земли. Предполагают, что магнитные ощущения человека локально управляются из области, расположенной под < обонятельными долями мозга. Цивилизация ослабила этот вид ощущений, но многим людям свойственна подсознательная ориентировка, например, в пасмурный день в лесу. Можно предположить также, что установленная связь между активностью Солнца и психическим состоянием людей порождается магнитным ощущением. Именно в эти периоды на 30% увеличивается количество дорожных происшествий (что характерно, во всем мире), в 4 раза увеличивается число суицидов, наблюдается рост заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной систем организма.
1.3.2. Слуховые ощущения
Раздражитель - звуковые волны (колебания частиц воздуха), исходящие от какого-то источника. Эти волны попадают в слуховой проход 1 (резонатор), усиливаются и заставляют вибрировать барабанную перепонку 2. Эти колебания поступают в среднее ухо на усилительный элемент - поршнеподобный механизм среднего уха, состоящий из молоточка 3, наковальни 4 и стремечка 5. Мембрана овального окна 6 передает колебания улитке 8, заполнен-1 ной жидкостью. В улитке расположены чувствительные клетки - рецепторный слуховой аппарат (орган Корти), преобразующий колебания в электрические сигналы.
Упрощенная схема строения уха
Передача акустической информации в мозг осуществляется слуховым нервом 10. По его волокнам сигналы в виде электрических импульсов попадают в слуховой центр головного мозга. Именно здесь завершается формирование слуховых ощущений. Процесс непосредственного формирования слуховых ощущений длится около 180 мс. Выход на качественные показатели требует дополнительного времени (например, на адаптацию, моторику и др.). Во внутреннем ухе находятся также органы поддержания равновесия тела, о которых речь пойдет далее (полукружные каналы 7, окно 9). В соответствии с параметрами звуковых волн различают типы слуховых ощущений человека. Ощущения высоты звука отражают частоту колебаний звуковых волн: чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний измеряется в герцах (Гц). Один герц - это одно колебание в секунду. Диапазон ощущений высоты звука зависит от возраста, психического и физического состояния человека. Нижний порог ощущения высоты звука равен 16-20 Гц, верхний - 20 000-22 000 Гц. Лучше всего высота звука ощущается на частотах в диапазоне 1000-3000 Гц (это галдеж галок, усевшихся на дерево). Звуки, высота которых выше 22 000 Гц (ультразвуки) и ниже 16 Гц (инфразвуки), не сопровождаются слуховыми ощущениями, но оказывают реальное воздействие как на организм (зачастую негативное, проявляющееся в подташнивании, головокружении, физической слабости), так и на саму личность (выражается в повышении конформности, внушаемости). Особо опасны акустические колебания с частотой 7 Гц, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы, вплоть до прекращения работы сердца.
Для примера: высота звука мычания коровы составляет около 900 Гц, стрекотание кузнечика - 15 000 Гц. Ощущения громкости звука отражают амплитуду колебаний звуковых волн: чем больше амплитуда, тем громче звук. Ощущения этого типа субъективны, так как зависят от ориентации головы человека на источник звука, от индивидуальных особенностей человека (особенно его возраста) и от высоты звука. Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). (Для общего представления: один децибел - это громкость звука от ручных механических часов, находящихся на расстоянии 0,5 м.) Нижний абсолютный порог слуха по громкости звука составляет примерно 0,1 дБ. Верхний порог (примерно 140 дБ) может вызывать болевые ощущения. Для ориентировки: - разговор шепотом — 20 дБ; - обычный разговор собеседников - 16-22 дБ; - интенсивное уличное движение - 80 дБ; - шум турбин реактивного самолета на расстоянии 250 м- НО дБ; - сильный раскат грома во время грозы - 120 дБ; - музыка рок-группы — 140 дБ. Громкость звука от 85 дБ и выше считается небезопасной. Она способна разрушать рецепторы слуха. Особенно это касается тех случаев, когда громкий звук невозможно контролировать слушателю (это звуки, исходящие от чужих источников). Громкий звук своего источника (магнитофона, например) переносится легче. Известно, что шум в 65 дБ снижает внимание человека на 15%. Защита слуховой системы от сверхсильных звуков обеспечивается снижением интенсивности акустических воздействий благодаря работе мышц, соединяющих барабанную перепонку со слуховыми кос- точками. При слабых раздражителях мышцы усиливают работу 3-косточного механизма, при сильных -ослабляют. Ощущение продолжительности звука отражает возможность слухового анализатора реагировать на звуки различной продолжительности звучания. При длительности звука 2-3 мс человек лишь отмечает факт его наличия, но не может определить качественные параметры, воспринимает такой звук как щелчок. Минимальная продолжительность отчетливого ощущения, например высоты тона, равна 50 мс. Ощущения тембра звука отражают форму колебания звуковых волн. Тембр - это своеобразная «окраска» звуков, имеющих одинаковую высоту и громкость, но издаваемых разными источниками (гитарой и аккордеоном, например). В реальной обстановке звуки представляют собой сочетание звуковых колебаний различных частот. Так, звучание камертона, который используют для настройки музыкальных инструментов, соответствует частоте колебания ноты «соль». Об этом знают все музыканты. Различают звуковые колебания гармоничные (консонанс) и негармоничные (диссонанс). Чрезмерно интенсивные звуки не просто вызывают неприятные ощущения. Они опасны для жизни человека. Об этом известно с древних времен. Так, еще в III в. до н. э. в Китае был издан приказ следующего содержания: «Того, кто оскорбит могущественнейшего, впредь не вешать, а слушать ему без перерыва игру флейтистов и барабанщиков, пока не падет замертво, ибо это самая мучительная смерть, которой может умереть человек». Установлено, что у городских жителей острота слуха заметно снижается уже к 30 годам. Для сельских жителей эта цифра равна 70. Более того, шум уменьшает продолжительность жизни человека на 8-12 лет.
Следует отметить, что человек не может находиться продолжительное время в абсолютно полной тишине, ведь он подсознательно связывает звуки с ритмами текущей жизни. Установлено, что полное отсутствие звуков порождает пассивность, снижает настроение, вызывает психические расстройства. Механизм слуховых ощущений остается до сих пор не выясненным до конца. Так, английский физик Э. Резерфорд предположил, что слуховая мембрана колеблется с частотой источника звука. Затем эти колебания преобразовываются в электрические сигналы и передаются в мозг. Этой гипотезе противоречит тот факт, что по нервным путям могут передаваться импульсы с частотой, не превышающей 1000 Гц. Но ведь, как было сказано, верхний порог ощущений составляет около 20 000 Гц. Как же осуществляется передача звуков с более высокими частотами? Вопрос остается без ответа. Известный немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц выдвинул идею о том, что под действием звуков разной частоты различные участки слуховой мембраны деформируются по-разному и тем самым передают в мозг звуковые колебания различной частоты. Однако выяснилось, что колебания при частоте 50 Гц и ниже вызывают равномерную деформацию мембраны по всей ее поверхности. Возможно, истина заключается в соединении обеих гипотез. Слуховые центры ствола мозга связаны со структурами моторных систем и ретикулярной формации. Это обеспечивает выполнение рефлекторных реакций человека в ответ на акустические воздействия (сокращение мышц среднего уха, поворот головы в сторону источника звука и др.). 1.3.3. Зрительные ощущения Упрощенная схема строения глаза
На рисунке можно видеть, как раздражитель -электромагнитные волны высокой частоты - через прозрачную роговицу 3, белковую оболочку 2, сосудистую оболочку 4, радужку 5 и хрусталик 7 воздействует на сетчатку глаза 8. Последняя представляет собой совокупность нервных клеток (фоторецепторов) двух типов: колбочек и палочек. Собственно ощущение цвета и формы предметов обеспечивается работой колбочек. Палочки же (более чувствительные тельные элементы) реагируют лишь на параметры яркости света (черное-белое). Так, при достаточно высокой освещенности объектов, когда имеется возможность их рассмотреть, основная нагрузка ложится на колбочки. При сумеречной освещенности объектов «инициатива» переходит к палочкам, и человек получает ощущение «серого» мира (как говорят, ночью все кошки серые).
В чувствительных клетках сетчатки световая энергия преобразуется в энергию нервных импульсов. Эти сигналы по волокнам зрительного нерва 1 через структуры среднего и промежуточного мозга передаются в затылочную область коры головного мозга. Здесь расположена зрительная сенсорная кора. Через средний мозг зрительная система взаимодействует с другими сенсорными системами и моторикой. Эти связи обеспечивают различные зрачковые рефлексы. Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза - это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте). Зрительные ощущения - это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой. Ощущениям того или иного цвета соответствуют волны различной длины. Различают ахроматические (черный, белый, серый) и хроматические цвета (зеленый, синий и др.). Человеческий глаз различает до 300 оттенков ахроматического цвета и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях. Установлено, что ахроматические цвета принадлежат тем объектам, которые равномерно отражают волны различной длины. Хроматические появляются у тех объектов, которые отражают лишь волны определенной длины, а остальные поглощают. В этой связи недалеки от истины рассуждения тех, кто говорит, что окружающий нас материальный мир бесцветен. Собственно, цвет предмета обусловлен теми составляющими волнового спектра, которые этот предмет отражает, поглощает или пропускает через себя. Если человек ощущает синий цвет предмета, то это значит, что данный предмет отражает только волны синего цвета. В настоящее время существует две теории цветового зрения: трехцветовая и двухцветовая. Согласно трехцветовой теории, зрение обладает тремя типами рецепторов: красноощущающих, зеленоощущающих и фиолетовоощущающих. Световой раздражитель той или иной длины волны одновременно воздействует на все эти рецепторы, но в различной степени. Это и создает все известные хроматические цвета. При одинаковой степени возбуждения всех рецепторов возникает ощущение белого цвета. Сторонники двухцветовой теории говорят о наличии в зрении только двух типов рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией: один тип реагирует на красный или зеленый цвет, другой - на синий или желтый. Все зависит от сбалансированности светового раздражителя. Например, если обе пары цветов представлены в раздражителе в одинаковой мере, то объект будет представляться человеку бесцветным, ахроматическим. Попытки «примирить» данные теории привели к созданию компромиссной двухстадийной теории. Суть ее в следующем. Рецепторы красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего типов служат источником информации для рецепторов с парной оппонентной цветовой ориентацией. Эти структуры как бы образуют две стадии работы механизма цветового зрения. Идея двухстадийности появилась с открытием цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе. Активность этих клеток зависит от диапазона длин волн, в котором работает в текущий момент зрительная система. Например, скорость возбуждения некоторых нейронов увеличивается при раздражении сетчатки глаза синим цветом и уменьшается при реакции на желтый цвет. Процессы зрительных ощущений характеризуются чувствительностью (порогами ощущений), остротой зрения, латентным периодом зрительной реакции, критической частотой мелькания, инерцией зрения. Чувствительность глаза к волнам различной длины различна.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |