Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды ощущений по месту расположения рецепторов




Классификация ощущений

Основные формы изменения чувствительности

10 100 1000

Адаптация — приспособление анализатора к внеш­ним условиям, снижение или повышение его чувстви­тельности.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

 

Отличие адаптации от сенсибилизации
Адаптация Сенсибилизация
Чувствительность меняется в обе стороны: повышая и понижая свою остроту. Чувствительность только повышается.
Изменения чувствительности зависят от условий окружающей среды. Изменения чувствительности зависят от изменений самого ор­ганизма — физиологических или психологических.

 

Виды сенсибилизации

Устойчивая (носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в ор­ганизме).

Временная (зависит от временных экстренных воздей­ствий на организм — физиологических или психологиче­ских).

 

Факторы, влияющие на разные виды сенсибилизации
Устойчивая сенсибилизация Временная сенсибилизация
Возраст: чувствительность возра­стает к 30 годам и затем постепен­но снижается. Фармакологические воздействия: адреналин, феналин (бенгидрин) повышают чувствительность, пи­локарпин — снижает.
Тип нервной системы: слабый тип нервной системы обладает боль­шей чувствительностью. Взаимодействие ощущений.
Эндокринный баланс организма: из­менения ЭБО при беременности, гиперфункции щитовидной желе­зы, утомлении, астеническом со­стоянии, истерии ит.п. приводят к изменению чувствительности. Условнорефлекторное повышение чувствительности.
Опыт. Установки.
Ориентировочная реакция — сложная реакция орга­низма на новизну ситуации. Проявляется в повыше­нии чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.
Контраст ощущений — изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующе­го или сопутствующего раздражителя.

 

 

1.3.1. Основные схемы видов ощущений

 
 


Виды ощущений

                         
   
 
     
 
   
   
   
 

 

 


 

Экстероцептивные ощущения – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, температурные, тактильные).

 

 

Интероцептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов

(болевые, равновесия, ускорения).

 

Проприоцептивные – мышечно-двигательные ощущения, отражающие движение нашего тела. Носят сложный характер, включают в себя разнообразную информацию о положении тела в пространстве.

Ощущения в зависимости от того, какие их свой­ства требуется подчеркнуть, классифицируют по при­знакам:

- по виду модальности различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения;

- по уровню осознания ощущения подразделяют на осо­знаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения) и неосознаваемые, или субсенсорные (например, ощущения равновесия).

К субсенсорным раздражителям отно­сятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, о которых периодически оповещают население через средства массовой информации. Эти незримые раздражители оказыва­ют возбуждающее или угнетающее действие на нервную систе­му человека, порождая состояния страха, агрессии, уныния;

- по месту расположения рецепторов ощущения подраз­деляют на интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные. Ощущения, сигнализирующие о состо­янии внутренних процессов организма и связанные с внут­ренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов, называют интероцептивными. В этой связи их иног­да называют органическими. К ним относятся ощущения го­лода, жажды, боли и др. Эти ощущения вызывают эмоцио­нальные переживания. Экстероцептивные ощущения обеспе­чивают человека сведениями из внешней среды. Те из них, которые порождаются при непосредственном контакте с ис­точником раздражения, называются контактными (например, вкусовые, осязательные и т.д.). Ощущения, порождаемые ис­точником, находящимся на некотором расстоянии, называются дистантными (слуховые, зрительные и т.д.).

Классификационная схема ощущений

                             
 
Признаки классификации
 
       
 
 
Модальность
 
Уровень сознания
 
Расположение рецепторов
 
       
 
 
     
       
 
 


 


Обонятельное ощущение иногда относят к нейтральным между контактными и дистантными, утверждая, что, с одной стороны, источник запаха находится на расстоянии, но молекулы, несущие запах, имеют непосредственный контакт с рецепторами человека. Но если придерживаться такой точки зрения, то все ощущения следует отнести к контактным, так как носители информации всегда принадлежат какому-то предмету (включая волны света и звука).

Проприоцептивные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве. Их роль велика в регуляции движений человека.

Иногда в отдельную группу ощущений выделяют те, которые трудно отнести к какой-либо модальнос­ти. Их и называют интермодальными. Таково, напри­мер, ощущение вибрации.

Существуют и другие классификационные схе­мы ощущений. Так, иногда в отдельные виды выделя­ются тактильные, статические, вибрационные, темпе­ратурные, болевые ощущения.

Имеется гипотеза о существовании магнитного ощущения. Она рождена наблюдениями за способно­стью живых существ (болотные бактерии, пчелы, по­чтовые голуби, дельфины и некоторые виды обезь­ян) ориентироваться в магнитном поле Земли. Пред­полагают, что магнитные ощущения человека локально управляются из области, расположенной под < обонятельными долями мозга. Цивилизация осла­била этот вид ощущений, но многим людям свойстве­нна подсознательная ориентировка, например, в пас­мурный день в лесу.

Можно предположить также, что установленная связь между активностью Солнца и психическим состоянием людей порождается магнитным ощущени­ем. Именно в эти периоды на 30% увеличивается ко­личество дорожных происшествий (что характерно, во всем мире), в 4 раза увеличивается число суици­дов, наблюдается рост заболеваний сердечно-сосуди­стой и пищеварительной систем организма.

 

1.3.2. Слуховые ощущения

 

Раздражитель - звуковые волны (колебания ча­стиц воздуха), исходящие от какого-то источника. Эти волны попадают в слуховой проход 1 (резонатор), усиливаются и заставляют вибрировать барабанную перепонку 2. Эти колебания поступают в среднее ухо на усилительный элемент - поршнеподобный механизм среднего уха, состоящий из молоточка 3, наковальни 4 и стремечка 5. Мембрана овального окна 6 передает колебания улитке 8, заполнен-1 ной жидкостью. В улитке расположены чувствительные клетки - рецепторный слуховой аппарат (орган Корти), преобразующий колебания в электрические сигналы.

 

Упрощенная схема строения уха

 

Передача акустической информации в мозг осу­ществляется слуховым нервом 10. По его волокнам сигналы в виде электрических импульсов попадают в слуховой центр головного мозга. Именно здесь за­вершается формирование слуховых ощущений.

Процесс непосредственного формирования слу­ховых ощущений длится около 180 мс. Выход на ка­чественные показатели требует дополнительного вре­мени (например, на адаптацию, моторику и др.).

Во внутреннем ухе находятся также органы под­держания равновесия тела, о которых речь пойдет да­лее (полукружные каналы 7, окно 9).

В соответствии с параметрами звуковых волн различают типы слуховых ощущений человека.

Ощущения высоты звука отражают частоту ко­лебаний звуковых волн: чем больше частота колеба­ний, тем выше звук. Частота колебаний измеряется в герцах (Гц). Один герц - это одно колебание в се­кунду.

Диапазон ощущений высоты звука зависит от возраста, психического и физического состояния че­ловека. Нижний порог ощущения высоты звука ра­вен 16-20 Гц, верхний - 20 000-22 000 Гц.

Лучше всего высота звука ощущается на частотах в диапазоне 1000-3000 Гц (это галдеж галок, усев­шихся на дерево). Звуки, высота которых выше 22 000 Гц (ультразвуки) и ниже 16 Гц (инфразвуки), не сопровождаются слуховыми ощущениями, но ока­зывают реальное воздействие как на организм (зачас­тую негативное, проявляющееся в подташнивании, головокружении, физической слабости), так и на саму личность (выражается в повышении конформности, внушаемости). Особо опасны акустические колебания с частотой 7 Гц, нарушающие работу сердечно-сосуди­стой системы, вплоть до прекращения работы сердца.

 

Для примера: высота звука мычания коровы состав­ляет около 900 Гц, стрекотание кузнечика - 15 000 Гц.

Ощущения громкости звука отражают амплиту­ду колебаний звуковых волн: чем больше амплитуда, тем громче звук. Ощущения этого типа субъективны, так как зависят от ориентации головы человека на источник звука, от индивидуальных особенностей че­ловека (особенно его возраста) и от высоты звука.

Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). (Для общего представления: один децибел - это громкость звука от ручных механических часов, находящихся на расстоянии 0,5 м.)

Нижний абсолютный порог слуха по громкости звука составляет примерно 0,1 дБ. Верхний порог (примерно 140 дБ) может вызывать болевые ощуще­ния. Для ориентировки:

- разговор шепотом — 20 дБ;

- обычный разговор собеседников - 16-22 дБ;

- интенсивное уличное движение - 80 дБ;

- шум турбин реактивного самолета на расстоянии 250 м- НО дБ;

- сильный раскат грома во время грозы - 120 дБ;

- музыка рок-группы — 140 дБ.

Громкость звука от 85 дБ и выше считается небе­зопасной. Она способна разрушать рецепторы слуха. Особенно это касается тех случаев, когда громкий звук невозможно контролировать слушателю (это звуки, исходящие от чужих источников). Громкий звук сво­его источника (магнитофона, например) переносится легче. Известно, что шум в 65 дБ снижает внимание человека на 15%.

Защита слуховой системы от сверхсильных зву­ков обеспечивается снижением интенсивности акус­тических воздействий благодаря работе мышц, соеди­няющих барабанную перепонку со слуховыми кос-

точками. При слабых раздражителях мышцы усили­вают работу 3-косточного механизма, при сильных -ослабляют.

Ощущение продолжительности звука отражает возможность слухового анализатора реагировать на звуки различной продолжительности звучания. При длительности звука 2-3 мс человек лишь отмечает факт его наличия, но не может определить качествен­ные параметры, воспринимает такой звук как щелчок. Минимальная продолжительность отчетливого ощу­щения, например высоты тона, равна 50 мс.

Ощущения тембра звука отражают форму коле­бания звуковых волн. Тембр - это своеобразная «ок­раска» звуков, имеющих одинаковую высоту и гром­кость, но издаваемых разными источниками (гита­рой и аккордеоном, например).

В реальной обстановке звуки представляют со­бой сочетание звуковых колебаний различных час­тот. Так, звучание камертона, который используют для настройки музыкальных инструментов, соответству­ет частоте колебания ноты «соль». Об этом знают все музыканты. Различают звуковые колебания гармонич­ные (консонанс) и негармоничные (диссонанс).

Чрезмерно интенсивные звуки не просто вызы­вают неприятные ощущения. Они опасны для жиз­ни человека. Об этом известно с древних времен. Так, еще в III в. до н. э. в Китае был издан приказ следую­щего содержания: «Того, кто оскорбит могуществен­нейшего, впредь не вешать, а слушать ему без переры­ва игру флейтистов и барабанщиков, пока не падет замертво, ибо это самая мучительная смерть, которой может умереть человек». Установлено, что у город­ских жителей острота слуха заметно снижается уже к 30 годам. Для сельских жителей эта цифра равна 70. Более того, шум уменьшает продолжительность жиз­ни человека на 8-12 лет.

 

Следует отметить, что человек не может находиться продолжительное время в абсолютно полной ти­шине, ведь он подсознательно связывает звуки с рит­мами текущей жизни. Установлено, что полное от­сутствие звуков порождает пассивность, снижает на­строение, вызывает психические расстройства.

Механизм слуховых ощущений остается до сих пор не выясненным до конца. Так, английский физик Э. Резерфорд предположил, что слуховая мембрана колеблется с частотой источника звука. Затем эти колебания преобразовываются в электрические сиг­налы и передаются в мозг.

Этой гипотезе противоречит тот факт, что по нервным путям могут передаваться импульсы с частотой, не пре­вышающей 1000 Гц. Но ведь, как было сказано, верхний порог ощущений составляет около 20 000 Гц.

Как же осуществляется передача звуков с более высокими частотами? Вопрос остается без ответа.

Известный немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц выдвинул идею о том, что под действием зву­ков разной частоты различные участки слуховой мем­браны деформируются по-разному и тем самым пе­редают в мозг звуковые колебания различной часто­ты. Однако выяснилось, что колебания при частоте 50 Гц и ниже вызывают равномерную деформацию мембраны по всей ее поверхности. Возможно, истина заключается в соединении обеих гипотез.

Слуховые центры ствола мозга связаны со струк­турами моторных систем и ретикулярной формации. Это обеспечивает выполнение рефлекторных реакций человека в ответ на акустические воздействия (со­кращение мышц среднего уха, поворот головы в сто­рону источника звука и др.).

1.3.3. Зрительные ощущения

Упрощенная схема строения глаза

 

На рисунке можно видеть, как раздражитель -электромагнитные волны высокой частоты - через прозрачную роговицу 3, белковую оболочку 2, сосуди­стую оболочку 4, радужку 5 и хрусталик 7 воздей­ствует на сетчатку глаза 8. Последняя представляет собой совокупность нервных клеток (фоторецепто­ров) двух типов: колбочек и палочек. Собственно ощущение цвета и формы предметов обеспечивается работой колбочек. Палочки же (более чувствитель­ные тельные элементы) реагируют лишь на парамет­ры яркости света (черное-белое). Так, при доста­точно высокой освещенности объектов, когда имеет­ся возможность их рассмотреть, основная нагрузка ложится на колбочки. При сумеречной освещеннос­ти объектов «инициатива» переходит к палочкам, и человек получает ощущение «серого» мира (как го­ворят, ночью все кошки серые).

 

В чувствительных клетках сетчатки световая энер­гия преобразуется в энергию нервных импульсов. Эти сигналы по волокнам зрительного нерва 1 через струк­туры среднего и промежуточного мозга передаются в затылочную область коры головного мозга. Здесь рас­положена зрительная сенсорная кора. Через средний мозг зрительная система взаимодействует с другими сенсорными системами и моторикой. Эти связи обеспечивают различные зрачковые рефлексы.

Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза - это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте). Зритель­ные ощущения - это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.

Ощущениям того или иного цвета соответствуют волны различной длины.

Различают ахроматические (черный, белый, се­рый) и хроматические цвета (зеленый, синий и др.). Человеческий глаз различает до 300 оттенков ахроматического цвета и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях.

Установлено, что ахроматические цвета принадлежат тем объектам, которые равномерно отражают волны различной длины. Хроматические появляются у тех объектов, которые отражают лишь волны опре­деленной длины, а остальные поглощают. В этой связи недалеки от истины рассуждения тех, кто говорит, что окружающий нас материальный мир бесцветен. Собственно, цвет предмета обусловлен теми состав­ляющими волнового спектра, которые этот предмет отражает, поглощает или пропускает через себя. Если человек ощущает синий цвет предмета, то это значит, что данный предмет отражает только волны синего цвета.

В настоящее время существует две теории цве­тового зрения: трехцветовая и двухцветовая. Согласно трехцветовой теории, зрение обладает тремя типами рецепторов: красноощущающих, зеленоощущающих и фиолетовоощущающих. Световой раздражи­тель той или иной длины волны одновременно воз­действует на все эти рецепторы, но в различной сте­пени. Это и создает все известные хроматические цвета. При одинаковой степени возбуждения всех рецепторов возникает ощущение белого цвета.

Сторонники двухцветовой теории говорят о на­личии в зрении только двух типов рецепторов с пар­ной оппонентной цветовой ориентацией: один тип реагирует на красный или зеленый цвет, другой - на синий или желтый. Все зависит от сбалансирован­ности светового раздражителя. Например, если обе пары цветов представлены в раздражителе в одина­ковой мере, то объект будет представляться человеку бесцветным, ахроматическим.

Попытки «примирить» данные теории привели к созданию компромиссной двухстадийной теории. Суть ее в следующем. Рецепторы красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего типов служат источником информации для рецепторов с пар­ной оппонентной цветовой ориентацией. Эти структу­ры как бы образуют две стадии работы механизма цветового зрения.

Идея двухстадийности появилась с открытием цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе. Активность этих клеток зависит от диапазона длин волн, в котором работает в текущий момент зри­тельная система. Например, скорость возбуждения не­которых нейронов увеличивается при раздражении сетчатки глаза синим цветом и уменьшается при ре­акции на желтый цвет.

Процессы зрительных ощущений характеризуют­ся чувствительностью (порогами ощущений), остро­той зрения, латентным периодом зрительной реакции, критической частотой мелькания, инерцией зрения.

Чувствительность глаза к волнам различной длины различна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.