КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет закономерностей восприятия в организации целостной среды
Проявление основных свойств восприятия в восприятии целостной среды Восприятие окружающей среды 2.5.1. Закономерности восприятия в организации целостной среды 1. Целостность в восприятии среды: ♦ среда не имеет определенных, твердо фиксируемых рамок; ♦ информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов; ♦ окружающую среду мы воспринимаем не как коллекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов, а как целое, на фоне которого мы можем различать отдельные детали. 2. Избирательность в восприятии среды: ♦ избирательность восприятия среды выступает в качестве защиты от информационного перенасыщения и его следствия — потери ориентации; ♦ она осуществляется через перцептуальные барьеры, которые регулируют восприятие и внимание; ♦ человеку свойственно также подсознательное восприятие компонентов среды, которым не уделяется внимание: среда дает не только главную, но и периферийную информацию; среда дает больше информации, чем мы можем сознательно зарегистрировать и понять. 3. Структурность восприятия среды: ♦ человеческое восприятие стремится к расчленению, структурированию, группировке среды; ♦ воспринимаемая стимульная информации о среде группируется вокруг основной информации. Это явление называется фокальной ориентацией: в центре находится очаг представления, направляющий движение мысли во время ориентации и определение расстояния. Оно объясняет тот факт, что восприятие центра всегда бывает более ценным и доступным, чем окраины; ♦ урбанические или другие опорные пункты выступают как инструменты структурирования среды. Взаимосвязь восприятия среды и деятельности человека: влияние деятельности на содержание восприятия, на его точность; анализ воспринимаемой среды через характер возможных в ней видов деятельности. Влияние на восприятие символических значений среды. Способность организованного пространства вызывать чувства, ассоциации и соответствующее отношение, которые соединяются в общее ощущение всего окружающего, оказывать приятное или депрессивное действие и т. д.
При анализе и обустройстве среды следует учитывать следующие ее характеристики: ♦ информационная насыщенность, но не перенасыщенность, ♦ разнообразие, сочетаемость и соответствие целевому назначению цветовых модальностей, ♦ возможности структурирования среды по: а) характеру деятельности, которая может в ней осуществляться: ♦ активная-пассивная, ♦ социофугальная-социопетальная, ♦ преобразующая-репродуцирующая, разная по содержанию; б) смысловому и символическому назначению, в) пространственной организации: верх-низ, центр-периферия; г) звуковой насыщенности; д) цветовой модальности. ♦ шум, грязь, перенасыщенность мешают восприятию среды, утомляют; ♦ среда, включающая в себя социально значимые объекты, вбирается в личное смысловое поле человека, способствует чувству защищенности; ♦ места, богатые разнородными деталями, способствуют формированию у человека чувства идентичности с ними, напротив, места, информационно бедные, способствуют чувству автономности, отчуждения и провоцируют негативные эмоции-и побуждения; ♦ бедная стимулами среда провоцирует желание к ее преобразованию, изменению: разрисованные стены безликих домов, каракули и рисунки в «слепых» учебниках могут быть следствием проявления этой закономерности; ♦ оформляя среду (комната, класс, город), учитывайте возможности структурирования среды (зоны отдыха, рабочее место и т. п.); ♦ для того чтобы человеку было комфортно, необходимо гармоничное сочетание социопетальных (объединяющих) и социофугальных (разъединяющих) пространств. Например, социопетальные — круглый стол, сиденья друг напротив друга; социофугальные — одиноко стоящая лавочка, кресло для уединения и т. д.; ♦ достаточное пространство снижает социофугальные стремления (желания людей избегать друг друга); в помещении, ограничивающем личное пространство, люди стремятся присутствовать по очереди; ♦ человек чувствует себя, как дома, только если он имеет возможности взаимодействия с данной средой и преобразования ее.
2.5.2. Социально значимые характеристики среды Оценивая среду с точки зрения ее социальной значимости, мытребуем от нее обеспечения защищенности, контролируемости, достаточной автономности и статус-ности. Требование защищенности лежит в основе нежелания находиться в такой части помещения, где спина остается открытой возможным воздействиям. Человек чувствует себя неуютно, если за его спиной находится дверь, окно, стеклянная стена, пространство, по которому свободно ходят люди. Самые удобные места в помещении — те, с которых легко контролируется все помещение и особенно вход в него. Статусность положению в помещении придают расположение, позволяющее встать реально выше других (места на постаменте, высокое кресло, в том числе кресло с высокой спинкой), а также места, позволяющие держать дистанцию и гарантирующие относительную свободу в передвижениях. Автономность обеспечивается возможностью сохранения дистанции, характерной для ожидаемого типа общения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |