Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет закономерностей восприятия в организации целостной среды




Проявление основных свойств восприятия в восприятии целостной среды

Восприятие окружающей среды

2.5.1. Закономерности восприятия в организации целостной среды

1. Целостность в восприятии среды:

♦ среда не имеет определенных, твердо фиксируе­мых рамок;

♦ информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов;

♦ окружающую среду мы воспринимаем не как кол­лекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов, а как целое, на фоне которого мы можем различать отдельные детали.

2. Избирательность в восприятии среды:

♦ избирательность восприятия среды выступает в качестве защиты от информационного перенасы­щения и его следствия — потери ориентации;

♦ она осуществляется через перцептуальные барье­ры, которые регулируют восприятие и внимание;

человеку свойственно также подсознательное восприятие компонентов среды, которым не уделяется внимание: среда дает не только глав­ную, но и периферийную информацию; среда дает больше информации, чем мы можем созна­тельно зарегистрировать и понять.

3. Структурность восприятия среды:

человеческое восприятие стремится к расчлене­нию, структурированию, группировке среды;

♦ воспринимаемая стимульная информации о среде группируется вокруг основной информации. Это явление называется фокальной ориентацией: в центре находится очаг представления, направля­ющий движение мысли во время ориентации и определение расстояния. Оно объясняет тот факт, что восприятие центра всегда бывает более цен­ным и доступным, чем окраины;

♦ урбанические или другие опорные пункты высту­пают как инструменты структурирования среды.

Взаимосвязь восприятия среды и деятельности челове­ка: влияние деятельности на содержание восприятия, на его точность; анализ воспринимаемой среды через харак­тер возможных в ней видов деятельности.

Влияние на восприятие символических значений сре­ды. Способность организованного пространства вызывать чувства, ассоциации и соответствующее отношение, кото­рые соединяются в общее ощущение всего окружающего, оказывать приятное или депрессивное действие и т. д.

 

При анализе и обустройстве среды следует учитывать следующие ее характеристики:

информационная насыщенность, но не перенасыщен­ность,

разнообразие, сочетаемость и соответствие целево­му назначению цветовых модальностей,

возможности структурирования среды по:

а) характеру деятельности, которая может в ней осуществляться:

♦ активная-пассивная,

♦ социофугальная-социопетальная,

♦ преобразующая-репродуцирующая, разная по содер­жанию;

б) смысловому и символическому назначению,

в) пространственной организации: верх-низ, центр-периферия;

г) звуковой насыщенности;

д) цветовой модальности.

♦ шум, грязь, перенасыщенность мешают восприятию сре­ды, утомляют;

♦ среда, включающая в себя социально значимые объекты, вбирается в личное смысловое поле человека, способствует чувству защищенности;

♦ места, богатые разнородными деталями, способствуют формированию у человека чувства идентичности с ними, на­против, места, информационно бедные, способствуют чувст­ву автономности, отчуждения и провоцируют негативные эмоции-и побуждения;

♦ бедная стимулами среда провоцирует желание к ее преоб­разованию, изменению: разрисованные стены безликих до­мов, каракули и рисунки в «слепых» учебниках могут быть следствием проявления этой закономерности;

♦ оформляя среду (комната, класс, город), учитывайте воз­можности структурирования среды (зоны отдыха, рабочее место и т. п.);

♦ для того чтобы человеку было комфортно, необходимо гармоничное сочетание социопетальных (объединяющих) и социофугальных (разъединяющих) пространств. Например, социопетальные — круглый стол, сиденья друг напротив друга; социофугальные — одиноко стоящая лавочка, кресло для уединения и т. д.;

♦ достаточное пространство снижает социофугальные стремления (желания людей избегать друг друга); в помеще­нии, ограничивающем личное пространство, люди стремят­ся присутствовать по очереди;

♦ человек чувствует себя, как дома, только если он имеет возможности взаимодействия с данной средой и преобразо­вания ее.

 

2.5.2. Социально значимые характеристики среды

Оценивая среду с точки зрения ее социальной значи­мости, мытребуем от нее обеспечения защищенности, контролируемости, достаточной автономности и статус-ности.

Требование защищенности лежит в основе нежелания находиться в такой части помещения, где спина остается открытой возможным воздействиям. Человек чувствует себя неуютно, если за его спиной находится дверь, окно,

стеклянная стена, пространство, по которому свободно ходят люди.

Самые удобные места в помещении — те, с которых легко контролируется все помещение и особенно вход в него.

Статусность положению в помещении придают рас­положение, позволяющее встать реально выше других (места на постаменте, высокое кресло, в том числе кресло с высокой спинкой), а также места, позволяющие держать дистанцию и гарантирующие относительную свободу в пе­редвижениях.

Автономность обеспечивается возможностью сохра­нения дистанции, характерной для ожидаемого типа об­щения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.