Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие движения




       
   
 
   
 
   
 
 

 


В вопросах восприятия движения и времени на­коплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов.

Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объек­та, являются скорость, траектория, направление, уско­рение движения и др.

По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции:

• Перцептивный образ движущегося объекта формирует­ся в результате последовательного слияния элементар­ных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения.

• Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений дви­жения, а сразу в виде неразложимого ощущения дви­жения благодаря специфическим перцептивным пере­живаниям, которые соединяют ощущения соседних по­ложений объекта (представители гештальтпсихологии, придерживающиеся этой позиции, называют такие пе­реживания фи-феноменом).

Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность восприятия движения, оставляют без объяс­нения многие тонкие детали.

В формирование образа движущегося объекта включены факторы:

- предшествующий перцептивный опыт индивида, свя­занный с движущимися объектами, и интеллектуаль­ное осмысление текущей конкретной ситуации, в кото­рой наблюдается движение;

- специальные типы мозговых клеток, реакции кото­рых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения;

- сигналы обратной связи, информирующие перцептив­ные центры мозга о перемещении головы и глаз че­ловека в соответствии с перемещением объекта.

Относительно последнего фактора следует отме­тить, что он не является решающим. Это подтвержда­ется тем, что:

- человек способен воспринимать движения двух объек­тов, перемещающихся в противоположных направлени­ях, но глаза не могут сопровождать их одновременно;

- восприятие движения может возникать и при его от­сутствии в виде так называемого стробоскопическо­го эффекта, при котором соседние неподвижные объекты освещаются проблесковым светом (так, если в гирлянде лампочек осуществлять поочередное их включение и выключение через интервал от 30 до 200 мс, то создается картина перемещающейся свето­вой точки);

- движущимся кажется тот неподвижный объект, кото­рый воспринимается фигурой на движущемся относи­тельно его фоне - это так называемый эффект инду­цированного движения (так, на фоне движущихся об­лаков неподвижная луна воспринимается как переме­щающаяся);

- перемещение изображений объекта на сетчатке глаза не является признаком движения этого объекта (при ходьбе по узкому коридору изображения дверей ка­бинетов перемещаются на сетчатке, однако это не со­ответствует действительности, так как двери остают­ся неподвижными).

Движущиеся объекты лучше воспринимаются бо­ковым зрением.

Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движени­ях — быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плав­ное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана­лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и других.

2.4.3. Восприятие пространства

При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.