Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зональные пространства




1. Интимная зона (от 15 до 46 см) — зона тесного эмоционального контакта, сюда допускаются только самые близкие люди: родители, дети, родственники, близкие друзья и т. п.

2. Личная зона (до 1,2м) — зона личностного обще­ния с друзьями, партнерами и приятелями и хороши­ми знакомыми.

3. Социальная зона (до 3, 6 метра) — это зона обще­ния с незнакомыми и чужими людьми.

4. Общественная зона (более 3, 6 метра) — зона об­щения с большими группами людей, аудиторией. I

Поданным М. Арджайла, существует четкая связь меж­ду дистанцией разговора и ростом собеседников: чем ниже мужчина, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин наблюдается противоположная за­висимость. Этот странный факт психологи связывают с су­ществующим в обществе представлением о предпочтитель­ности высокого роста у мужчин и невысокого — у женщин. На расстоянии рост несколько скрадывается, и наоборот: вблизи преимущество высокого роста особенно очевидно.

Нарушение зонального пространства, характерного для актуального типа отношений, воспринимается как по­кушение на автономность и вызывает агрессивно-оборо­нительную реакцию.

Разные позиции партнера в контакте имеют разный вес и назначение в глазах собеседника: сидящий напротив

воспринимается как конкурент, рядом — деловой парт­нер, позиция рядом через угол стола способствует друже­ской беседе, позиция по диагонали — придает ощущение полной автономности друг от друга. Люди чаще взаимо­действуют с теми, кто сидит напротив них или хотя бы че­рез одного человека, чем с теми, кто сидит рядом.

 

 

2.6. Восприятие человека человеком

 

2.6.1. Восприятие внешности человека

1) Одежда

Особенности Приписываемые характеристики
Силуэт Как более статусный воспринимается прямоугольный силуэт с четко очерченными углами, округленные си-
Цвет Наиболее статусными воспринимаются ахроматиче­ские цвета. Чем ярче оттенок одежды, тем менее ста­тусно она выглядит. В диаде «единообразие — пестро­та» предпочтение по статусности отдается первому. Деловые цвета: темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, умеренно-си­ний, светло-синий. Именно эти цвета чаще всего испо­льзуются в униформах различных фирм. Женские сек­суально-привлекательные цвета: бледно-желтый, бе­жевый, бледно-розовый, розовый, темно-синий, чер­ный, белый, цвета ржавчины, рыжевато-коричневый, красный.
Рисунок ткани Полоска и клетка воспринимаются более статусно, особенно если рисунок мелкий. Крупный, яркий рису­нок — приписывается женственность, слабая воля, за-
Цена Дорогая одежда выглядит более статусно.
Распростра­ненность Уникальность одежды при условии ее относительного соответствия моде и не излишней экстравагантности придает хозяину более высокий статус в глазах окружа-
Мода Излишняя заинтересованность самыми перспектив­ными модными моделями воспринимается как увлече­ние формой в ущерб содержанию, человеку приписы-
Ткань Гяжелые, гладкие ткани выглядят более статусно. Пу­шистые, рыхлые — демократичны. Легкие, прозрачные — приписывается контактность. Грубые, в рубчик — автономность и неконтактность.

 

2) Телосложение

Особенности Приписываемые характеристики
Высокие люди Более высокий статус.
Полные люди Более добродушные и неопасные.
Астеничные Тонкая духовная организация.
С мускулинным типом телосложения Большая удачливость, чаще воспринимаются как соперники.
Крупные фигуры Большая компетентность. Вызывают больше доверия.

3) Волосы

Особенности Приписываемые характеристики
Длинные волосы у мужчин. Высокий интеллект и тонкая духовная органи­зация.
Очень короткие волосы у мужчин. Физическая сила, при хрупком телосложе­нии — свидетельство силы духовной или ин­теллектуальной.
Очень короткие волосы у женщин. Интеллект и развитые волевые качества, а так­же спектр мужских качеств (но не привлекате­льности!).
Волосы средней длины. Деловые качества.
Распущенные волосы. Большая доступность у женщины.
Тщательно убранные волосы. Реализм и категоричность у женщины.
Седина. У мужчин — солидность и основательность, снижение авторитета у женщин.
Темные волосы. Властность, авторитарность.
Светлые волосы. Большая привлекательность у женщин.
Очки. Интеллект.
Темные или затемненные очки. Снижение доверия.

4) Привлекательность

Привлекательность оценивается по степени соответст­вия облика одобряемому группой эталону и по степени желания соответствовать данному эталону, тем усилиям, которые для этого прилагаются. Люди, которые не следят

за собой, не заботятся о том, как их внешний облик оценят другие, воспринимаются как менее привлекательные, не­зависимо от природных данных.

5) Поведение

Человек, воспринимая другого, в первую очередь, оценивает его по шкале «опасно — безопасно», затем — «свой — чужой», далее — «какой конкретно» (к какому типу его можно отнести), в том числе — «какой по отно­шению ко мне» (статус, превосходство, эмоциональное отношение). Результатом этой оценки должна стать пред­варительная дистанция, на которую может рассчитывать данный партнер в контакте.

Дифференцированное восприятие качеств партнера приходит намного позже и может не состояться вовсе.

Наиболее привлекательными нам кажутся люди, доброжелательно настроенные, открытые, похо­жие на нас внутренне, незначительно превосходя­щие нас по значимым для нас качествам, независи­мые от нас по положению, хорошо относящиеся к нам лично.

2.6.2.Некоторые закономерности управления восприятием другого человека

 

Если все параметры подобраны по принципу статусно-сти, человек воспринимается неконтактным, с большой личной дистанцией.

Оптимальное сочетание для руководителя: 4/5 — ста­тусные характеристики, 1/5 — нестатусные (обычно это связано с характеристиками поведения).

Если соотношение характеристик одежды распола­гается следующим образом: 1/2 на 1/2 (статусные — не­статусные) — тип внешности воспринимается как бо­гемный.

Нарушение этого баланса в сторону низкой статусно-сти приводит к неизбежному занижению компетентности в глазах окружающих.

Снижению компетентности воспринимаемого челове­ка может способствовать также несоответствие его облика и стиля положению, профессии и конкретной ситуации общения.

1) Выбор стиля для работы

 

Вечерний Деловой Свободный Спортивный
На работе не Руководители Сотрудники сферы Профессии,
Рекомендуется. всех рангов услуг, репетитор. требующие
  в любой сфере   применения
  деятельности,   Физического
  персонал   Труда.
  офисов,    
  деловые встречи    
  и переговоры.    
    Сотрудники средств массовой ин-
    формации, творческие профессии.

2) Выбор стиля для досуга

 

Вечерний Деловой Свободный Спортивный
прием, светская вечеринка, свадьба, концерт класси­ческой музыки. презентация, творческий вечер, концерт, театр, выставка, экскурсия. дружеская вечерин­ка, дансинг, кино, выставка, экскур­сия. пикник, про­гулка за горо­дом или в пар­ке, спорт, поход по магазинам.

 

Женщина, внешне похожая на мужчину, воспринима­ется менее статусно, даже если все статусные характери­стики налицо. То же самое характерно для мужчин, похо­жих на женщин.

Миниатюрная женщина воспринимается как менее ком­петентная, независимо от других характеристик (необходи­мо зрительно увеличить объемы за счет силуэта одежды).

Все перечисленные закономерности могут приобретать разный вес в глазах воспринимающего в зависимости от его установок и личных качеств, индивидуальных стереотипов.

 

2.6.3.Типичные ошибки в восприятии другого человека

1. Суждение о другом человеке по аналогии с собой.

2. Эффект ореола —- влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений о его личности.

3. Эффект стереотипизации — наложение на восприя­тие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории других людей.

4. Влияние имплицитной теории личности рассмотре­ние конкретного человека через призму представлений о том, какая должна быть личность в основных своих прояв­лениях, по мнению воспринимающего.

5. Стремление к внутренней непротиворечивости — склонность восприятия «вытеснять» все аспекты образа вос­принимаемого, противоречащие сложившейся о нем «кон­цепции».

6. Эффект инерционности тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке.

7. Влияние характеристик личности воспринимающего — влияние когнитивной сложности, уровня притязаний, самооценки, коммуникативных характеристик и т. д. чело­века на то, каким он видит партнера по общению.

8. Эффект последовательности влияние на восприя­тие последовательности получения информации: наибо­лее сильно на восприятие человека влияет первая и по­следняя информации о нем.

Основными механизмами межличностного восприя­тия являются:

стереотипизация,

идентификация,

эмпатия,

рефлексия,

каузальная атрибуция.

Стереотипизация — подведение партнера по обще­нию под определенный социальный стереотип.

Идентификация самоотождествление с другим человеком, направленное на более точное понимание его поступков и состояний.

Эмпатия способность человека к сопережива­нию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Рефлексия — в общении: осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию илипоступку человека.

Обратная связь — информирование коммуника­тивного партнера о том, как он воспринимается в акте общения, а также о собственном понимании результа­тов взаимодействия с ним.

Подражание сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведе­ние поступков и действий других людей.

2.6.4. Восприятие жестов и их значение

 

Психологами установлено, что в процессе взаимодей­ствия людей до 80 процентов информации черпается из невербального языка общения. Интересно, что как пере­дающий информацию, так и считывающий ее, как прави­ло, не осознает того, что использует знание этого языка. В то же время невербальная информация часто оказывает решающее влияние на исход коммуникативной ситуации. К невербальным средствам общения нередко относят то­лько мимику и жесты. Между тем диапазон невербального языка гораздо шире, он включает в себя:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.