КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зональные пространства
1. Интимная зона (от 15 до 46 см) — зона тесного эмоционального контакта, сюда допускаются только самые близкие люди: родители, дети, родственники, близкие друзья и т. п. 2. Личная зона (до 1,2м) — зона личностного общения с друзьями, партнерами и приятелями и хорошими знакомыми. 3. Социальная зона (до 3, 6 метра) — это зона общения с незнакомыми и чужими людьми. 4. Общественная зона (более 3, 6 метра) — зона общения с большими группами людей, аудиторией. I Поданным М. Арджайла, существует четкая связь между дистанцией разговора и ростом собеседников: чем ниже мужчина, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин наблюдается противоположная зависимость. Этот странный факт психологи связывают с существующим в обществе представлением о предпочтительности высокого роста у мужчин и невысокого — у женщин. На расстоянии рост несколько скрадывается, и наоборот: вблизи преимущество высокого роста особенно очевидно. Нарушение зонального пространства, характерного для актуального типа отношений, воспринимается как покушение на автономность и вызывает агрессивно-оборонительную реакцию. Разные позиции партнера в контакте имеют разный вес и назначение в глазах собеседника: сидящий напротив воспринимается как конкурент, рядом — деловой партнер, позиция рядом через угол стола способствует дружеской беседе, позиция по диагонали — придает ощущение полной автономности друг от друга. Люди чаще взаимодействуют с теми, кто сидит напротив них или хотя бы через одного человека, чем с теми, кто сидит рядом.
2.6. Восприятие человека человеком
2.6.1. Восприятие внешности человека 1) Одежда
2) Телосложение
3) Волосы
4) Привлекательность Привлекательность оценивается по степени соответствия облика одобряемому группой эталону и по степени желания соответствовать данному эталону, тем усилиям, которые для этого прилагаются. Люди, которые не следят за собой, не заботятся о том, как их внешний облик оценят другие, воспринимаются как менее привлекательные, независимо от природных данных. 5) Поведение Человек, воспринимая другого, в первую очередь, оценивает его по шкале «опасно — безопасно», затем — «свой — чужой», далее — «какой конкретно» (к какому типу его можно отнести), в том числе — «какой по отношению ко мне» (статус, превосходство, эмоциональное отношение). Результатом этой оценки должна стать предварительная дистанция, на которую может рассчитывать данный партнер в контакте. Дифференцированное восприятие качеств партнера приходит намного позже и может не состояться вовсе. Наиболее привлекательными нам кажутся люди, доброжелательно настроенные, открытые, похожие на нас внутренне, незначительно превосходящие нас по значимым для нас качествам, независимые от нас по положению, хорошо относящиеся к нам лично. 2.6.2.Некоторые закономерности управления восприятием другого человека
Если все параметры подобраны по принципу статусно-сти, человек воспринимается неконтактным, с большой личной дистанцией. Оптимальное сочетание для руководителя: 4/5 — статусные характеристики, 1/5 — нестатусные (обычно это связано с характеристиками поведения). Если соотношение характеристик одежды располагается следующим образом: 1/2 на 1/2 (статусные — нестатусные) — тип внешности воспринимается как богемный. Нарушение этого баланса в сторону низкой статусно-сти приводит к неизбежному занижению компетентности в глазах окружающих. Снижению компетентности воспринимаемого человека может способствовать также несоответствие его облика и стиля положению, профессии и конкретной ситуации общения. 1) Выбор стиля для работы
2) Выбор стиля для досуга
Женщина, внешне похожая на мужчину, воспринимается менее статусно, даже если все статусные характеристики налицо. То же самое характерно для мужчин, похожих на женщин. Миниатюрная женщина воспринимается как менее компетентная, независимо от других характеристик (необходимо зрительно увеличить объемы за счет силуэта одежды). Все перечисленные закономерности могут приобретать разный вес в глазах воспринимающего в зависимости от его установок и личных качеств, индивидуальных стереотипов.
2.6.3.Типичные ошибки в восприятии другого человека 1. Суждение о другом человеке по аналогии с собой. 2. Эффект ореола —- влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений о его личности. 3. Эффект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории других людей. 4. Влияние имплицитной теории личности — рассмотрение конкретного человека через призму представлений о том, какая должна быть личность в основных своих проявлениях, по мнению воспринимающего. 5. Стремление к внутренней непротиворечивости — склонность восприятия «вытеснять» все аспекты образа воспринимаемого, противоречащие сложившейся о нем «концепции». 6. Эффект инерционности — тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке. 7. Влияние характеристик личности воспринимающего — влияние когнитивной сложности, уровня притязаний, самооценки, коммуникативных характеристик и т. д. человека на то, каким он видит партнера по общению. 8. Эффект последовательности — влияние на восприятие последовательности получения информации: наиболее сильно на восприятие человека влияет первая и последняя информации о нем. Основными механизмами межличностного восприятия являются: ♦ стереотипизация, ♦ идентификация, ♦ эмпатия, ♦ рефлексия, ♦ каузальная атрибуция. Стереотипизация — подведение партнера по общению под определенный социальный стереотип. Идентификация — самоотождествление с другим человеком, направленное на более точное понимание его поступков и состояний. Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Рефлексия — в общении: осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию илипоступку человека. Обратная связь — информирование коммуникативного партнера о том, как он воспринимается в акте общения, а также о собственном понимании результатов взаимодействия с ним. Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. 2.6.4. Восприятие жестов и их значение
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей до 80 процентов информации черпается из невербального языка общения. Интересно, что как передающий информацию, так и считывающий ее, как правило, не осознает того, что использует знание этого языка. В то же время невербальная информация часто оказывает решающее влияние на исход коммуникативной ситуации. К невербальным средствам общения нередко относят только мимику и жесты. Между тем диапазон невербального языка гораздо шире, он включает в себя:
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |