Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двойственная фигура и фон




Особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого

 

• Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд на­правлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяю­щийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, - фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относи­тельное: объект, только что имевший статус фигуры, может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структурой) и выступает впереди фона. Фон же восприни­мается относительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (кон­тур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключительно фигуры.

Восприятие объектов с позиций их фигурно-фо­нового соотношения обеспечивается свойствами пред­метности и избирательности. Предметность позволяет человеку определиться в самом факте существования данного объекта среди других объектов, а избиратель­ность обеспечивает его изучение в совокупности его мелких деталей. Такое выделение объекта из их мно­жества называется перцептивной сегрегацией. Выде­ление фигуры из фона есть начальный этап перцеп­тивной сегрегации.

Задача выделения фигуры из фона не всегда ре­шается легко. Трудности возрастают, когда для на­блюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются места­ми (флюктуируют). В этом легко убедиться на при­мере так называемой двойственной фигуры. Так, на рисунке, заимствованном из книги Д. Майерса, изоб­ражены подсвечник (в центре) и... либо одно лицо человека, изображенное анфас, либо два лица в про­филь, направленные друг к другу.

В общем случае фигуру проще выделить из фона при:

- ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;

- предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;

- наличии психологической установки, получаемой наблюдателем накануне восприятия объекта («искать то-то и то-то»).

• Восприятие частей и целого. Рассматривая фо­токарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспри­нимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит про­цесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивает­ся на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомо­го человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознава­тельными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обес­печивающих правильное узнавание объекта, состав­ляет порог восприятия.

Вряд ли, например, человек, не сведущий в физи­ке элементарных частиц, узнает в стоящей перед ним аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что I синхрофазотрон будет представлен во всем многооб­разии принадлежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части - букве. Скажется фактор дефицита опознавательных призна­ков.

В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия. Так, на рисунке, несмотря на отсутствие ряда признаков объекта (от­дельных участков прямых линий), среди множества разнообразных фигур без особого труда появляется образ прямоугольника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.