Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-досуговая деятельность как педагогическое явление 1 страница




На современном этапе роль и значение досуга, как одной из важнейших общественных ценностей, неуклонно возрастает. В соответствии с этим усиливается важность практических и теоретических проблем, связанных с определением конкретных путей и средств реализации культурно-развивающего и рекреационно-оздоровительного потенциала свободного времени. Все чаще и чаще ставятся сегодня вопросы о необходимости в нашей стране целостной и научно обоснованной государственной программы организации досуга. Не менее существенной является и проблема проведения целенаправленной и системной деятельности по повышению досуговой компетентности и практической досуговой квалификации молодежи и взрослых.

К сожалению, до сих пор в повседневном обиходе слово «досуг» представляет в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развлечения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного применения. Решение этой и целого ряда других не менее актуальных задач предполагает более внимательное отношение к научной разработке проблем, связанных с изучением свободного времени. Все необходимые предпосылки для такого изучения сегодня налицо. По рассматриваемой проблематике уже имеется довольно большое число вполне квалифицированных изысканий в области социологии, культурологии, акмеологии, ювенологии, геронтологии и целого ряда других наук. Применительно к нашей отечественной науке речь идет прежде всего о трудах таких отечественных исследователях, как Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Э.В. Клопов, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов и др. Не меньшую ценность представляют для нас и то, что сделано за последние годы специалистами по проблемам социокультурной деятельности. Мы имеем в виду публикации Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, Г.Г. Волощенко, Е.Г. Доронкиной, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Е.Г. Мамбекова, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, В.Л. Суртаева, В.В. Туева, В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других исследователей досуга.

К сожалению до сих пор в нашей научной литературе нет однозначного подхода к определению четких соотношений между категориями «досуг» и свободное время. Здесь реально существуют три различающиеся позиции. Многие исследователи считают эти категории идентичными, т.е. означающими одно и тоже[1]. Другие рассматривают досуг как составную часть свободного времени. Третьи вообще отходят при решении этой проблемы от «временных оценок» и квалифицируют досуг как деятельностную составляющую того времени, которое остается у человека после выполнения им своих непременных производственных и непроизводственных обязательностей. Никакой особой «катастрофы» в связи с обозначенными разночтениями не произошло, но определенные неудобства все-таки возникли. Именно они и становятся порой поводом для ожесточенных, но не вполне серьезных с т.з. истинной науки споров и дискуссий.

В недавнем прошлом у нас много писалось и говорилось о важности «управления свободным временем». Более того, предпринимались определенные усилия по реализации этой идеи и лозунга на практике. Вполне понятно, что ничего путного из подобных намерений не получилось, да и в принципе не могло получиться. Сегодня мы ведем речь не об управлении, а всесторонней помощи людям в организации духовно и культурно обогащающего их досуга. Имеется в виду помощь, опирающаяся на полновесное знание и понимание потребностей и интересов человека, которые в свою очередь тоже нуждаются в определенном формировании и совершенствовании. Вот здесь и выходит на передний план особая отрасль педагогики, получившая вполне законное наименование «педагогика досуга».

Структура досуга применительно к практике человеческого поведения представляется рядом видов деятельности, одинаково необходимых людям, но заметно отличающихся по своему культурному содержанию. В контексте нашего рассмотрения свободного времени мы в качестве основных видов выделяем просветительно-образовательные, ценностно-ориентационные, культурно-творческие и рекреационно-развлекательные занятия.

Авторы настоящего учебного пособия считают, что в предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях. Первая из них – рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга – развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, интересно провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отнести: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаждения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и той части внерабочего времени, которые относятся к т.н. непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг – сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени.

Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. К последним правомерно отнести прежде всего потребление культурных ценностей (чтение, слушание, телесмотрение, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия – хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, могущие иметь место затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры.

Содержание применительно к досугу – это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных элементов обладает способностью иметь различающееся в качественном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурно-творческим занятиям это, может быть художественное, техническое, декоративно-прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих.

В контексте общей характеристики досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности.

В основу рассмотрения досуга в качестве деятельности положена категория предметно-духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Речь идет о совокупности занятий, воплощающих в себе систему взаимодействия человека с объектами окружающего мира, в число которых входят материальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т.д.

Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям – это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощущения удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что возникающие переживания могут иметь неодинаковый характер, но, как правило, они развиваются в позитивном, мажорном ключе.

В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга. Не вдаваясь в их подробную характеристику, выделим наиболее значимые из них в плане предпринимаемого нами культурологического анализа свободного времени. К ним можно отнести деление досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный. Вполне естественно, что здесь правомерны и другие, в том числе и дополнительные, элементы классификации и признаки классифицирования.

В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику. В древние времена вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, установлениями, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения серьезное влияние оказывали языческие представления об окружающем мире, природе и нормах социального поведения.

Положение существенным образом изменилось с приходом на Русь христианства. За наведение порядка в досугово-бытовой сфере серьезно взялась православная церковь. Ее уложения и правила на несколько веков стали своеобразным расписанием жизни россиян, включая и досуговую часть этой жизни. Причем исполнялись они, судя по имеющимся историческим данным, весьма усердно и тщательно.

Примерно с первой половины XVIII столетия в досуговую парадигму начинают вноситься очень важные светские вкрапления. Это происходило главным образом посредством государственных реформ, открывшихся принципиальными нововведениями предпетровского и особенно петровского периода. Многое делалось усилиями нарождающейся российской общественности. Последнее наиболее ярко выражалось в начавшихся культуртрегерских движениях и, в частности, в получившей широкое развитие внешкольно-просветительной и образовательной деятельности появившейся интеллигенции.

Совершенно особое место в общей истории российского досуга занимает семидесятилетний советский период. В его рамках досуговой сфере пришлось пережить целый ряд насаждавшихся сверху наслоений, в виде усиленной коллективизации свободного времени, его идеологизации и политизации, жесткого регулирования содержания и форм досуговых занятий и т.д. Объективности ради нельзя не отметить, что здесь наряду с явными доктринальными и практическими промахами были и свои успехи. Одним из них можно назвать достижение определенного уровня доступности основных досуговых занятий для широких слоев населения. Достаточно масштабный размах получило развитие самодеятельного народного творчества. Более или менее стабильно выглядела ресурсная поддержка системы культурного обслуживания населения. Короче говоря, хватало как плюсов, так и минусов.

Сегодня очень неоднозначными являются оценки перемен, произошедших в досуговой сфере россиян за последнее десятилетие. Здесь действительно есть все основания говорить о том, что обновленный досуг стал разнообразнее (во всяком случае, в нем увеличилась возможность выбора), вышел из-под опостылевшего всем гнета идеологе-политической догматики, явно избавился от назойливого ригоризма. Разумно уменьшилась в этой сфере доля бесконечного контролирования, ушла в небытие «драконовская» цензура и т.д.

Вместе с тем появились и новые проблемы. В условиях рынка заметно снизилась доступность многих досуговых занятий – большему числу людей они стали явно не по карману. Перейдя в значительной своей части в ведение различных, в сущности, никому не подконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ориентированных на прибыль, досуговые центры начали вываливаться за рамки культурного пространства. К сожалению, оказалось, зарабатывать деньги легче всего на эксплуатации того, что можно отнести к слабостям человека. Необычайно прибыльным стало все, крутящееся вокруг деформированной сексуальной проблематики, эпатажной агрессии, заигрывания с мистикой и других подобных явлений. В сферу досугово-бытового поведения стали усиленно заползать алкоголизм и наркомания, половая распущенность. В значительной своей части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

В создавшихся на современном этапе условиях особенно возрастает роль социально-культурной деятельности, объективно предназначенной для целенаправленного регулирования сферы свободного времени, цивилизационный потенциал которого, как показывает история, исключительно велик.

Выдающийся индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знаменательного в плане рассматриваемой нами проблемы высказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия многое свершалось теми, кого называли обычно дилетантами. Применительно к физике этот факт прямо подтверждают в совместно написанной ими книге А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «Удивительно, что почти все фундаментальные работы о природе теплоты – читаем мы здесь, – были сделаны не физиками-профессионалами, а людьми, которые рассматривали физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джоуле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических закономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли дилетанты и в развитие высшей математики. Выдающийся французский математик Ж. Д’Аламбер был по профессии врачом. Л. Эйлер стал математиком, бросив филологию. П. Ферма и отец буквенной алгебры Ф. Виет были по базовому образованию юристами. Математика была любительским увлечением для французского офицера Р. Декарта, но именно здесь он достиг поистине грандиозных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.

Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных открытий в астрономии. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных факторов. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и несколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, первый разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скромным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художественной культуры применительно к российской истории. Уникален их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких известных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Величайшей заслугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любительских групп Московского художественного театра.

Любители внесли большой вклад в развитие российского музыкального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором 10 опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа романсов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами проблемы история создания знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композитора, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему институт путей сообщения и трудившегося затем в военных поселениях, Алексею Федоровичу Львову. «Молитва русского народа», которая у нас известна как «Боже царя храни», на долгие годы стала с тех пор официальным общепризнанным гимном России, кстати говоря, сделанным в музыкально-творческом плане весьма талантливо.

История художественной культуры, как нашей, так и зарубежной, свидетельствует, что именно любители стали основателями целого ряда совершенно новых течений и направлений в области музыкального искусства. Итальянские непрофессионалы Я. Корси и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский парикмахер из Нового Орлеана Бадди Болден заслуженно считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпульская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок-музыки.

В разговоре о дилетантах можно привести и множество других не менее ярких примеров. Однако объективности ради все-таки оговоримся, что не следует, разумеется, преувеличивать их роль. Как наука, так и искусство делаются в первую очередь усилиями профессионалов. Любители все равно составляют исключения – запоминающиеся, поражающие, но – исключения. В нашем рассмотрении речь тоже идет не о противопоставлении одного другому и не о распределении приоритетов, а о том, какая великая сила заложена в досуговых увлечениях человека. Добавим к этому, что, как правило, все прославившие себя дилетанты добились успеха совсем не случайно, не потому, что им просто повезло. За этими открытиями тоже стоит труд и обычно немалый. Любители, о которых мы говорили, действительно не получили систематического образования в той области, куда их приводила досуговая любознательность. Но они много работали над собой в порядке самообразования, самосовершенствования, саморазвития. Почти всегда это были люди категории «self-made», люди, «сделавшие себя сами». Часто вопреки серьезным препятствиям и трудностям. Отсюда – чисто практический вывод: нельзя пассивно ждать чуда в виде самопроизвольного рождения новых звезд, талант надо искать, талантам надо помогать, талант надо воспитывать. Досуговая социокультурная деятельность, которой посвящена наша книга, может сделать в этом смысле много полезного.

В целом при сравнении любительской и профессиональной деятельности предпочтение справедливо отдается последней. Вместе с тем опыт развития науки, техники и искусства показывает, что в отдельных случаях любители достигали очень серьезных успехов. Пытаясь разобраться, в чем тут дело, мы сталкиваемся с рядом поучительных парадоксов.

Профессионал, как известно, подобен флюсу – его полнота односторонняя. Идя по пути углубления своей специальной подготовки, он неизменно склоняется к узкой специализации. В таком положении человеку начинает не хватать широты обзора. Зацикливаясь на частностях, он погружается в детали и перестает видеть предмет в целом. Дилетант знает намного меньше, а это (парадокс первый) не только плохо, но и в чем-то хорошо. Его ум свободен от затуманившей суть дела громадной массы конкретных сведений. Этого человека не особенно волнует большое число накопившихся в данной области непреложных норм и истин – кстати говоря, некоторые из них он может вообще не знать. На подобной основе и возникает любопытнейшая ситуация, когда недостаток спонтанно превращается в достоинство.

Дилетант чаще всего свободен от подобострастия к корифеям. Он ни за что не отвечает, ни перед кем не отчитывается, никого не боится. Такой человек без раздумья пускается в «абсолютно свободное плавание». Порой такая смелость действительно «города берет». Профессионала в аналогичном поиске тормозит основательное знание накопленного опыта – перенасыщенность последнего может приглушать инновационное начало. Дилетант, не знающий ничего подобного, не намерен признавать ни правил, ни запретов. Он гораздо чаще прибегает к приемам «отталкивания решений» и «переворачивания» проблемных ситуаций. Разумеется, далеко не всегда, но в отдельных случаях это и в самом деле приводит его к удивительной удаче.

Приведенные нами примеры действительно показывают необычайно мощный культурогенный потенциал свободного времени и развивающейся в его рамках культурно-досуговой деятельности.

В поисках полноценного выяснения сущности современной социокультурной деятельности прежде всего необходимо определить концептуальное соотношение основных компонентов словесной конструкции – «социо» и «культура», «социальное» и «культурное». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о деятельности, смысловым ядром которой является сохранение, распространение и усвоение культурных ценностей. Этот инкультурационный по своему смыслу и назначению процесс является одним из важнейших факторов цивилизационного развития общественной жизни и значимость его последовательно умножается.

К особенностям понятия «социокультурная деятельность» можно отнести его довольно широкий объем. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени, с громадной обоймой непрофессиональных, а отчасти профессиональных занятий взрослого человека, с производством и усвоением культурных ценностей, с досуговым общением, с семейно-бытовой сферой жизни и т.д. Тем не менее, объект научного познания «социокультурная деятельность» вполне поддается научно-теоретическому вычислению и осмыслению. Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характеристики процесса. Несколько труднее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться главным образом на уровне конкретных составляющих, то есть на уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, ценностно-ориентирующих, культурно-рекреационных занятий. Во всяком случае, все иные попытки решения этой проблемы чаще всего оказываются малопродуктивными.

К числу основных сущностных черт социокультурной самодеятельности можно отнести включение человека в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями; отношение к деятельности как к потребности; обмен не продуктами деятельности, а самой деятельностью.

Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не только в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений. В рассматриваемой ситуации он выходит за рамки предписанных ему извне готовых форм действия.

В сфере досуга мы сталкиваемся с ярко выраженным явлением, которое можно назвать диффузированием различных видов деятельности. Многие из последних рождаются на базе конвергенции познания, творческого созидания и игры. В результате возникают разнообразные бифункциональные образования. Особенно часто мы наблюдаем в этих занятиях насыщение их художественными элементами. В своих взаимоотношениях с другими видами деятельности искусство отличается повышенной валентностью и способностью к самым необычным перекрещиваниям и слияниям. Одной из причин этого является возможность удовлетворять с помощью художественных средств самые разнообразные потребности личности: в познании, оценивании, эстетическом наслаждении, творчестве, развлечении, отдыхе. Выполнять эту функцию искусство способно в любых формах, начиная с той, где оно выступает в качестве самоценной многофункциональной структуры и кончая разнообразными вариантами бифункционально-прикладных формообразований. Причем диапазон такого диффузирования столь же безграничен, как и число социально-культурных ситуаций, поддающихся художественной организации.

Возможность органического слияния или проникновения искусства в такие виды человеческой деятельности, как познание, воспитание, игра, судя по всему, детерминирована генетически. В онтогенезе все эти виды появились из единой ростковой почки – деятельность первобытного человека носила ярко выраженный синкретический характер. Именно эти родственные связи, несмотря на то, что теперь они прослеживаются уже с трудом, и обеспечили очень важное качество различных областей духовной жизни – возможность их скрещивания и перекрещивания.

Социокультурная любительская деятельность – это деятельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно-ограниченного поведения в сферу любительских занятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможностью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По единоличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулировании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют категоричности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга – ощущение свободы.

Любительская деятельность – это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих созидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

В процессе социокультурной деятельности неизменно происходит пополнение гносеологического потенциала личности. Человек усваивает новые знания о природных и социальных объектах окружающей действительности, приобретает новые навыки, умения и привычки, лучше узнает самого себя. При правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с личностными потребностями и способствует формированию ценностного сознания. Социокультурная деятельность оказывает плодотворное влияние на формирование типологических свойств личности и прежде всего на развитие ее творческих способностей. Необходимость решать задачи, связанные с изменением наличного бытия, стимулирует формирование богатого воображения, гибкого мышления, цепкой наблюдательности, важного умения использовать накопленный опыт в новых обстоятельствах.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успешно формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, о способности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д.

Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо наряду с основной работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков.

Выше мы уже говорили, что досуг человека может быть деятельным и бездеятельным. Бездеятельный досуг целесообразен лишь в тех масштабах, какие объективно необходимы для нормальной психофизиологической регенерации организма. Как только эти границы переступаются, бездеятельность превращается в состояние, именуемое в нашем обиходе бездельем. Подобное неумение организовывать свое свободное время представляет явление, нежелательное во всех отношениях. В ряде случаев досуговый вакуум имеет своим закономерным следствием отклоняющееся поведение и антикультуру. Российская педагогика всегда осуждала такое провождение времени, когда, по выражению К.Д. Ушинского, человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портятся голова, сердце и нравственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.