Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты культурно-досуговой деятельности 2 страница




Серьезный вклад в культурное развитие личности вносит любительская деятельность. Для активного включения в нее всегда нужна определенная подготовка, т.е. определенные знания и навыки. В процессе этой деятельности происходит непосредственное применение и совершенствование того, что было усвоено ранее. Кроме того, любительские занятия сами по себе становятся источником последовательного обогащения личности, ибо в процессе их люди неизменно узнают что-то новое и углубляют свой практический опыт. Все это дает основание для включения любительской деятельности в систему средств, сознательно используемых в культуроразвивающих целях.

Не менее ценным может стать и общение, которое также следует отнести к основным средствам формирующего влияния на личность. Будучи организаторами повседневного общения, досуговые центры активно содействуют решению многообразных воспитательных задач. Встречающиеся здесь люди неизменно делятся новостями, обсуждают наиболее важные из последних событий, оценивают явления политической, экономической, духовной жизни и т.д. Такое общение нередко становится стимулятором целенаправленной работы по самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию.

Определив цели, содержание и целостную совокупность средств, менеджеры досуга неизменно сталкиваются с проблемой выбора соответствующих методов действия. Говоря о методах, мы имеем в виду как, каким образом взаимодействуют люди в процессе передачи и усвоения культурных ценностей.

В основе подхода к определению методов социокультурного менеджмента лежит фундаментальная педагогическая идея о том, что человек формируется, прежде всего, в процессе активной деятельности. Соответственно и используемые здесь методы должны представлять собой такие способы включения людей в досуговую деятельность, при применении которых могла бы максимально проявляться их собственная активность. Педагогическая сущность этих методов заключается в том, чтобы способствовать переводу внешних стимулов во внутренние. В конечном счете методы должны обеспечить превращение образования в самообразование, воспитания – в самовоспитание, развития – в саморазвитие личности.

В современной теории встречаются различные подходы к классификации методов. Методы распределяются по таким признакам, как трансляция знания (словесно-наглядные, практические), характер культурной деятельности (репродуктивные, частично-поисковые, поисково-исследовательские); уровень самостоятельности человека в процессе деятельности (методы воздействия, взаимодействия, самостоятельного действия); характер регулирования развивающейся культурной активности (методы стимулирования, передачи инструктивной информации, контроля за самостоятельной деятельностью).

В последнее время предпринимаются попытки определить группы методов применительно к основным направлениям досуговых занятий. В этой связи выделяются методы досугово-образовательной деятельности (рассказ, показ, упражнения), воспитательной деятельности (убеждение, пример, поощрение, порицание, организация деятельности), культурно-творческой деятельности (методы постановки творческих задач, методы подводящих упражнений, методы организации творческого поиска), рекреационно-развлекательной деятельности (группы методов стимулирования культурного отдыха, методов повышения досуговой квалификации, методов непосредственной организации рекреационных занятий).

Наиболее ценная в операционном плане классификация методов социокультурной деятельности возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь мы имеем возможность представить следующую систему методов:

– словесные (сообщение, разъяснение, собеседование, обсуждение, консультирование);

– наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ);

– методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический, организационно-консультативный);

– методы художественного воздействия на личность (методы организации непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации);

– методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод коллективного поиска, метод организации соревнования, метод общественно-полезных заданий);

– методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения содержания взаимодействий, метод регулирования структуры общения).

В практической деятельности хорошее знание методов и соответствующих им приемов должно подкрепляться исключительно важным умением отбирать для решения каждой из поставленных задач наиболее подходящие методы. Здесь приходится учитывать специфику конкретной социально-культурной ситуации, характер аудитории, с которой предстоит работать, ресурсную обеспеченность намеченной программы и ряд других факторов.

Организационные формы социокультурной деятельности представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности субъекта и объекта. С коммуникативных позиций эту деятельность можно рассматривать как особым образом организованное общение между теми, кто передает и усваивает определенную культурную информацию и культурные ценности в виде знаний, идей, навыков, умений, норм и принципов поведения, художественных ценностей и т.д.

Формы организации характеризуются составом взаимодействующих лиц, местом, временем, общим порядком и последовательностью взаимодействия, качеством контактов, способами руководства развивающеюся деятельностью и межличностным общением. Благодаря различному набору и сочетанию этих признаков каждая из организованных форм обретает свое качественное своеобразие.

Как элемент общей системы, форма находится в тесном взаимодействии с другими элементами системы. Если цели предвосхищают результат деятельности, содержание представляет собой подлежащий распространению и усвоению материал, средства несут это содержание, а методы выступают в качестве основных способов совместной деятельности субъектов, то форма выполняет функцию организации социокультурного процесса в целом. Помимо их этот процесс осуществляться не может.

Встречающиеся в специальной литературе классификации форм весьма разнообразны. По признаку «направленность деятельности» формы делят на информационные, просветительные, воспитательные, рекреационно-развлекательные. По признаку «вид деятельности» – на аудиопрезентативные, демонстрационные, беседно-дискуссионные, формы организации культурно-творческой деятельности, формы отдыха и развлечения. По признаку «количество участвующих людей» – на массовые, групповые, коллективные и индивидуальные. По признаку «стабильность аудитории» – на стабильные, полустабильные, нестабильные.

Наряду с этим существует и ряд других подходов к классификации форм. Встречается их деление на формы культурного обслуживания и культурной самодеятельности. Плодотворно рассмотрение внутри общей совокупности форм разнообразных программ (лекции, вечера, встречи, диспуты, конкурсы, обрядовые торжества, массовые представления и др.), форм-занятий (репетиции, консультации, тренировки, заседания и др.), предметно-вещественных форм информации и рекламы (плакаты, стенды, витрины, выставки, и др.), стационарных форм специального назначения (уголки, комнаты, кабинеты, музеи, салоны, мастерские, консультпункты и т.д.). Нередко к формам относятся и разновидности самодеятельных коллективов: кружки, школы, студии, группы, курсы, секции, любительские объединения, клубы по интересам, народные университеты и т.д.

В операционально-практическом плане вполне приемлемым является деление форм на массовые, групповые, коллективные и индивидуальные. Совокупность массовых форм складывается при этом из таких форм, как устно-презентивные (лекции, встречи, вечера вопросов и ответов); художественно-публицистические (вечера, массовые представления); художественно-зрелищные (концерты, спектакли, кинопоказы, видеодемонстрации, выставки, смотры, фестивали); беседно-дискуссионные (обсуждения, диспуты, конференции); обрядово-праздничные (обрядовые торжества, праздники, балы, карнавалы, массовые гуляния); состязательно-игровые (массово-затейные программы, игровые конкурсы, турниры, олимпиады); экскурсионно-туристические (экскурсии, походы, экспедиции и т.д.).

В состав базовых форм групповой работы входят формы, наиболее часто применяемые в салонах, гостиных, холлах, каминных, малых просмотровых залах, читальных залах, клубных кафе и т.д. К ним относятся беседы, телесмотрение, видео смотрение, слушание музыки, встречи, обсуждения, игры, групповое любительское исполнительство.

К составу основных форм, применяемых в работе самодеятельных коллективов, можно отнести репетиции, заседания, тренировки, практикумы, консультации, экскурсии и др.

В группу базовых форм индивидуальной работы входят индивидуальные занятия с педагогом, индивидуальные беседы и консультации, работа с книгой, слушание музыки, пользование компьютером и т.д.

Опыт показывает, что для повышения эффективности культурно-просветительной работы необходимо использовать не отдельные формы и даже не элементарные наборы форм, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность, педагогическую эскалацию процесса культурного формирования личности. Важное значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой; между культурным обслуживанием и культурной самодеятельностью; между формами педагогической передачи культурной ценности и формами самостоятельного их освоения.

В современных, принципиально новых условиях наше общество не может довольствоваться старыми представлениями о формировании личности, замкнутыми в узких рамках педагогических учреждений. Сегодня необходимо развитие социокультурных центров, охватывающих своим вниманием буквально все возрастные категории населения, все общественные структуры, включая семью, соседские общности, двор, улицу, разнообразные досуговые объединения и т.д. Методологическим ядром нового педагогического мышления является тезис о том, что формирование личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение целенаправленных воздействий, содержащих разнообразные правила и предписания. Система отношений человека к другим людям складывается главным образом под влиянием самой жизни и окружающей социальной среды. Воспитание в традиционном педагогическом смысле может сыграть важную роль только в том случае, если будет взаимодействовать с теми нормообразующими силами, которые возникают как продукт непосредственного социального взаимодействия. В прежних социокультурных концепциях эти силы явно недооценивались.

В прошлом слишком часто забывали, что воспитывать – это не значит перекладывать идеи из одной головы в другую, транслировать их по принципу зеркального отражения. Люди по природе своей активны: они всегда соотносят доводимые до них идеи с жизнью, со своим опытом и опытом других людей и только после этого решают вопрос – принимать или не принимать данные идеи. Волюнтаристское деформирование структуры социовоспитательного процесса чаще всего приводило на практике к переоценке силы словесного воздействия и недооценке таких звеньев, как деятельность и общение. В результате процесс воспитания оставался незавершенным, не обеспечивался тот сплав знаний и убеждений и практического действия, который столь необходим для получения оптимальных педагогических результатов.

Коренные изменения, связанные с обновлением, демократизацией, экономическим реформированием нашего общества, повлекли за собой существенные перемены в социокультурной теории и практике. Утверждающая система новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в цели и содержание процесса социализации. Получают развитие новые взгляды на проблему взаимосвязи индивидуального и общественного. Происходят заметные изменения в рейтинге качеств, необходимых личности для успешного функционирования в обществе. Уходит в прошлое насаждавшаяся десятилетиями окопная психология. Категорическое отрицание компромиссов сменяется стремлением к диалогу, толерантности, эмпатии. Даже в конфликтных ситуациях приоритетным становится не силовое давление, а умелое согласование позиций.

Большой созидательный потенциал современных социокультурных центров не подлежит сомнению. Однако реализуется он пока слабо. Явно не оправдал себя взятый в начале 90-х годов курс на тотальную деполитизацию и деидеологизацию досуговой сферы. Проектируя и осуществляя ее развитие, нельзя не учитывать, что уйти от политики в нашей нынешней жизни нельзя – это не отвечает ни личностным, ни общественным потребностям. Становлению гражданского общества особенно мешает неразвитость низовых общественно-политических структур. Разнообразные политические партии здесь не в счет. Эти чаще всего замкнутые на себе ячейки не решают проблемы реализации гражданских инициатив. Основная масса населения остается по-прежнему отчужденной от практической политики и не может пока найти продуктивные пути участия в политической жизни общества. Для более инициативного формирования гражданского общества было бы большим подспорьем, если бы наши досуговые центры научились выходить на целый ряд проблем общесоциального плана. Мы имеем в виду экологическую работу, социальную защиту определенных слоев населения, правовое консультирование, правоохранительную деятельность, контроль за текущим расходованием средств местного бюджета, охрану общественного порядка и др. Очень острой является проблема повышения уровня электоратной культуры населения. Ни для кого не секрет, что у нас заметно снизилась общественно-политическая активность в период выборных компаний. Слабое участие населения в голосовании порождает серьезное искажение истинной картины политических предпочтений, является причиной труднообъяснимых побед и поражений определенных партий, блоков и отдельных кандидатов.

К сожалению, пока еще не удалось сделать осуществляемые реформы понятными и близкими народу. Предстоит большая работа по изживанию маргинальности в ее крайних и особо опасных формах, когда люди утрачивают чувство принадлежности к общности и лишаются своей общественной укорененности. Сегодня особенно важно отодвинуть, хотя бы на время выхода страны из кризиса, основные разногласия и научиться улаживать конфликты путем диалогического согласования позиций. Надо вернуть поколебавшееся доверие к демократии, поддержать в народе надежду и помочь людям пережить действительно трудное время. Вклад, который могли бы внести в это благородное дело наши социокультурные центры, трудно переоценить.

На начальных этапах периода реформирования у нас было очень много споров о том, как понимать и толковать в новых условиях сущность, задачи и сферы распространения воспитательной работы. В пылу этой полемики высказывались самые разнообразные суждения. Применительно к школе одно время восторжествовала позиция тех, кто попытался оттеснить воспитательную работу на задний план и рассматривать ее в лучшем случае только как малую составную часть процесса обучения. В оправдание такого подхода раздавались голоса, что школа должна быть вне идеологии, вне политики и т.д.

Применительно к взрослому человеку целесообразность какого-либо формирующего воздействия приверженцами этих крайних позиций отрицалось вообще. Они много и шумно кричали о том, что это ничто иное, как насилие над личностью, что взрослый человек должен вырабатывать свои ценностные ориентации только сам и вне всяческих влияний, что государственная идеология отменена у нас конституционно, что в европейских языках слово «воспитание» по отношению к взрослым вообще не применяется и т.д., и т.п.

Серьезной ошибкой реформирования работы по организации свободного времени на первых этапах этого процесса стало опасное зауживание ее целей, задач и содержания. Ставшее тогда модным понятие культурно-досуговой деятельности в большинстве случаев трактовалось как работа по организации отдыха и развлечений. На этом пути мы довольно быстро растеряли традиции целенаправленного, ценностного ориентирования, массового просвещения, помощи людям в организации самообразования и т.д.

Разрушив в процессе начавшегося реформирования старую воспитательную работу, мы, по существу, не сумели создать взамен ее ничего нового. У нас сегодня много говорят об общечеловеческих ценностях. Они действительно могут стать важным ориентиром в деле формирования личности, совершенствования общественной жизни. Однако в чисто практическом плане эти ценности будут работать лишь тогда, когда наряду с ними образуются несколько более конкретных уровней ценностей, установок и ориентации, включая идеологические ценности.

Особенностью переживаемого нами сегодня периода является модернизация старых педагогических парадигм и старого педагогического мышления. Очень важным для развития современной культурологии досуга стало восстановление в своих правах забытой на довольно длительное время отечественной социальной педагогики.

На первых порах после революции в обновленной педагогике, исходившей из идеи первичности социального по отношению к индивидуальному, проводилась линия на понимание педагогической науки как социальной отрасли знания и безоговорочно поддерживалось развитие социальной педагогики в собственном смысле слова. Однако на последующих этапах, начиная с середины 30-х годов, положение дел существенно изменилось. Педагогику стали рассматривать в рамках науки об образовании и воспитании подрастающего поколения только в специально организованных педагогических учреждениях.

Вполне понятно, что при такой деформированной парадигме судьба социальной педагогики оказалась горькой и трудной. В системе педагогического знания она занимала второстепенное место, к ней всегда относились с подозрением, открыто обирали в пользу других и в лучшем случае дозволяли нелегитимно ютиться на задворках педагогической теории и практики.

Область использования социально-педагогических знаний на современном этапе довольно широка. Эта научная дисциплина охватывает своим вниманием проблемы социально-педагогической персонологии, социального развития через групповые процессы, социоформирующего влияния на человека массовидных явлений общественной жизни. Основной интерес для социальных педагогов представляет социальный контекст развития личности, определяющая роль социальной среды, социальная детерминация становления и формирования человека. Сегодня в нашей стране начинает энергично формироваться гражданское общество, активизируются процессы самоорганизации и самоуправления, повышается педагогическая инициативность общественности. И без социальной педагогики здесь тоже обойтись.

В центре внимания социальных педагогов находятся проблемы социальной обусловленности и социальной регуляции поведения человека. В качестве основных средств такой регуляции рассматриваются социальные ценности, социальные нормы, нравственные правила, традиции и общественное мнение, реально функционирующее в процессе повседневного поведения, межличностного общения и совместной деятельности.

Социальная педагогика исследует совокупное влияние на процесс развития человека материальных условий жизни, объективных общественных отношений и основных форм общественного сознания. Сфера общественной жизни предстает в этом контексте как синтез трех основных систем: системы личности, социальной системы и системы культуры.

Социальная педагогика не изолируется и не противопоставляет себя другим отраслям педагогической науки. Ее инструментальная функция заключается в том, чтобы заполнить образовавшиеся в контексте научно-педагогического знания лакуны, мешающие адекватному пониманию реального процесса социокультурного развития личности.

На современном этапе социокультурная деятельность открывает социальной педагогике широкое пространство для реализации ее функций, а педагогика придает развертывающимся занятиям формирующую устремленность и развивающую направленность. Благодаря совместным изысканиям создаются предпосылки для лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере свободного времени и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств, методов и форм организации культурного досуга.

В рамках современной социально-педагогической теории находят полновесное развитие, по крайне мере, три интересных для менеджеров социокультурной деятельности направления. Первое из них включает в себя социально-педагогическую персонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных качеств и норм социального поведения личности: задатки, темперамент, характер, направленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В состав второго направления входят проблемы, связанные с социальным формированием индивида под влиянием групп непосредственного общения, куда включаются семья, детские игровые общества, соседские общества, социокультурные объединения, учебные и трудовые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления становится комплекс социально-психологических проблем социетального уровня. К нему относится исследование механизмов воздействия социальной педагогики на такие явления, как традиции, нравы, общественное мнение, общественное настроение, мода с целью превращения их в действенный регулятор социального поведения людей.

Сегодня социальная педагогика вторгается практически во все сферы общественной жизни. В рамках ее расширяются многочисленные проблемы, связанные с повышением коммуникативной культуры, целенаправленным регулированием межличностных и межгрупповых отношений, интеграции личности в социум, достижением социальной стабильности и сплоченности.

По мере укрепления и развития социальной педагогики менеджеры культуры получают необходимую для своей деятельности педагогическую и социальную подпитку. Развивающаяся в сфере свободного времени социокультурная деятельность носит во многом предметный характер. Здесь мы имеем дело прежде всего с субъектно-объектными структурами. Вместе с тем на базе этих структур возникают не менее важные структуры субъектно-субъектных отношений. В формировании и регуляции этих отношений, а также в подготовке человека к оптимальному включению в их систему, наработки социальных педагогов могут оказать нам неоценимую услугу. Главная цель сопряжения заключается в том, чтобы обеспечить социокультурную теорию и практику знанием важнейших законов взаимодействия личности со своим окружением и основных закономерностей ее развития под влиянием окружающей среды.

Несколько иначе складываются взаимосвязи социокультурной деятельности с социальной работой. У последней есть целый круг вопросов, которыми занимается только она. Сюда входят, прежде всего, вопросы, относящиеся к оказанию материальной помощи и организационно-патронажной поддержки слабозащищенных слоев населения. Однако там, где попавший в затруднительное положение человек нуждается не только в готовой «рыбе», но и в «удочке», коей он будет пользоваться сам, к социальным работникам активно подключаются менеджеры досуга.

Во всяком случае, у них тоже есть в этой области свои функции: помощь людям в переквалификации, в овладении смежными профессиями, в дополнительном образовании и т.д. Совершенно особый вклад вносят культурно-досуговые центры в систему культурного обслуживания пенсионеров. Еще одной формой пересечения социально-поддерживающих и культурно-развивающих усилий является помощь некоторым категориям людей в организации межличностного общения.

Ориентиры и опыт социальной работы активизировали внимание культурно-досуговых структур по отношению к людям с ограниченными возможностями. У этих структур появился, в сущности, новый, дотоле не значившийся в их адресных книгах объект воздействия. С массовым развитием социопедагогической деятельности клубы, дома культуры, библиотеки, парки культуры и отдыха стали активнее заниматься проблемами инвалидов.

Радует то, что в сегодняшних условиях сама жизнь начинает все расставлять по своим местам. Постепенно поутихли крикливые дискуссии. Большинство оппонентов вовремя увидели контрпродуктивные последствия принижения роли воспитания. Появилась одобренная педагогической общественностью программа воспитания учащихся в условиях школы. Утверждена и вступила в действие государственная программа патриотического воспитания. Похоже, что разум берет все-таки вверх над разгулявшимися было эмоциями.

На современном этапе намечаются позитивные сдвиги в системе организации социокультурной деятельности. Речь идет прежде всего об усилении интегративных процессов, в результате которых энергично сближаются друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему содержания рассматриваемой деятельности из искусственно зауженных рамок и настойчиво подталкивает деятельность к полифункциональному развитию.

Попытки реального приобщения людей к политике, экономике, социальному творчеству на протяжении последнего десятилетия ввели в наш повседневный обиход такие категории, как политическое, социальное, экономическое действие. Постепенно начинает преодолеваться старая болезнь социокультурной сферы – обилие слоев и дефицит активного действования. Пока еще робко, но обнадеживающе обозначается тенденция превращения подобных действий в одну из новых составляющих практической самоорганизации и самопроявления пробуждающихся сил гражданского общества.

На предшествующих этапах в рамках культурологии досуга в основном разрабатывались вопросы развития личности, и гораздо меньше внимания обращалось на роль социокультурной деятельности в формировании и совершенствовании общественных отношений. Между тем эта работа приобретает сегодня особую значимость. Образование взаимосвязей человека с другими людьми в условиях рыночной экономики происходит отнюдь не гладко. Здесь приходится решать целый ряд довольно сложных проблем. Тревожит высокий уровень социальной напряженности. Общество лихорадят многочисленные конфликты. Угрожающе распространяется дух индивидуализма. Слабнут привычные для нас в прошлом коллективистские начала.

В условиях кризисного развития общества особенно важно формировать у людей такие качества, как толерантность и эмпатия, учить их построению продуктивного диалога, прививать умение находить консенсус при решении любых жизненных вопросов. Социокультурная сфера представляет собой уникальное пространство для развития процесса свободного группообразования. Мы имеем в виду большую совокупность так называемых бархатных групп, отличительными чертами которых являются непринужденность вхождения, полновесный учет интересов и потребностей, обретение каждым человеком наиболее выигрышных для него ролей и позиций. В период затянувшейся нестабильности подобные группы становятся для людей своеобразной социальной нишей и местом активной реализации социально-психологических и психотерапевтических функций.

 

Рекомендуемая литература к главе I

1. Акимова Л.А. Социология досуга. – М., 2003.

2. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л., 1990.

3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М., 1998.

4. Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск, 2004.

5. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. – М., 1972.

6. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. – М., 1967.

7. Грушин Б.А. Свободное время. – М., 1966.

8. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. – Л., 1983.

9. Дюмазедье Ж. Досуг как форма духовной деятельности. – М.: Книга, 1987.

10. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии. – Свердловск, 1970.

11. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. – М., 1992.

12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004.

13. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. – СПб., 1994.

14. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под. ред. науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.

15. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – Казань, 1999.

16. Мосалев Б.Г. Досуг. – М., 1994.

17. Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.

18. Орлов В.Н. Культура и досуг. – М., 1981.

19. Орлов Г.П. Свободное время – условие развитие человека и мера общественного богатства. – Свердловск, 1989.

20. Пименова В.М. Свободное время в социалистическом обществе. – М.: Наука, 1974.

21. Романова И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен. – Екатеринбург, 1995.

22. Рябков В.М. История досуга. – Челябинск, 1994.

23. Садовская В.С. Лабиринты культуры быта: исследование реальности. – М., 2003.

24. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л., 1977.

25. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. – М., 1996.

26. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. – Ростов-на-Дону, 1997.

27. Традиционные формы досуга: история и современность. – М., 1993.

28. Хренов Н.А. Мифология досуга. – М., 1988.

29. Шмаков С.А. Досуг школьника. – Липецк, 1993.

 

 

Вопросы и задания к главе I

1. Дайте определение понятиям «досуг» и «досуговая деятельность».

2. Назовите основные виды современных досуговых занятий. Попробуйте выстроить их по рейтенговому (на ваш взгляд) принципу.

3. Охарактеризуйте основные этапы развития досуговой деятельности в России применительно к разным категориям населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.