Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты культурно-досуговой деятельности 1 страница




Как уже говорилось выше, во многих ситуациях, и особенно в системе занятий, функционирующих на базе центров досуга, на деятельность любителей накладывается социокультурный менеджмент, суть которого заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития досуговой самодеятельности. Эти функции осуществляют профессионально подготовленные специалисты, работающие в разнообразных социокультурных структурах – клубах, домах культуры, досуговых и методических центрах, библиотеках, парках культуры и отдыха, творческих объединениях, социокультурных комплексах, централизованных системах и т.д. На низовом уровне в рамках конкретных досуговых формирований менеджментные задачи решают руководители этих формирований – режиссеры, дирижеры, педагоги дополнительного образования, спортивные тренеры, организаторы туризма, консультанты по декоративно-прикладному искусству и др.

По вопросам сущности и технологий менеджмента в социокультурной сфере долгие годы у нас шли довольно острые дискуссии. В практике советского периода многим досуговым объединениям приходилось вести самую настоящую борьбу против бюрократических методов и приемов управления культурой. Административный контроль в ту, теперь уже минувшую, пору действительно нередко сковывал низовые инициативы, что называется, по рукам и ногам. Трудности с регистрацией, обязательная «литовка» репертуара, периодически насаждавшиеся инструкции, состоящие из сплошных ограничений, многочисленные проверки и прочие поистине «драконовские» акции хорошо знакомы всем, кто был тогда причастен к самодеятельному движению.

Современный социокультурный менеджмент стал намного цивилизованнее. Он все больше и больше начинает основываться на принципах демократизма, стимулирования, органичного сочетания государственных и общественных начал, плюрализма, свободы выбора содержания и форм любительской деятельности. В рамках такого менеджмента осуществляется определение целей и задач совершенствования системы, разработка конкретных программ по их реализации, разделение задач на отдельные виды действий и операций, распределение поручений, координация взаимодействий, оптимизация иерархической структуры, отработка процесса принятия решений, налаживание продуктивных коммуникаций, поиск адекватной мотивации действий и эффективных стилей ее совершенствования.

Организационно-педагогическое регулирования сферы досуга предполагает в этих условиях умелое творческое использование основных закономерностей, выявленных общей теорией менеджмента. Здесь применимы многие из принципиальных положений, относящихся к регуляции сложных динамических систем. Однако реализация этих положений в столь специфической области, какой является любительство, не может быть эффективной без учета его особенностей.

Любительская деятельность по природе своей обладает богатыми возможностями саморегулирования. В принципе, при нормальных внешних и внутренних условиях она способна продуктивно развиваться и без специальной корректировки. Однако на практике столь идеальное положение встречается нечасто. Нельзя не учитывать к тому же, что функционируя стихийно, досуговая деятельность никогда не реализует себя полностью как культурогенный фактор. Вот почему целесообразность определенного организационно-педагогического влияния становится совершенно очевидной. Эффективность его во многом зависит от того, в каком состоянии находится внешнее регулирование и саморегулирование рассматриваемого процесса. Регулирующий субъект, подстраиваясь к регулируемому объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие, но регулирует не все, а наиболее важные компоненты и связи. Применительно к досуговой деятельности это происходит потому, что отдельные его составляющие принципиально не поддаются внешней регуляции. К тому же прямое и тем более жесткое взаимодействие в данном случае вообще не может считаться оптимальным.

Современная практика показывает, что основным в процессе регулирования сферы любительства является технология стимулирования. И это вполне закономерно. Во-первых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. Во-вторых, человек, как основное действующее лицо, выступает в данном случае в роли активного субъекта, полностью строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.

Подход к любительству с позиций концепции стимулирования отражает в себе сущностные черты периода реформирования: последовательное развитие демократии, реализация принципа плюрализма, становление основ гражданского общества, расширение области самоуправления.

Рассматриваемая нами деятельность функционирует в особой сфере – сфере свободного времени. Даже традиционные технологии организаторской работы подвергаются здесь серьезной адаптации: они становятся мягче, эластичнее. И это вполне естественно, ибо в данной ситуации чрезмерная требовательность или чисто волевые указания не могут быть продуктивными.

Деятельность в сфере свободного времени невозможна без сформировавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности личности. У любого человека существует объективная потребность в интересующих его занятиях, которая так или иначе реализуется. Однако это отнюдь не означает, что все образуется само собой. Социокультурный менеджмент строится на основе умелого стимулирования активности. Причем делать это можно только через формирование системы внутренних побудителей, способствующих развитию, осознанию и реализации личностных потребностей. Посредством стимулирования и его организационного подкрепления обеспечивается выбор людьми наиболее ценных в индивидуальном и социальном плане видов досуговой деятельности. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют специфическое пробуждение личностных интересов, а действенность процесса стимулирования в значительной степени определяется тем, насколько умело менеджеры досуга принимают в расчет потребности человека.

Непременное требование к регулированию сферы любительства – обеспечение обратной связи. Менеджер досуга должен отчетливо видеть, к чему приводят его организационно-педагогические акции, прослеживать характер реальных изменений в сфере досуговых занятий, улавливать намечающиеся тенденции и т.д. Первостепенное значение имеет владение технологией диагностики наблюдаемого объекта: знание признаков социокультурных изменений, умение выявить показатели этих признаков, провести их замеры, проследить динамику изучаемых процессов, проанализировать полученные данные и сделать выводы в отношении дальнейших регулирующих действий.

Культурогенная эффективность деятельности во многом зависит от того, насколько она привлекательна и авторитетна в глазах ее участников. Важно, чтобы каждый смог обрести благоприятный статус, найти возможности для реализации своих желаний и стремлений, для творческого саморазвития. Большое значение здесь имеет характер деятельности. Если человек попадает в положение активно действующего субъекта, он неизменно становится участником разработки, а затем и носителем норм возникающего отношения. Следует отметить, что к нормам такого типа люди относятся с особым уважением. В результате происходит полноценное усвоение положительного опыта социального взаимодействия. Со временем на этой основе возникают устойчивое общественное мнение и полезные привычки.

Продуманная и умелая организация любительской деятельности дает возможность использовать ее в целях необходимой корректировки формирующихся или уже сложившихся личностных отношений. Здесь целесообразно использовать несколько путей: включение в систему деятельности таких ее видов, которые позволяют отдельным людям выступить в наиболее выигрышной для них роли; специальную расстановку людей в процессе деятельности, способствующую формированию новых и укреплению старых личностно-избирательных отношений: приятельских, товарищеских, дружеских; стимулирование общественным мнением оценки деятельности и поведения каждого из членов досугового объединения. Это помогает сделать предметом всеобщего внимания достоинства или недостатки, присущие отдельным людям, что в свою очередь вызывает соответствующие изменения в их личностном статусе и в конечном счете определяет эффективность воздействия группы на личность в целом.

Мы уже отмечали ранее, что основой современного социокультурного менеджмента, как на уровне управления, так и на уровне организации, является технология стимулирования. Основываясь на анализе современного опыта, можно выделить несколько групп стимулов, которые используются менеджерами досуга при направленном побуждении людей к различным видам культурно-досуговой деятельности.

Видное место занимает группа стимулов, в основе которых лежит стремление человека к реализации творческих задатков и способностей. В современных условиях эта задача не может быть решена только в сфере производства, и досуговые занятия выступают здесь в роли своеобразного компенсирующего средства. Для процесса культурно-творческой деятельности характерен высокий престиж мотивов, порождаемых самой деятельностью. Исполнительство и творчество в области культуры и искусства отличаются особой привлекательностью, и люди всегда получают от этих занятий большое удовлетворение. Немалое значение в данном случае имеет и потребность утвердить себя в глазах окружающих, получить их одобрение, признание, уважение. Наконец, не следует сбрасывать со счетов и мотивы, связанные с профессиональной ориентацией и переориентацией. Они особенно существенны в молодом возрасте, когда человек еще ищет свое место в жизни.

Важную роль играет группа стимулов, опирающихся на потребность человека в удовольствии, наслаждении. Эти наслаждения могут иметь разную природу и различное содержание. Гедонистическое начало нередко пронизывает познавательную деятельность – человеку нравится сам процесс приобретения новых знаний. Стремление к наслаждению во многом определяет эстетическую активность личности. На получении непосредственного удовольствия основано любое из развлекательных занятий.

С повышением гражданской активности людей все более важную роль начинает играть группа стимулов, которая базируется на стремлении человека подготовить себя к активному участию в общественной жизни. Последнее очень часто требует значительного повышения культуры, расширения культуры, овладения рядом специальных знаний, умений и навыков. Желание выполнить свой общественный долг как можно лучше побуждает людей к постоянной работе над собой, делает их более отзывчивыми к предложениям менеджеров досуга.

Качественной особенностью отличается группа стимулов, направляемых на актуализацию коммуникативных потребностей личности. Эти стимулы могут иметь своей основой стремление получить необходимую информацию и обсудить определенные вопросы, правильно сориентироваться в сложившейся обстановке, укрепить свое ролевое положение. Общение связано с реализацией экспрессивно-эмоциональных потребностей и, прежде всего, с потребностью в совместных переживаниях. Применительно к молодежной аудитории досуговые контакты побуждаются и рядом возрастных мотивов, среди которых надо особо выделить желание завязать новые знакомства, расширить круг своего общения и т.д.

Одна из важных менеджментно-организационных задач – обеспечить оптимальное развитие не только внутренних, но и внешних связей объединения. Любительская деятельность в условиях досуга намного умножает свои культурные возможности, когда она имеет достаточно развитую внешнюю структуру. Речь идет о связи объединения с ближайшим социальным окружением, о выходе любительской деятельности за непосредственные рамки досуговых формирований. Отсутствие таких связей превращает любителей в замкнутую, узкую корпорацию, а сами занятия приобретают неблагоприятную в общественном и педагогическом плане сугубо интроверсионную направленность.

Внешние задачи обогащают внутригрупповую деятельность, придают ей социально значимое содержание, рождают более совершенные мотивы. На этой основе возникают такие виды и формы активности, которые в замкнутой группе невозможны. Даже самые незначительные «хобби» при условии выхода любителей в микросоциум способны превратить элементарные занятия в деятельность общественно-полезного направления. Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод: умелое руководство любительством предполагает совершенствование не только внутренней, но и внешней структуры досуговых объединений.

Опыт показывает, что при определенных условиях любительская деятельность, направленная на удовлетворение личностных потребностей, приобретает самостоятельную ценность и сама может стать потребностью. В этом смысле работа менеджера как процесс внедрения и организации разнообразных общественно-полезных видов культурной деятельности выполняет очень важные социальные и социально-педагогические функции. Именно здесь происходит формирование устойчивых, превращающихся в привычку форм повседневного поведения. Это вносит ценный вклад в общее совершенствование структуры свободного времени, помогает насытить досуг социально значимым содержанием, способствующим полноценному культурному развитию человека.

Весьма существенную роль в общей системе рассматриваемого менеджмента играет умелая реализация основных принципов социально-культурной деятельности. Начало разработке этой важной проблемы было положено такими представителями российской внешкольной педагогики, как В.П. Вахтеров, В.И. Чернолусский, С.О. Серополко. Все они были людьми, стоявшими на либеральных позициях, и их воззрения на формулирование основных положений организации внешкольного дела отличались сугубо демократической направленностью. В этой среде традиционно считали, что свободное время и свободная деятельность взрослого человека должна находится вне какого-либо партийного или иного вмешательства. Что касается непосредственно просвещения, то оно понималось как дело, стоящее выше колеблющейся и всегда пристрастной политики. С осуждением курса на окрашивание просвещения в политические цвета прямо выступали А.Ф. Каптерев, И.М. Гревс, С.О. Серополко и целый ряд других приверженцев этой концепции.

В послереволюционные годы попытки сформулировать основные принципы нового внешкольного образования предпринял Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В съездовских документах зафиксированы рекомендации, согласно которым это образование должно базироваться на следующих принципиальных положениях: а) всемирная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организации учащихся, как в создании учреждений внешкольного образования, так и в ведении внешкольно-просветительной работы на местах; б) общедоступность учреждений внешкольного образования; в) планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительных учреждений; г) контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; д) соблюдение принципа светскости; е) ведение школьной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР.

Очень много споров возникло тогда по поводу принципа партийности внешкольной работы. На этом особенно упорно настаивали в ходе развернувшейся дискуссии представители Наркомпоса и, в частности, Н.К. Крупская. Однако большинством делегатов данное предложение не было поддержано. К этому большинству относились те люди, которые видели во внешкольном образовании сферу общественной жизни, где необходимо в полной мере реализовать свободу слова, объединений, собраний, манифестаций. Определенные ограничения, связанные с осуществлением принципа партийности, могли, по их мнению, помешать этому. Таким образом, принцип так и не попал в перечень утвержденных съездом основных положений. В итоговых документах появилась более эластичная формулировка о контроле пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования.

На следующем этапе разработки принципов внешкольной работы активное участие приняли А.П. Пинкевич, М.В. Петровский, А.Н. Вожгальский, А.Р. Орлинский. Значительным шагом вперед стала идея Е.Н. Медынского о двухуровневой системе основных положений. Принципы первого уровня формулировались им применительно к общей организации внешнего дела, а второго – к методике и технологии внешкольного образования. В одном случае речь шла о принципах общедоступности, общественности, систематичности, добровольности. В другом – о принципах комплексности, локализации, контрастности, гибкости, самодеятельности, художественной насыщенности внешкольного дела (1925).

Примерно к середине 50-х годов утвердилась довольно устойчивая обойма основных принципов культурно-просветительной работы, в состав которой входили такие принципы, как коммунистическая партийность и идейность; государственный характер работы; всемерная поддержка инициативы и самодеятельности широких масс населения и организаций трудящихся в области культурно-просветительной работы; осуществление советской национальной политики в области культурно-просветительной работы; многообразие и гибкость форм и методов работы; дифференцированный подход к обслуживаемому населению и изучение его интересов и запросов; общедоступность и территориально-производственный принцип размещения сети культурно-просветительных учреждений (Фрид Л.С. Основные принципы культурно-просветительной работы в СССР. М., 1954). В дальнейшем модернизированную характеристику основных принципов культурно-просветительных работ мы встречаем в публикациях Н.Д. Синцова, Г.Г. Карпова, А.В. Сасыхова, А.Г. Соломоника, М.А. Ариарского, Н.Ф. Максютина, Г.М. Бирженюка. Все большее распространение получает подход, сутью которого является выделение нескольких групп принципов. Авторы учебного пособия «Клубоведение» (1980) сочли целесообразным вычленить общие принципы, дополнительные принципы, и отдельно – совокупность особенностей реализации принципов в культурно-досуговых центрах.

К общим были отнесены принцип партийности и идейности, принцип научности, принцип комплексности, принцип дифференцированного подхода к различным группам населения. В число дополнительных включены принципы коллективизма, последовательности и систематичности, единства просвещения и воспитания. В перечне особенностей реализации принципов выделяются добровольное участие в социально-культурной деятельности, развитие общественной инициативы и самодеятельности масс, соответствие содержания и форм работы интересам и уровню духовного развития личности, единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей.

По вполне понятным причинам существенные изменения в подходах к определению принципов произошли в 90-е годы, когда прежняя культурно-просветительная работа стала именоваться сначала культурно-досуговой, а затем социально-культурной деятельностью. Больше всего эти изменения коснулись принципов первого уровня.

В своей программе и проекте учебного пособия (2001) Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников включили в число сегодняшних принципов следующие основные положения: «Плюрализм в социально-культурной деятельности, альтернативность подходов в ее содержании и организации. Приоритет общечеловеческих интересов над сословно-групповыми в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Всеобщее массовое культуротворчество как доминирующий признак. Гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинение интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики». (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М, 2001).

Даже самый краткий экскурс в историю наглядно показывает, что принципы социокультурной организации свободного времени находятся в постоянном движении. По мере развития и изменения общественной жизни одни из них сходят со сцены, другие появляются заново. Это вполне естественный и закономерный процесс. Причем надо отметить, что в наибольшей мере модернизируются принципы, так или иначе связанные со сдвигами в области культурной политики и идеологии.

На современном этапе можно признать целесообразным принимаемое многими авторами включение в число принципов положений о гуманизме и демократичности социокультурной деятельности. Будучи поставленными в начало основных положений, они как бы задают общую тональность совокупности принципов в целом. В содержании принципа гуманизма провозглашается действительно основная и исходная сегодня идея о признании ценности человека, как личности и индивидуальности, его права на свободное социокультурное развитие и самореализацию. Не менее значим в этом ряду принцип демократичности социокультурной деятельности, означающий необходимость ее доступности и открытости, общественно-государственный характер организации, всемерную опору на инициативу, активность и самодеятельность населения. Весьма важным оказалось включение в состав основных принципов положений о культуросообразности и природосообразности социокультурной деятельности. Здесь на самый высокий пьедестал ставится культура как основной идеал, ориентир всех формирующих воздействий на человека, с одной стороны, и важнейший источник идейно-содержательного наполнения этих воздействий, с другой. Что касается принципа природосообразности, то в нем прямо провозглашается необходимость построения социокультурной деятельности в соответствии с объективными закономерностями развития человека, с учетом его неповторимости и своеобразия, индивидуальных потребностей, задатков и склонностей.

Совершенно особую роль в настоящее время начинает играть полноценная реализация принципа единства в контексте социокультурной деятельности развития и рекреации. На этапе реформирования происходят особенно частые сбои, в результате которых рекреационно-развлекательный компонент досуга начинает произвольно или непроизвольно оттеснять на дальний и второстепенный план работу, связанную с культурным развитием и формированием личности. Соблюдение требования единства этих начал все расставляет на свои законные места.

Рассмотрение социально-культурной деятельности как регулируемого процесса было бы неполным без характеристики его основных организационно-педагогических компонентов. Первым и весьма важным из них являются цели деятельности, представляющие собой образ желаемого и предвосхищаемого результата, на достижение которого эта деятельность направлена. Не будет преувеличением сказать, что все это начинается именно с постановки целей. Там, где нет цели, невозможно само возникновение деятельности как таковой.

В педагогическом плане важнейшая цель социокультурной деятельности на уровне ее анимации – сформировать у человека совокупность определенных качеств. В конечном счете такие качества должны представлять собой закрепленные и привычные отношения личности к разнообразным объектам окружающего мира. Эти качества имеют три основных формы проявления: рациональную (мы познаем и анализируем объекты), эмоциональную (мы даем объектам определенную оценку) и деятельно-поведенческую (мы принимаем решения и реализуем их в конкретных жизненных ситуациях).

Целеполагание – довольно сложный по своему осуществлению процесс. В этой ситуации особенно опасны однобокие и ошибочные установки. Именно так обстоит дело с явным завышением целей, когда нереально поставленные ориентиры отличаются чрезмерной масштабностью, абстрактностью и расплывчатостью. Примером подобного подхода являлась типичная для советского периода целевая ориентация практики на всестороннее гармоническое развитие личности каждого человека. Цель здесь подменялась идеалом, несомненно красивым, благородным, но как и всякое высшее устремление, явно неосуществимым в практическом плане. Произвольное манипулирование этим положением в обширной массе всевозможных социокультурных программ, планов, рекомендаций отдавало маловразумительной трескотней мифологического толка. Цель красовалась, но не работала. Достичь ее на деле никому и никогда не удавалось.

Нельзя не отметить, что при конструировании целей и задач работы по организации свободного времени нередко допускались и другие доктринальные ошибки. Нередко досуг рассматривался лишь как способ развития человека в качестве производительной силы. Применительно к культпросветской практике это было время, когда работа культурно-досуговых центров была явно перегружена распространением передового производственного опыта, научно-технической пропагандой, повышением профессиональной квалификации, формированием т.н. коммунистического отношения к труду и т.д. В целом свободный взгляд на людей, прежде всего как на гомо фабер проистекал из более широкой вульгарно-социологической концепции отношений между личностью и обществом, согласно которой труд выдвигался на главное, господствующее над всеми остальными ценностями место, а индивид, отдавая все трудовые силы обществу, не должен был думать ни о какой обратной отдаче.

Еще одна распространенная ошибка культурно-просветительной работы прошлых времен – произвольная постановка целей и задач, весьма слабо связанная с реальными потребностями, запросами, интересами людей. Это было типичным признаком воспитания, волюнтаристски строившегося по высокомерному принципу «стань таким, как я хочу». Человека никто не собирался спрашивать о его собственных желаниях относительно самого себя. «Формирование» откровенно подменялось «формовкой».

Цели и задачи социокультурной деятельности реализуются через ее содержание. Если цели и задачи представляют при этом своеобразное предвосхищение результатов, то содержанием здесь является материал, отобранный из таких источников, как наука, искусство, мораль, право, несистематизированный общественный опыт, развлекательно-игровая практика и т.д. В конечном счете, любое содержание черпается в данной ситуации из общей системы человеческой культуры, и кроме нее нет ничего иного, что могло бы передаваться и усваиваться личностью в процессе его культурного развития.

Конкретное содержание досуговых занятий в сфере свободного времени во многом обусловливается основными базовыми компонентами реальной жизнедеятельности человека. В этом смысле процесс приобретения новых знаний, умений и навыков, освоение определенных идей, норм практического поведения и других культурных ценностей представляет в конечном счете деятельность по овладению или совершенствованию других реально существующих видов деятельности. Она способствует лучшему развитию человека как субъекта общественных отношений, важнейшей производительной силы, активного участника культурно-творческой жизни общества, обеспечивает систематическое повышение его досугово-бытовой квалификации.

Основой содержания социокультурной деятельности являются все воспроизводимые сознанием всеобщие связи, отношения и иные характеристики окружающей деятельности. В состав ее содержания могут входить научные и повседневные знания, факты, идеи, отношения, оценки, правила. Применительно к многообразным произведениям искусства содержанием является их идейно-тематическое наполнение, представляющее художественно отраженные явления жизни в оценочном ракурсе.

Содержание может оказать свое формирующее влияние только в том случае, если оно будет доведено до личности и усвоено ею. Важную роль здесь играют используемые средства. Говоря о средствах, мы имеем в виду способность определенных объектов, явлений и процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, фактов, художественных ценностей, опыта практической деятельности. Объективно сами по себе они могут быть специально не предназначенными для развития личности, но активно способствуют ему, когда их сознательно используют в решении этой задачи.

В состав средств социокультурной деятельности входит, прежде всего, живое устное слово. Как и другие средства, о чем уже говорилось, объективно оно обладает вполне самостоятельной внепедагогической ценностью. Однако, будучи специально организованным, живое слово может с успехом использоваться для решения педагогических задач.

Важное место в системе социокультурных средств занимают произведения печати – книги, журналы, газеты и другие текстовые документы. Зафиксированная в них посредством письменной речи информация исключительно удобна для индивидуального потребления. Ценным достоинством печати является то, что каждый из читателей может свободно приспособить ее к собственным особенностям: выбрать нужное ему произведение, определить оптимальный для себя способ чтения, возвращаться по мере надобности к уже изученному и т.п. Не менее активно печать используется в групповой, коллективной и массовой работе, для которой она является незаменимым поставщиком просветительного и учебного материала.

Широко применяются в процессе социокультурной деятельности различные виды наглядности. Под наглядностью в широком смысле слова мы понимаем те содержащие в себе культурную информацию структуры, с которыми человек знакомится посредством зрительного их восприятия. Эту информацию люди получают с телеэкрана, киноэкрана, путем наблюдения сценических зрелищ, выставок, демонстрируемых опытов, моделей, натуральных объектов и т.д.

В состав основных средств социокультурного воздействия на личность в сфере свободного времени входит искусство. Диапазон применения этого средства исключительно широк. Искусство используется в целях просвещения, воспитания, рекреации, культурно-творческого развития личности. Художественное начало буквально пронизывает разнообразные культурные программы, придавая им большую эстетическую привлекательность и педагогическую эффективность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.