Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный идеологический плюрализм




На рубеже ХХ1 века политический мир переживает серьезные трансформации, связанные с распадом социалистической системы и всеобщим движением к политической демократии. Становится вполне реальной та самая всемирная республика народов, о которой как о далекой перспективе писал когда-то в своих произведениях известный немецкий мыслитель 18-го столетия Иммануил Кант. По крайней мере, мы являемся свидетелями превращения в такую единую республику самого цивилизованного региона мира – Европы.

Вместе с тем, в развитии мирового сообщества существует немало острых противоречий и проблем, ставящих под сомнение не только возможность сохранения мира, но и саму способность сохранения земной цивилизации. Эти противоречия во многом носят межгосударственный характер, обусловленный давлением крупных стран на малые и молодые неразвитые государства с целью навязать им желаемые модели и принципы политического развития. Подоплека этого давления - острая борьба за контроль над сырьевыми ресурсами, а поводом выступают обвинения в поддержке террористических организаций либо в явной угрозе, якобы исходящей с их стороны по отношению к более цивилизованным и демократичным. В этой борьбе используются и политические провокации, которые используются в качестве повода для внутриполитического вмешательства в дела так называемых потенциально опасных стран.

Немалую долю нестабильности несут многочисленные сепаратистские движения национальных групп и формирований, направленные на раскол государств и на политическое отделение для создания суверенной державы или автономии. Эти движения существуют во всех регионах мира и, в том числе, встречаются в развитых странах. Так в Испании, много десятилетий политическая организация басков, народности, живущей на границе с Францией, борется за создание своего собственного государства путем отделения с использованием методов насилия и военного террора. Особенно много сепаратистских групп находится на пространстве бывшего СССР.

Новые и старые политические проблемы и реалии отражаются в политических программах и идеологиях различных национальных и политических группировок и организаций. Их содержание во многом выражает общеполитические идеи, заимствованные из наиболее влиятельных классических доктрин социализма, либерализма и консерватизма и в тоже время отражает специфику условий и потребностей различных политических группировок и их лидеров. Наиболее основательные идеологические отличия складываются на почве национальных движений и особенностей конкретных форм национализма.

Трудности и противоречия в развитии стран и народов создают благоприятную почву к существованию либо возрождению тоталитарных движений и идеологий. Наиболее жесткой из них выступает фашизм или национал - социализм. Он зародился в 20-е годы прошлого столетия в Италии и Германии на стыке популярных социалистических лозунгов и националистических идей. Культовой политической ценностью в фашизме выступает государство – нация, представленная военизированной организацией во главе с харизматичным вождем-фюрером. Фашизм провозглашает мессианскую роль своего государства в мире, оправдывая не только жесткие преследования и гонения на инакомыслящих в своей стране, но и пропагандирует международную экспансию против других народов, относя их к категории неполноценных, заслуживающих пренебрежительного отношения и даже истребления.

Несмотря на всеобщее международное осуждение идеологии и практики фашизма после Второй мировой войны, в наше время он в форме неофашистских группировок и движений периодически возникает во многих странах и используется национал–патриотами для провокаций против правительств путем преследования представителей других народов, иммигрантов из других стран. Фашизму присуща крайняя форма национализма – расизм и пропаганда «естественного» неравенства народов.

Фашистские идеи распространяются сегодня международным молодежным движением и группировками скинхэдов (бритоголовых), действующими во многих странах Европы, а также в России. Появились такие группировки и в Украине. Их обычной практикой является оскорбление, избиение и даже убийство чернокожих иностранцев, выходцев из Азии даже своих граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам. Наиболее активные всплески национал – фашизма характерны для кризисных периодов в развитии общества

В 60-70-е годы ХХ века, под влиянием массовых молодежных выступлений в ряде европейских стран, складывается идеологическое направление называемое «новые левые». Точнее, говорить можно о целом ряде идейно-политических направлений. Его сторонники, преимущественно молодежные группировки, характеризовались политическим радикализмом или решительностью. Радикализм, бескомпромиссность – это неизбежная составляющая деятельности практически всех молодежных группировок, как выражение их духовной незрелости и одновременно социальной неустроенности.

Политическая атмосфера этих лет складывалась на фоне острой конкуренции западной, капиталистической и социалистической политических систем, в условиях гонки ядерных вооружений и психологической войны, развернувшейся на всем мировом пространстве. Идейно-политическое и во многом военное противостояние сквозило во всех событиях, демонстрировавших наличие противоречий и в социалистических странах, и внутри развитых государств западно-буржуазной демократии. Ключевыми событиями тех лет стали: разоблачение сталинского режима в СССР и революция на Кубе, культурная революция в Китае и Вьетнамская война с участием США и СССР, массовые студенческие волнения во Франции, западных странах и советская интервенция в Чехословакию (1968 г.), кризис колониальной системы в Африке и Социалистическая революция в Чили. Эти события продемонстрировали и успехи социализма, и его болезни; социальный прогресс в странах Запада и агрессивность политики США с его союзниками.

Весь этот спектр острых и противоречивых политических тенденций и явлений проявился в многообразных, причудливых идеях и концепциях новых радикалов с характерными для них эклектизмом т. е. смесью положений - лозунгов марксизма, либерализма, анархизма и популярных научных идей, в частности, фрейдизма. Концептуальным их оформлением стали: «новая теория социализма», «новая левая теория революции», «теория сексуальной революции», «теория либертарного социализма» и т. д., общим контекстом которых стало критическое отношение к политическим реалиям и стран Запада, и СССР с его союзниками.

Объектами идейных нападок «новых левых» выступило государство как таковое и любая форма власти, а также достижения современного технического прогресса, которые делают власть еще более жесткой, обостряют проблему отчуждения масс от государственной власти. Средствами преодоления отчуждения и диктата государства могут выступать своеобразная социальная революция в форме бунта, индивидуального протеста или личного освобождения вследствие сексуальной революции, как реального способа духовного раскрепощения человека.

Новым идеологическим веяниям отвечает открытый индивидуализм и анархизм, включающий, в том числе, отрицание организованных коллективных методов борьбы с государством. Радикализм левацких группировок предполагает не только разрушительный бунт против социального и политического порядка, но и политический террор. Вместе с тем, политический реформизм также включается в арсенал политических способов изменения государства и общества.

Некоторые идейные группировки делают акцент на изменение, раскрепощение самого человека, через нравственную «революцию в себе», через самовоспитание в качестве средств создания нового общества. Социальным идеалом для новых движений выступает общество в виде самоуправляющихся мелких, автономных коммун, без централизованной главной власти.

Последние десятилетия 20 века ознаменовались еще одной волной социально-политических течений, для которых характерным является своеобразное дистанцирование от традиционных политических идеологий. Речь идет о так называемых альтернативных движениях и доктринах, которые не представляют целостную идейно-теоретическую систему. Эти концептуальные направления несут на себе отпечаток глобальных или общечеловеческих проблем и противоречий, складывающихся на стыке политической и технологической сфер жизнедеятельности современных государств.

Главной неполитической проблемой для них является экология, выживание человечества в условиях продолжающейся экспансии техники и производства на окружающую среду. Содержание этого направления реализуется в концепциях социальной и политической экологии, решающей задачу по концентрации усилий стран, правительств и народов на обеспечение охраны природной среды, ограничения негативных последствий индустриализации. В этом контексте борьба за новые безвредные или безотходные технологии и оптимизацию отношений с природой одновременно является борьбой за новое общество и новую политику, смыслом которой есть самоограничение и самоконтроль, отказ от принципов политического доминирования в международной сфере.

В политической сфере сторонники альтернативного развития примыкают к так называемым антиглобалистам, выступающим против политики крупных мировых держав, прежде всего США и других членов «восьмерки» развитых стран, направленной на установление одностороннего политического, технологического и экономического доминирования над более слабыми странами-членами мирового сообщества. Сутью протестных требований антиглобалистов является стремление к установлению нового миропорядка, новой демократии с уклоном на защиту интересов слабых стран, перераспределения ресурсов в их пользу. Содержанием новой демократии является децентрализация государственной власти, перераспределение функции принятия политических решений в пользу гражданских групп.

Социально-политическим идеалом антиглобалистов и сторонников альтернативных идей является модель экологического общества – своеобразного сочетания идеалов коммунистического и демократического типов, основанного на прямом гражданском участии, коллективном перераспределении социальных благ, групповой самодеятельности, самоуправлении и жестким контролем над технологическим развитием. Государственная централизация заменяется регионализацией, которая в перспективе должна привести к планетарной федерализации на уровне региональных общин.

Утверждение новой модели политических отношений и структур предполагает пропаганду и принятие универсальной системы духовно-политических ценностей, утверждающих личностную самодостаточность, внутренние самоопределение и самоидентификацию, а также возврат к первичной коллективности и непосредственности социально-экономических и политических связей и отношений. В конечном счете, в идейных устремлениях новых инициативных движений смыкаются идеалы древних античных утопий и иллюзии современников, связанные с надеждой на преодоление политических и неполитических проблем начала нового тысячелетия.

Одно из заметных течений современной социально-политической духовности составляют религиозные доктрины классических мировых религий и многочисленных вероучений модернистского толка, образовавшихся на стыке с влиятельными религиями. Активизация деятельности духовных конфессий и их сторонников также во многом обусловлена сложностью и противоречивостью современных цивилизационных процессов, неспособностью или нежеланием государств и правительств учитывать реальные требования народов и граждан.

Но в отличие от политических движений и светских группировок, члены религиозных объединений все социальные и политические проблемы объясняют кризисом человека его моральности и духовности вследствие утраты или ослабления веры в Бога. Что касается модернистских церквей нового типа, они также критикуют традиционные вероучения как исчерпавшие на их взгляд потенциал духовности.

Кроме гуманистических лозунгов в защиту гражданского мира и прав граждан, а также призывов к сохранению веры, деятели культов предлагают разнообразные рецепты духовного оздоровления, основанные на современных техниках и методиках медитации и релаксации. Смыслом этих культовых практик является не просто уход от проблем или развитие сознания верующего, но стремление к творению новой реальности. Хотя сама эта сотворенная псевдореальность часто выступает смоделированной системой влияния культа духовного лидера.

Многообразие идеологических течений современности, свидетельствует формировании контура новой мировой политической реальности, главным духовно-политическим противоречием которой является противоречие между стремлением крупных стран (США в первую очередь) сохранить политическое доминирование в мире, сохранить традиционные силовые отношения в политике и реально усиливающимися стремлениями народов и граждан всех стран к политической и гражданской свободе и вместе с тем, защищенности в условиях грядущих глобальных угроз. Во всяком случае, политическая идеология остается главным средством политической коммуникации в межпартийных и межгосударственных отношениях, а также языком взаимопонимания власти и гражданских групп, оставаясь одновременно и главным средством управления поведением граждан.

Литература:

  1. Лебедева Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посткоммунистических трансформаций. //Полис. 2003. № 2.
  2. Маликова О.Ю. Либерализм и концепт нации. //Полис. 2003. № 2.
  3. Шамилева Р.К. Либеральная концепция справедливости: миф или реальность. //Социально-гуманитарные знания, 2005. № 6.
  4. Берк Э. Размышления о революции во Франции. - М., 1993. - 529 с.
  5. Василькова С. Проблема ідентичності сучасного консерватизму. //Людина і політика. 2003. № 6.
  6. Галкин А. Консерватизм как система ценностей: взлеты и падения. //МЭ и МО, 2001. № 2. с. 112-118.
  7. Дегтярева М.М. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Берк). //Полис. 2003. № 5.
  8. Крашенинникова Ю.А. Эдмунд Берк: опыт политической философии здравого смысла. //Полис. 2003. № 3.
  9. Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма. //Полис. 2003. № 3.
  10. Рахнемир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса. //Полис. 2005. № 5.
  11. Громыко А.А. Победы и поражения современной социал-демократии. // Полис. 2000. № 3.
  12. Ойзерман Т.И. Марксисткая концепция социализма и реальный социализм. //Вопросы философии. 2002. № 2,3.
  13. Перегудов С. Западня социал-демократия на рубеже веков. //МЭ и МО, 2000 № 6,7.
  14. Пісоцький М. Соціал-демократичний рух в історії України: історіографічні аспекти дослідження. //Людина і політика. 2003. № 6.
  15. Швейцер В. Социалистический интернационал в современном мире. // МЭ и МО. 1997. № 6. - с.28-40.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.