Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страны 1860 г. 1870 г. 1880 г. 1890 г. 1900 г. 1913 г




В первую индустриальную страну в мире

Превращение США

Удельный вес ряда стран

в мировом промышленном производстве (%)

На рубеже веков цент мировой экономики переместился из

Европы в Северную Америку.

В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального

роста США (обеспечение полной свободы экономической дея_

Англия 36 32 2 22 18 14

Франция 12 10 9 8 7 6

Германия 16 13 13 14 16 16

США 17 23 28 31 31 36

тельности в результате гражданской войны, большие сырьевые

ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.)

была дополнена огромным притоком рабочей силы.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального

продукта США принадлежали промышленности и строительству

(в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены

четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. В самой

структуре промышленного производства, сдвиги, прежде всего,

проявились в более высоких темпах развития тяжелой промы_

шленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории миро_

вого экономического развития — было достигнуто превышение

удельного веса тяжелой промышленности в общей промышлен_

ной продукции (другие страны достигли этого только перед Вто_

рой мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности

изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро раз_

виваться вызванные к жизни научно_техническим прогрессом

новые отрасли — автомобильная, нефтяная, алюминиевая, рези_

новая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые.

С распространением электричества осветительная функция керо_

сина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепро_

дукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой ком_

пенсировали упадок производства керосина. Причина состояла

в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на амери_

канских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа

бензина составила всего около 6 млн баррелей (1 баррель —

0,11 т). А уже в 1912 г., когда американский автопарк превысил

1 млн машин, спрос на бензин составил 20,3 млн баррелей, еще

через 2 года бензина в стране было продано больше, чем кероси_

на. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, из_

менил не только жизнь американского населения, сделав его ис_

ключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на

структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой

(инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того,

где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Развитие массового серийного производства в американской

промышленности привело к появлению современных методов

рациональной организации производства, прежде всего — поточ_

ного метода — производство движется от сырья до готового изде_

лия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет

сборка узлов и агрегатов на конвейере.

Наиболее типичной формой монополизации в США стало

трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды.

Благодаря монопольному положению в нефтяной промышленно_

сти, доходы «Стандарт ойл» за первые 20 лет существования уве_

личились с 8 до 57,5 млн долларов. В 1880—1890_е гг. появились

крупнейшие тресты в электротехнической, свинцовой текстиль_

ной, резиновой, кожевенной. А так же табачной, сахарной и дру_

гих отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно

важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г.

«Стальной трест», монополизировавший 43% производства чугу_

на и 66% производства стали в США. В начале XX в. в США нас_

читывалось более 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. пред_

приятий с капиталом свыше 7 млрд долларов.

Наибольшее значение получили две финансово_промышлен_

ные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся мето_

дом банковских инвестиций в промышленность, контролировала

«Стальной трест», «Дженерал Электрик», объединения сельхоз_

машиностроения «Интернейшнл Карвестер», «Американскую те_

леграфную и телефонную компанию» и т. д.

По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое

объединение в форме треста или иной форме, направленное на

ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным.

Естественно, монополии оказывали бешеное сопротивление, не_

редко судебным преследованием вместо трестов подвергались ра_

бочие объединения — профсоюзы. Тем не менее, ряд особо кру_

пных монополий, в том числе «Стандарт ойл» был вынужден

разделиться на несколько более мелких объединений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.