КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страны 1860 г. 1870 г. 1880 г. 1890 г. 1900 г. 1913 г
В первую индустриальную страну в мире Превращение США Удельный вес ряда стран в мировом промышленном производстве (%) На рубеже веков цент мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку. В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической дея_ Англия 36 32 2 22 18 14 Франция 12 10 9 8 7 6 Германия 16 13 13 14 16 16 США 17 23 28 31 31 36 тельности в результате гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. В самой структуре промышленного производства, сдвиги, прежде всего, проявились в более высоких темпах развития тяжелой промы_ шленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории миро_ вого экономического развития — было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышлен_ ной продукции (другие страны достигли этого только перед Вто_ рой мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро раз_ виваться вызванные к жизни научно_техническим прогрессом новые отрасли — автомобильная, нефтяная, алюминиевая, рези_ новая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества осветительная функция керо_ сина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепро_ дукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой ком_ пенсировали упадок производства керосина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на амери_ канских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн баррелей (1 баррель — 0,11 т). А уже в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн машин, спрос на бензин составил 20,3 млн баррелей, еще через 2 года бензина в стране было продано больше, чем кероси_ на. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, из_ менил не только жизнь американского населения, сделав его ис_ ключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой (инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть). Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — поточ_ ного метода — производство движется от сырья до готового изде_ лия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов на конвейере. Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды. Благодаря монопольному положению в нефтяной промышленно_ сти, доходы «Стандарт ойл» за первые 20 лет существования уве_ личились с 8 до 57,5 млн долларов. В 1880—1890_е гг. появились крупнейшие тресты в электротехнической, свинцовой текстиль_ ной, резиновой, кожевенной. А так же табачной, сахарной и дру_ гих отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г. «Стальной трест», монополизировавший 43% производства чугу_ на и 66% производства стали в США. В начале XX в. в США нас_ читывалось более 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. пред_ приятий с капиталом свыше 7 млрд долларов. Наибольшее значение получили две финансово_промышлен_ ные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся мето_ дом банковских инвестиций в промышленность, контролировала «Стальной трест», «Дженерал Электрик», объединения сельхоз_ машиностроения «Интернейшнл Карвестер», «Американскую те_ леграфную и телефонную компанию» и т. д. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Естественно, монополии оказывали бешеное сопротивление, не_ редко судебным преследованием вместо трестов подвергались ра_ бочие объединения — профсоюзы. Тем не менее, ряд особо кру_ пных монополий, в том числе «Стандарт ойл» был вынужден разделиться на несколько более мелких объединений.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |