Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахстанская и международная практика проведения ОВОС и экологической экспертизы




В условиях возрастания масштабов хозяйственной деятельности, главным образом, связанной с добычей углеводородного сырья наличие эффективной системы превентивного контроля имеет большое значение для обеспечения устойчивого природопользования и охраны окружающей среды Каспийского моря. Универсальным правовым механизмом, широко распространенным в мире, является оценка воздействия на окружающую среду. Действует довольно стандартная процедура, в соответствии с которой ответственная за проект организация оценивает экологические последствия своего проекта, предлагает альтернативы, проводит общественные слушания, и представляет результаты ведомству, которое выносит решение о реализации проекта. В западной практике для этих целей не создается специально уполномоченных на проведение ОВОС органов.

Механизм предварительной проверки соответствия хозяйственной деятельности правовым требованиям в области охраны окружающей среды, именуемой оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС), с незначительными различиями представлен в законодательстве всех прикаспийских государств. Хотя в своем современном виде он введен в законодательство всех стран недавно в течение 90х годов, порядок экспертных проверок проектов на предмет их экологического воздействия известен и ранее. В СССР по проектам проводились различного рода экспертизы, в рамках которых оценивались и экологические параметры проектов. В Иране проверка соответствия проектов экологическим требованиям осуществляется с 70х годов в соответствии с законом “Об охране окружающей среды”.

Применительно к Каспийскому региону практическое значение имеет преимущественно национальное законодательство, устанавливающее порядок проведения ОВОС. ОВОС проводят организации, отвечающие за проект, собственными силами и за свой счет. Обязательным элементом ОВОС является проведение общественных слушаний.

Хотя некоторые государства являются сторонами Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, совместная ОВОС по трансграничным проектам, к которым на Каспии можно отнести по крайне мере проекты освоения месторождений нефти и распределение квот между государствами, не проводилась. Ни в одном государстве нет также процедур, которые бы позволяли проводить ОВОС на основе международного сотрудничества по трансграничным проектам.

В прикаспийских странах СНГ в качестве меры превентивного контроля установлена также процедура государственной экологической экспертизы. По существу ОВОС, там, где она предусмотрена, и государственная экологическая экспертиза, дублируют друг друга, хотя реально для судьбы проекта экологическая экспертиза имеет более важное значение, так как именно по результатам экспертизы, а не ОВОС выносится административное решение о возможности реализации проекта.

Процедуры экологической экспертизы по странам несколько различаются, хотя их объединяет универсальное правило о недопустимости реализации проекта, получившего отрицательную оценку государственной экспертизы. Оценка может быть либо положительной, либо отрицательной и выносится государственным органом в области охраны окружающей среды по результатам работы экспертных комиссий. На экспертизу заинтересованным лицом представляются проектные документы, в том числе документы ОВОС. Работа экспертов оплачивается организацией (лицом), ответственным за проект.

В прикаспийских странах СНГ допускается проведение общественной экологической экспертизы силами граждан и общественных организаций. Практически, общественная экологическая экспертиза проводится крайне редко и не оказывает реального воздействия на положение дел в области охраны окружающей среды. Это связано с большими сложностями процессуального и финансового характера при довольно иллюзорной цели. Так, во всех государствах предусматривается обязанность общественных организаций проводить дорогостоящие работы по экспертизе за свой счет и обязанность зарегистрировать свою деятельность в соответствующих органах, а результаты экспертизы не имеют юридической силы. В итоге смысл ее проведения фактически теряется.

Азербайджан. Общие требования о проведении государственной экологической экспертизы по проектам хозяйственной и иной деятельности установлены законом “Об охране окружающей среды” (1999). Специального закона об экологической экспертизе нет. Полномочия по проведению экологической экспертизы возложены на Государственный комитет по экологии и контролю за природопользованием. Предусматривается также обязанность комитета разработать процедуру экологической экспертизы, которая на данный момент не выполнена.

Экологическая экспертиза имеет своей целью проверку соответствия оценки воздействий на окружающую среду планируемой деятельности экологическим требованиям. В законе содержится перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Он относит к их числу помимо документации по предлагаемым проектам, экологическую обстановку, сложившуюся в результате хозяйственной деятельности и экологическую обстановку в регионе, различных природных объектах, природных комплексах. Хотя вероятно оценивать экологическую обстановку необходимо, использование механизма экологической экспертизы как механизма превентивного контроля планируемой деятельности в этой ситуации крайне сомнительно. В данном случае речь идет не о конкретной планируемой деятельности, а уже о сложившейся обстановке на какой-то территории, независимо от того, планируется или не планируется там деятельность.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится лицом, ответственным за проект в порядке, предусмотренном Положением о процессе оценки воздействия на окружающую среду в Азербайджане, утвержденным Государственным комитетом по экологии и контролю за природопользованием 27 апреля 1996 года.

Иран. В соответствии с законом “Об охране и улучшении окружающей среды” Департамент охраны окружающей среды имеет право проверять хозяйственные проекты на предмет их соответствия экологическому законодательству. В случае обнаружения нарушений, он вправе уведомить соответствующее ведомство и рекомендовать внести в проект необходимые коррективы. В случае возникновения разногласий, решение о возможности реализации проекта окончательно принимает Президент ИР Иран.

Процедура ОВОС в ее стандартном понимании не установлена нормативным актом. Вместе с тем, требования о проведении предварительной оценки воздействий на окружающую среду крупных хозяйственных проектов установлены Вторым и Третьим пятилетними планами экономического, социального и культурного развития. Предусматривается, что оценка воздействия должна проводиться до реализации проекта на стадии технико-экономического обоснования. Обязанность подготовить правила проведения ОВОС возложена на Высший экологический совет. Правила вступают в силу после их одобрения Советом министров. До настоящего момента таких правил принято не было.

Законом “Об охране атмосферного воздуха” предусматривается, что строительство объектов осуществляется в соответствии с правилами и стандартами (ОВОС) Департамента охраны окружающей среды.

Важную роль в качестве меры превентивного контроля играют также критерии экологической допустимости проектов, разрабатываемые Бюро размещения промышленных объектов Департамента окружающей среды. Критерии применяются только при вынесении решений о землепользовании и не распространяются на морские проекты.

Казахстан. Проведение экологической экспертизы как элемента принятия государственных решений по любым проектам предусматривается законами “Об охране окружающей среды” (1997) и “Об экологической экспертизе” (1997). Действует также Положение о государственной экологической экспертизе 1991 года, которое уже устарело и не соответствует позднее принятым нормативным актам. В процессе экспертизы проверяется соответствие хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям. Допускается проведение общественной экологической экспертизы. Экспертизе подлежит проектная документация, неотъемлемой частью которой является Оценка воздействия на окружающую среду.

ОВОС по различным проектам готовится в соответствии с различными ведомственными актами соответственно. Так, действует Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (1993), Рекомендации по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на биоресурсы (почвы, растительность, животный мир), Инструктивное письмо “Об усилении руководства деятельностью по управлению процессом ОВОС применительно к финансируемым Всемирным банком проектам”.

Важной особенностью законодательства Казахстана является порядок проведения экологического аудита по отношению к действующим предприятиям. Хотя такой подход, несомненно, заслуживает внимания, учитывая серьезную опасность, которую представляют именно действующие предприятия, расположенные особенно в прибрежной зоне, практически аудит не проводится, так как связан с высокими затратами.

Россия. Порядок проведения экологической экспертизы установлен законами “Об охране окружающей среды” (1991) и “Об экологической экспертизе” (1995). В развитие законов принято несколько ведомственных актов, содержащих детальные инструкции о перечне, порядке представления документов на государственную экологическую экспертизу. Допускается проведение общественной экологической экспертизы. В составе документов, подлежащих представлению на государственную экологическую экспертизу, должны быть включены результаты ОВОС.

Порядок проведения ОВОС установлен Постановлением Правительства 2000 года “Об оценке воздействия на окружающую среду”. Порядок ОВОС разработан в соответствии с международной практикой и закрепляет механизмы, имеющиеся в международных инструментах. В частности, обязательным элементом является проведение общественных слушаний, обсуждение альтернативных вариантов проекта

В России эффективность государственной экологической экспертизы и ОВОС оценивается органами охраны окружающей среды очень высоко. Число проведенных экспертиз растет. Есть, хотя и незначительные прецеденты проведения общественных экологических экспертиз. Вместе с тем, нельзя не признать, что требования законодательства об экологической экспертизе исполняются не в полной мере. В частности, предусматривается проведение экспертизы по буквально всем проектам, хозяйственным и нехозяйственным, независимо от того, оказывают они воздействие на окружающую сред или нет. Реально же, экспертиза проводится только по наиболее крупным.

Туркменистан. Все проекты хозяйственной деятельности, новых технологий и техники, а также проекты законодательных актов подлежат ОВОС и государственной экологической экспертизе в соответствии с законами “Об охране природы” и “О государственной экологической экспертизе”, а также Постановлением Президента Туркменистана 1996 года, утвердившем “Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.

Процедура проведения ОВОС установлена в Государственном стандарте “Оценка воздействия на окружающую среду планируемой промышленной деятельности в Туркменистане”. Перечень видов деятельности, подлежащих ОВОС, содержится в Приложении А к вышеуказанному стандарту. Данный перечень подготовлен с учетом перечня проектов категории “А” Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка. Данный перечень, в частности, включает проекты по разработке, транспортировке и переработке природного газа и нефти. Предусматривается также проведение ОВОС для действующих предприятий, проектирование и строительство которых проводилось до введения в действие процедуры ОВОС.

По результатам ОВОС ответственное лицо готовит Отчет, который в пакете с другими проектными документами поступает на экологическую экспертизу. Как и в других странах СНГ, оценка экологической экспертизы может быть положительной или отрицательной. В случае отрицательной оценки, реализация проекта не допускается. Решение экспертизы может быть обжаловано в суд.

Законодательство не предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Также нет указания о праве Министерства охраны природы приглашать для участия в государственной экспертизе представителей общественности, бизнеса либо заинтересованного населения.

 

Методические рекомендации: При подготовке к лекционным занятиям наряду с практическим материалом рекомендуется самостоятельная проработка основной и дополнительной литературы по темам практических занятий.

Контрольные вопросы

1. ОВОС и задачи ОВОС.

2. Назовите цели ОВОСа

3. Назовите методы ОВОС и дайте им краткую характеристику.

4. Назовите и охарактеризуйте основные принципы ОВОС.

5. Опишите порядок проведения ОВОС.

6. Назовите и охарактеризуйте разделы «Проекта ….».

7. Как осуществляется представление и рассмотрение «Проекта….».

8. Расскажите об инициации и порядке проведения Общественных слушании ОВОС.

9. Расскажите об оформлении результатов проведения ОВОС

10. Казахстанская и международная практика проведения ОВОС и экологической экспертизы. Охарактеризуйте на примере стран прикаспийского региона.

Литература

1. Галаневич А.Г. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза // Экологическая экспертиза. № 3, М..1999.

2. Гончарук Е.И.. Сидоренко Г.И. Гигиеническое нормирование химических веществ в дочве.М.,1986

3. Природоохранные нормы и правила проектирования. Справочник сост. Ю.Д. Максименко. В. А. Глухарев. - М. 1990.

4. Реймерс Н.Ф. Природопользование, Словарь-справочник. М: Мысль.!990г.

5. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Экологический кодекс РК 2007 г.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.