КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объем производства
Рис. 11.1. Кривая опыта
Матрица БКГ – двумерная модель, в которой для оценки стратегических позиций СБЕ (или продуктов) используются две переменные: темп роста рынка (ось У) и относительная доля рынка (ось Х). Различные виды бизнеса (или продукты) отображаются в матрице в виде кружков, площадь которых пропорциональна их доле в суммарной выручке (рис. 11.2). Четыре квадранта матрицы образуются линиями раздела горизонтальной и вертикальной осей. Границей разделения темпа роста рынка (ТРР)навысокийи низкий может служить: темп роста базового рынка выше или ниже, чем в целом по экономике; либо темп роста на уровне 10% в год. Относительная доля рынка – это отношение доли рынка СБЕ (продукта) компании к доле рынка основного конкурента. Это отношение характеризуется коэффициентом доли рынка (КДР) [26]. Границей разделения оси ОДР является значение КДР равное 1. КДР = 1,0 означает равенство рыночных долей СБЕ (продукта) компании и основного конкурента. При КДР > 1,0 доля рынка СБЕ (продукта) компании выше, чем у основного конкурента. СБЕ (продукт) имеет преимущество по издержкам над конкурентами, что обусловлено эффектом опыта и экономией на масштабах производства. При КДР < 1,0 СБЕ (продукт) имеет низкую долю рынка в сравнении с основным конкурентом. Это означает слабую конкурентную позицию, характеризующуюся более высокими, чем у конкурентов, издержками.
ТРР
низкая 1,0 высокая ОДР
Создание финансовых средств - эволюция развития - распределение финансовых ресурсов
Рис. 11.2. Матрица БКГ
СБЕ (продукты), находящиеся в разных квадрантах матрицы могут занимать четыре стратегические позиции, которые существенно отличаются друг от друга и требуют отдельного подхода с точки зрения инвестирования и выбора стратегии. Рассмотрим характеристики различных групп СБЕ (продуктов) в матрице БКГ. Товары - «Знаки вопроса». Другие часто употребляемые названия этой группы: «проблема», «трудный ребенок», «дикая кошка». Характеристика: высокие темпы роста рынка, низкая ОДР. Это новые продукты, появляющиеся в растущих отраслях. Они привлекательны с отраслевой точки зрения, но нуждаются в существенной финансовой поддержке, а низкая ОДР ставит под сомнение успешную конкуренцию с более эффективно действующими соперниками. Требующиеся средства для поддержания роста «знаков вопроса» значительно превышают размер доходов от них. То есть имеет место большой отрицательный денежный поток. Главный стратегический вопрос: когда прекратить финансирование этих продуктов и исключить их из корпоративного портфеля. Если сделать это слишком рано, то можно потерять потенциальный товар-«звезду». Риск финансовых вложений в эту группу наиболее велик. Рекомендуемые стратегии: · агрессивное инвестирование в надежде получить «звезду» из сильных «знаков вопроса»; · свертывание для слабых «знаков вопроса». Товары - «Звезды». Характеристика: большая доля на быстрорастущем рынке. Это рыночные лидеры, находящиеся, как правило, на пике своего продуктового цикла. Они приносят достаточно средств, благодаря сильной конкурентной позиции, но, вместе с тем, требуют существенных финансовых вливаний для их развития и поддержания высокой доли рынка, то есть чистый денежный поток достаточно низок. Имеет место небольшой положительный или отрицательный денежный поток. Главный стратегический вопрос: существует искушение уменьшить инвестиции в целях увеличения текущей прибыли. Но в дальнейшем данный продукт может превратиться в «дойную корову», и можно потерять будущие доходы. Рекомендуемые стратегии: · сохранение и укрепления лидирующей позиции, и по мере стабилизации рынка превращение зрелых «звезд» в «дойных коров». · поддержание ускоренного роста молодых «звезд» путем дополнительного инвестирования. Товары - «Дойные коровы». Характеристика: большая доля на медленно растущем базовом рынке. Текущая деятельность «дойных коров» дает средств больше, чем необходимо для сохранения их лидирующих позиций на рынках капитальных реинвестиций. В результате формируются большие положительные денежные потоки, основанные на кривой опыта. Это основной источник денежных ресурсов диверсифицированной компании. Такие бизнес-единицы (продукты) окупают на только себя, но и обеспечивают фонды для инвестирования новых проектов. Главный стратегический вопрос: конкуренция в стагнирующих отраслях крайне жесткая, поэтому необходимы постоянные усилия, направленные на поддержание доли рынка и поиск новых рыночных ниш, то есть компетентное управление продуктами, особенно в сфере маркетинга. Рекомендуемые стратегии: · укрепление и защита рыночных позиций для «дойных коров» способных приносить дополнительные средства, которые направляются на развитие перспективных СБЕ («звезды» и «знаки вопроса»). · поддержание процветающих «дойных коров», для максимально долгого использования их возможности генерировать финансовые потоки. · «сбор урожая» и постепенное сокращение – для стареющих «дойных коров». Товары - «Собаки». Характеристика: небольшая доля на медленно растущем рынке. Это продукты, имеющие невыгодное положение по издержкам и не имеющие возможностей роста, так как находятся в непривлекательных отраслях (например, непривлекательная отрасль из-за высокого уровня конкуренции). Они нуждаются в дополнительных инвестициях для удержания рыночных позиций. Денежные потоки у таких бизнес-единиц (продуктов) нулевые или отрицательные. От товаров-«собак» обычно избавляются, за исключением тех случаев, когда они являются дополнением товаров «звезд» или «дойных коров». Иногда компании сохраняют в своем портфеле такие продукты. Это происходит, когда речь идет о зрелых отраслях, емкие рынки которых защищены от колебаний резких спроса и нововведений, меняющих предпочтения потребителей, что позволяет сохранить конкурентоспособность товара даже при малой доле рынка. Рекомендуемые стратегии: · сохранять в составе портфеля сильных «собак». · для слабых «собак» в порядке приоритетности рекомендуется: «сбор урожая», сокращение, ликвидация. Обычно в развитии корпоративного портфеля выделяют траектории: · новатора – инвестируя в НИОКР средства, получаемые от «дойных коров», компания выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место «звезды»; · последователя – средства от «дойных коров» инвестируются в товар «знак вопроса», на рынке которого доминирует лидер. Придерживаясь агрессивной стратегии наращивания доли рынка, компания превращает товар «знак вопроса» в товар «звезду»; · неудачи – вследствие недостаточного инвестирования товар «звезда» утрачивает позицию лидера, теряет конкурентные преимущества и становится «знаком вопроса», а по мере замедления роста рынка превращается в «собаку»; · «посредственности» – товару «знак вопроса» не удается увеличить свою долю рынка и он вступает в следующую стадию – товар «собаку». В идеале сбалансированный корпоративный портфель должен включать 2-3 «дойных коровы», 1-2 «звезды», несколько «знаков вопроса» и небольшое число «собак», так как их избыток указывает на возможность спада. Комбинация бизнес-единиц «знак вопроса», «звезда» и «дойная корова» приводит к наилучшим результатам функционирования. Комбинация «знак вопроса» и «звезда» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности. Комбинация «дойная корова» и «собака» ведет к падению продаж и рентабельности. Возможности матрицы БКГ: 1. Позволяет оценить баланс хозяйственного портфеля компании. 2. Определяет границы стратегического плана. 3. Позволяет сформировать для каждой СБЕ (продукта) соответствующие стратегии развития. 4. Устанавливает взаимосвязь между стратегическим позиционированием и финансовыми показателями. 5. Определяет приоритеты распределения ресурсов. Недостатки матрицы БКГ: 1. Упрощенный вариант оценки: привлекательность рынка – только по показателю ТРР, а конкурентной позиции только по показателю ОДР. Это справедливо только при стабильных условиях. 2. Предположение о полной автономности отдельных СБЕ компании. 3. Допущение о зависимости между относительной долей рынка и потенциалом рентабельности делает эту методику применимой лишь при наличии эффекта опыта, т. е. в отраслях с массовым производством. 4. Ориентация методики на «внутреннее конкурентное преимущество», без учета «внешнего конкурентного преимущества», которое может быть получено благодаря успешной дифференциации. С этой точки зрения «собаки» могут быть вполне рентабельными. 5. Проблемы измерений. По отношению к каким конкурентам измерять долю рынка? Как определить темп роста рынка: экстраполяционно или на основе прогнозирования? 6. Общая стратегическая ориентация выводов, требующая уточнений. Таким образом, модель БКГ хотя и неоднозначно, но позволяет решать организации, какой бизнес развивать, как наилучшим образом распределить ограниченные ресурсы между подразделениями. Матрицы БКГ рекомендуется строить также для организаций - конкурентов для прогнозирования наиболее вероятных направлений их деятельности и корректировки собственных стратегий. Последующие модели портфельного анализа были направлены на преодоление указанных недостатков матрицы БКГ и дальнейшее развитие этого подхода.
11.2. Матрица McKincey – General Electric
Наибольшую известность среди следующих за БКГ моделей получила модель консультационной группы McKincey и корпорации General Electric. Она получила название «экран бизнеса». Это модель «привлекательность рынка (отрасли) – конкурентная позиция». По каждому измерению выделяются три уровня – низкий, средний, высокий. Это дает девять комбинаций (девять квадрантов матрицы) [рис. 11.3], каждая из которых отвечает особой стратегической позиции.
Слабая Средняя Сильная
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |