Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 2 страница




Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное, состояние коммуникативных процессов в обществе. Социологические приемы (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления.

Герменевтика в философии чаще всего интерпретируется как метод истолкования, интерпретации текстов. У этого метода длинная история: в античности и в Средневековье толкователи «священных» текстов вели многочисленные споры вокруг смыслов того или иного текста, выражения. В эпоху Реформации шли нескончаемые дебаты филологов, историков и юристов по поводу аутентичности и сакральности текстов. В. Дильтей видел в герменевтике основание всех наук о духе. Проблеме толкования и понимания текста отдали дань многие выдающиеся философы Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер и др. Х.Г. Гадамер видел возможность постижения изначального смысла вещей лишь в том случае, если в их интерпретацию не привносится ничего, что проистекает из предрасположенности интерпретатора, его предвидения, пред-знания случайного или общепринятого свойства. Читающий или слушающий текст всегда имеет некий предварительный проект: даже самый непосредственный смысл видится в свете определенных ожиданий. Сознание Интерпретатора переполнено предрассудками, ожиданиями, идеями предпониманием. Текст же всегда сопротивляется предпониманию, всегда существует некий зазор между смыслом текста и ментальностью интерпретатора. Он приводит в движение интерпретативную цепочку, устремленную ко все более точным версиям. Так постепенно возникает понимание инаковости текста, его альтернативности: только осознание несовпадения ментальное с текстом, существующей между ними культурной дистанции позволяет открыть то, о чем говорит текст, при-чести к искомому.

Бихевиоризм (от англ, behavior - поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца XIX - первой половины XX в. В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Бихевиористская методология оказала заметное влияние на исследование психосоциальных процессов в природе и обществе, особенно отчетливо проявившееся при изучении механизмов обратной связи как реакции на стимул.

Контент-анализ – анализ, обращенный к содержательной стороне информации (contain в пер. с англ. – содержание, содержательный). Это экспериментальный метод, рассчитанный на изучение деятельности средств массовой информации путем систематической числовой обработки, оценки и интерпретации формы и содержания сообщения информационного источника. Для получения таких данных используется электронно-вычислительная техника и методы программного моделирования. Главным объектом контент-анализа являются тексты, фонограммы, аудио и видеозаписи, содержащие печатную или радиотелевизионную информацию.

Различают содержательный и структурный контент-анализ. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание на содержании сообщения (на том, о чем в нем говорится). При структурном контент-анализе нас интересует не столько что говорится, сколько как говорится (каков способ подачи сообщения)

Интент-анализ - метод, с. помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Намерение (интенция) человека что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления. Однако интенциональный пласт речи не всегда доступен для простого выделения и описания. Поэтому и разрабатывается техника его фиксирования, получившая название интент-анализа. Эта техника развивается па основе изучения текстов повседневной жизни (дискурсов). Для анализа и описания удобны политические тексты, интервью, выступления, телевизионные диалоги.

Наиболее показательными для анализа являются выступления конфликтного типа. Итоги интент-анализа, проведенного в отношении значительного количества высказываний конфликтного типа, показывают, что в каждом из текстов обнаруживается «треугольник» (говорящий - противник - третья сторона), однако индивидуальное соотношение интенций у разных авторов (говорящих, пишущих) оказывается различным.

Социолингвистика изучает влияние социальных характеристик участников на пропитание, вербальной коммуникации, таких, как статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов. Важными для психосоциальной сферы проблемы социолингвистики – это проблемы коммуникативных барьеров (языковые, культурные и др.), затрудняющие общение между группами. Существуют социальные и культурно-специфические аспекты коммуникации, ограничивающие возможности взаимопонимания. Межгрупповое и межкультурное взаимодействия затрудняются из-за различий в значениях знаков и действий, «социальной символизации», сигнализирующей о принадлежности к определенной группе и т.п.

Метод наблюдения – метод, который используется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных. С его помощью могут быть выявлены нормы вербального и невербального взаимодействии, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в различных ситуациях и различных эмоциональных состояниях.

Обычно различают включенное и невключенное наблюдение (это зависит от роли наблюдателя). Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает здесь полноправным членом, он имитирует свое вхождение в определенную социальную среду, адаптируется к ней, наблюдая события как бы «изнутри». Главный недостаток связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы, в том числе и норм коммуникативного поведения. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия л установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом или незаметно для исследуемого объекта, когда наблюдающий маскирует свои действия.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена малой группы. Этот метод был разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. В равной степени он пригоден для исследований психосоциальной сферы, поскольку основная задача социометрии - диагностика межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения и оптимизации.

Перечисленные выше методы отнюдь не исчерпывают методологическую базу исследований в психосоциальной сфере, но являются наиболее используемыми.

 

Раздел 2. История становления психосоциальной методики

 

Истоки и предыстория психосоциальной методики. Предыстория психосоциальной методики исчисляется многими веками. В Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала широкий спектр проявлений личности – от умения писать до поведения в быту. Как особая отрасль психологии психосоциальная методика выделилась и начала складываться на рубеже XIX - XX вв. под воздействием требований практики. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Возникновение психосоциальной методики и экспериментальной психологии началось в 50-70-х гг. XIX в. Ее рождение было связано с усилением влияния естествознания на область психологических явлений, получившим название процесса «физиологизации» психологии. Этот процесс подразумевал перевод изучения психофизиологических факторов в сторону опыта и точных методов естественных наук. Выяснилось, что психическое включено в работу биологических систем. Это показало развитие рефлекторной концепции, психофизиологии органов чувств, учений о времени реакции, психофизики, эволюционной теории. При этом открывались такие факты и явления, которые не поддавались принятым в естествознании способам объяснений. Например обнаружилось, что психическое имеет самостоятельную объективную ценность. Психические явления подчиняются законам, не совпадающим с анатомо-физиологическими. Возникновение экспериментальной психологии позволило выделиться психологии как независимой, самостоятельной науке, а также выступить источником психосоциальной методики. Их предпосылками были опытное направление, психофизика, психофизиология чувств.

Опытное направление (Т. Рибо, А. Бэн, Дж. Ст. Милль и др.) изучало психические явления в тесной связи с нервными, усматривало в психическом и физическом не разные взаимосвязанные сущности, а стороны одного и того же, отказывалось от самонаблюдения как единственного способа решения психологических задач. К примеру, А. Бэн считал, что не только мозг, но и вся телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими явлениями.

Психофизика (Густав Фехнер) развивала и экспериментально доказывала идею о том, что психические явления подчинены определенной закономерности, которую можно измерить и выразить математически. Психофизика выдвинула новаторские экспериментально-математические методы (едва заметных различий, средних ошибок, постоянных раздражителей).

Психофизиология органов чувств (Герман Гельмгольц) способствовала распространению объяснительных принципов и методов физиологии на психические явления. Гельмгольц обосновал зависимость процесса чувственного познания от объекта, на который он направлен, а также от опыта, упражнения субъекта познания. Он экспериментально показал, что психическое не исчерпывается физиологическими актами, а представляет собой деятельность, протекающую по своим законам. Измерение скорости проведения нервного процесса дало толчок новому направлению в исследовании психических актов. Основной вывод этого исследования означал, что все процессы, протекающие в нервной системе, в том числе и психические, совершаются во времени и пространстве, их можно измерять. Гельмгольц стал работать в области измерений скоростей передачи возбуждения в нерве, но вскоре прекратил эти работы, так как результаты очень сильно варьировались.

Между тем проблема индивидуальных различий во времени реакции давно интересовала астрономов в связи с решением практической задачи на определение времени прохождения звезды через меридиан. Момент прохождения определялся астрономом, который, следя за движением звезды, отсчитывал удары секундного маятника. Поскольку момент прохождения звезды обычно не совпадал с секундным ударом, он (астроном) должен был запоминать положение звезды дважды: при ударе маятника до пересечения этой линии и при втором ударе - после прохождения. Сопоставляя эти точки по отношению к визирной линии, он определял, в какую долю секунды звезда ее пересекла. Метод считался точным, но в конце XVIII в. директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на секунду позже его. Правда, через некоторое время немецкий астроном Бессель снял обвинение с ассистента, так как пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа «личным уравнением».

Практика установила важнейший психологический фактор - индивидуальные различия во времени реакции. Астрономы даже изобрели аппарат, фиксирующий эти различия, - хроноскоп Гиппа. Все эти, а также другие успехи использования экспериментальных методов (опыты Дондерса - схема измерений скорости психических процессов) составили основу экспериментальной психологии.

Началом возникновения новой экспериментальной психологии условно считается 1879 г. - время создания в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Ее основатель - Вильгельм Вундт.

В. Вундт, понимая психологию как цельную науку, предусмотрел разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно - научного (опирающегося на эксперимент) и культурно-исторического («психологии народов»). По Вундту, методы первого направления успешно можно применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментировать можно не над самой душой, а над ее внешними проявлениями. В лаборатории Вундта поэтому исследовались органы движения и ощущений: периферическое и бинокулярное зрение, зрительная адаптация, контраст, образы, цветоощущения и т. д. Развитие экспериментальной технологии способствовало не только распространению в других странах подобных лабораторий, но и переход (выход) на еще более сложные процессы: речевые ассоциации, память.

Френсис Гальтон разработал ассоциативные эксперименты. Составив списки из 75 слов, он открывал первое в списке слово и включал секундомер. Как только на слово-раздражитель возникала словесная ассоциация, он останавливал секундомер. Так впервые хронометрия была использована в умственной деятельности.

Этой методикой воспользовался Вундт, несколько изменив ее. Он упростил структуру опыта, испытывая все через хроноскоп Гиппа.

Герман Эббингауз совершил следующий шаг в области методологии. Изучая законы запоминания и забывания, он, по сути, явился изобретателем первого собственно психологического метода, поскольку все другие методы брались из естествознания и физиологии. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

Джеймс Кэттелл исследовал объем внимания и навыки чтения. При экспериментах с чтением букв и слов он зафиксировал феномен антиципации, предсказания, забегания восприятия вперед.

Итак, на рубеже XX в. внедрение и утверждение в психологии экспериментального метода способствовало зарождению знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Еще одним источником психосоциальной методики стала дифференциальная психология. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим продолжением экспериментально-психологического. Оно складывалось под давлением запросов практики, сначала медицинской и психологической, а затем и индустриальной.

Становление психометрии. В системе Вундта учение об индивидуальных различиях отсутствовало. Но уже у его последователей (в частности у Кэттелла) возникает установка на приложение эксперимента к индивидуальным особенностям людей. Это стало причиной разрыва Кэттелла с лабораторией В. Вундта (игнорирование индивидуальных различий) и переезда его к Френсису Гальтону.

Сэр Френсис пришел к выводу, что измерение в психологии возможно только на основе сопоставления разброса значений измеренных переменных, поскольку у «психологической линейки» нет ни абсолютной единицы измерения, ни нуля. Он сформулировал гипотезу о связи интенсивности психического свойства с вероятностью его проявления и тем самым заложил основы психометрии.

Термин «тест» (от англ. «test»- испытание) приобрел широкую известность после опубликования в 1890 г. в журнале «Mind» статьи Кэттелла «Умственные тесты и измерения». В этой статье Кэттелл высказал две идеи, которые легли в основу любого теста. Первая - применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вторая - научная и практическая ценность тестов вырастет, если условия их проведения будут однообразными. Тесты появились для изучения индивидуальных различий в психических процессах, но при этом тест должен быть стандартизирован. Стандартизация необходима для того, чтобы сравнение результатов тестов, полученных разными исследователями на разных испытуемых, стало возможным.

Кэттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затраченного на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. В США Кэттелл стал применять тесты в лаборатории Колумбийского университета. Вслед за ним другие американские лаборатории начинают использовать метод тестов. Возникают координационные центры для объединения усилий тестологов и придания общего направления их работам. В США в 1895-1896 гг. были созданы два национальных центра.

В качестве тестов первоначально использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они были похожи на лабораторные испытания (исследования), но были наделены несколько иным смыслом. В экспериментальном опыте исследователю важна зависимость психического акта от внешних и внутренних факторов (например, характер восприятия - от внешних раздражителей, запоминание - от частоты и распределения повторений); в тесте важно регистрировать индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

Большой вклад в развитие собственно психологического тестирования сделан врачами, занимавшимися диагностикой и лечением умственно отсталых и душевнобольных людей.

Первые исследования в этой области проводились на клиническом материале. Французский врач Ж.-Е.-Д. Эскиролю показал, что между крайними полюсами нормальности и идиотии существует континуум многочисленных степеней умственной отсталости. Эти данные легли в основу первой в истории психологического тестирования классификации, позволяющей диагностировать различные степени и проявления умственной отсталости.

Другой французский врач, Эдуард Сеген, уделил внимание такой важной проблеме, как обучение умственно отсталых детей, и основал с этой целью в 1837 г. первую специальную школу. С помощью различных методик и тренировки сенсорного различения ему удалось опровергнуть господствующее мнение о неизлечимости умственной отсталости.

Новый шаг в развитии психосоциальной методики был сделан французским врачом Альфредом Бине (создатель самой популярной системы тестов). До Бине обычно тестировались различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте реакции и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно «ум», «интеллект». Ведь именно эти функции прежде всего обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.

В 1904 г. Бине получил задание от Министерства образования разработать методы, с помощью которых можно было отделить детей, способных к обучению, но ленивых, не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами. Нужда эта возникла в связи с созданием специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине с другим исследователем, Анри Симоном, провели ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разных возрастов (начиная от 3-х лет). Рефлексия по поводу результатов и итогов экспериментов привела к появлению средства определения уровня умственного развития. В течение нескольких лет (1905-1911 гг.) авторы совершенствовали свою методику.

В результате сложилась следующая система: задания были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если решались большинством детей данного возраста (80-90%). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем умственного развития в тесте Бине-Симона стал умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по числу выполненных тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справился со всеми заданиями, соответствующими его возрасту, ему предлагали попробовать решить задания для более старшей группы (по возрасту). При невыполнении хотя бы одного испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему предлагалось несколько заданий, предназначенных для младшей группы (по возрасту). Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого выполнялись испытуемым. Умственный возраст равнялся числу лет того возраста, задания которого решались ребенком. Если же им были выполнены также некоторые задания более старших возрастных групп, то к числу лет, измеряющих умственный возраст ребенка, прибавлялось и некоторое число месяцев.

Ребенок решил все задания, предназначенные для 7-летнего возраста, и 2 задания, рассчитанные на 8-летних. Число месяцев рассчитывается так:

12 мес.: 6 (число заданий для 8 лет) = 2 мес. (цена 1 задания);

2 мес. х 2 = 4 мес.

Итак, умственный возраст ребенка = 7 лет и 4 месяца.

Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости (умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (умственный возраст выше хронологического).

Один из вариантов теста Бине - Симона послужил основой для работы коллектива сотрудников Станфордского университета (США) под руководством Л.М. Термена над проверкой и стандартизацией тестов. Этот вариант был настолько деформирован, что был назван шкалой Станфорд-Бине. В данном варианте теста использовались некоторые нововведения по сравнению с тестами Бине - Симона. Основных нововведений было два: 1) вводился в качестве показателя по тесту коэффициент интеллектуальности (IQ - intelligence quotient), оценивающий отношение между умственным и хронологическим возрастами; и 2) вводились попытки стандартизации теста через использование понятия тестовой нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, так как он вскрыл существенный недостаток процедуры вычисления показателя умственного возраста по шкале Бине-Симона. Недостаток заключается в том, что одна и та же разность для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Для его устранения Штерн стал определять не абсолютную меру интеллекта - разность, а относительную, то есть частное, получаемое при делении показателя умственного возраста на хронологический. Этот показатель он и называл интеллектуальным коэффициентом. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другое достижение стэндфордских психологов касалось введения в сферу психологических измерений понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было бы позволить сравнивать индивидуальные тестовые показатели IQ и тем самым оценивать их, давать психологическую интерпретацию.

Шкала Станфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным группам. Для каждого возраста наиболее типичный (средний) показатель (x) был равен 100, а мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (s) равнялась 16. Все значения тестов, попадавшие в интервал x ± s, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (больше 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым.

Несмотря на широкое распространение, шкала Станфорд-Бине, как, впрочем, и многие другие тесты, имеет ряд сложных моментов, необходимых для учета при их использовании: 1) шкала Станфорд-Бине по преимуществу вербальная, большинство ее заданий - словесные. Ясно, что в таких заданиях сможет разобраться только ребенок или взрослый, знающий все те слова, из которых построены задания; 2) тесты, по замыслу их авторов, исследуют интеллект, который при всей своей неопределенности как понятие все-таки подразумевает некоторое природное, унаследованное качество психики; предлагая эти задания, авторы полагают, что этот интеллект проявится на любом материале, причем он останется неизменным на протяжении всей жизни; 3) способ представления полученных при испытаниях результатов: они показывают не то, насколько балл соответствует требованиям жизни, а лишь то, какое место занимает испытуемый среди других.

Появление группового тестирования. Следующий этап развития психологического тестирования привел к появлению новой формы тестового испытания. Все тесты, созданные до первого десятилетия ХХ века, - индивидуальные. Они позволяли вести опыт только с одним человеком. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую квалификацию. Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей для отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения их по разным видам деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период I мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний - групповое тестирование.

Это оказалось связанным с необходимостью быстрого отбора и распределения 1,5 млн. рекрутов в армию по разным службам, школам и училищам. И тогда специально созданному комитету под руководством А. С. Отиса пришел заказ на разработку подобных методик.

Таким образом родились новые две формы армейских тестов - «Альфа» и «Бета». Тест «Альфа» предназначен для работы с людьми, знающими английский язык. Тест «Бета» - для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации стали широко применяться.

Групповые (массовые) тесты разрабатывались как инструменты массового тестирования. Они не только делали реальными испытания больших групп, но наряду с этим упрощали инструктирование, процедуру проведения и оценку результатов тестирования. Не обязательно специалисты должны были теперь проводить тестирование.

В 20-е гг. ХХ в. начался настоящий тестовый бум. В 1926 г. Советом по вступительным экзаменам в колледж был разработан и внедрен в тестовую программу «Тест способности к обучению». Он использовался при поступлении, распределении и консультировании студентов колледжа. О принципиальных различиях индивидуальных и групповых тестов буден рассказано в следующих главах. Но важно отметить, что групповое тестирование способствовало большей валидизации тестов по отношению к наиболее общим сферам деятельности (например, к обучаемости). Прогнозирование же на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не давало удовлетворительных результатов. Эти ограниченности тестов интеллекта (как индивидуальных, так и групповых) обнаружились уже к I мировой войне. Практике требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. Это послужило основой для появления нового направления тестологии – тестирования специальных способностей.

Возникновение тестов специальных способностей и достижений. Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности, военном деле, в области творчества. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Составлялись тестовые батареи для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные, стоматологические и другие учебные заведения.

Одной из самых широко встречаемых комплексных батарей способностей является «Тест различных способностей». Было также разработано более десятка комплексных батарей способностей для использования в образовании, при консультировании и распределении персонала. Различаясь в методиках и подходах качествами, составом, они сходны низкой дифференциальной валидностью. Иначе говоря, учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Теоретической основой для построения комплексных тестовых батарей способностей явилось применение особой техники обработки данных в отношении индивидуальных различий и корреляций между ними - факторного анализа. Применение факторного анализа позволило точнее применить и классифицировать специальные способности.

Интересна история этого открытия. В 1904 г. английский психолог Чарльз Спирмен пришел к выводу, что в тех ситуациях, когда имеется положительная корреляция между тестами на различные способности (например математические и художественные), этими тестами измеряется некоторый общий генеральный фактор. Он решил обозначить его буквой G (general - общий). Однако, кроме этого фактора, который считался общим для всех видов деятельности, в каждом из тестов обнаруживается фактор, характерный только для данного вида деятельности - S- фактор (S - special, специальный). Теория Ч. Спирмена получила название двухфакторной. В соответствии с ней, целью психологического тестирования должно быть измерение G - фактора у индивида. Если G - фактор проявляется во всех измеряемых психологических функциях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерять же S - факторы имеет смысл только тогда, когда они обозначают свое присутствие в какой-то частной ситуации. Если G - фактор доминирует в большинстве сфер деятельности, то S - фактор измерять нет смысла.

Однако Ч. Спирмен не удовлетворился столь однозначным измерением человеческих способностей, так как понимал, что если сравниваемые в тестах виды деятельности имеют сходство, то в какой-то степени их влияние может быть результатом не только G - фактора, но и некоторого промежуточного фактора. Этот фактор не столь универсален, как G – фактор, и в то же время не столь специфичен, как S - фактор. Подобный фактор может быть свойственен только части видов деятельности. Он получил название групповой фактор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.