Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 4 страница




Оба метода (сравнительный и лонгитюдинальный) могут применяться при изучении отдельных психофизиологических функций, психических процессов, состояний, свойств личности. От предмета исследования зависят масштаб организации всего цикла работы, состав методик и применяемая техника.

В психологии (психосоциальной деятельности) часто используют комплексный метод, который не представляет из себя концепцию целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода.

Механизм комплексных исследований лишь только в начале своей разработки. Однако возрастающее значение психологии в системе наук и взаимодействий между ними требует уделить особое внимание построению комплексных исследований в области производства, массового обслуживания, здравоохранения и, конечно, образования и воспитания, имеющих первостепенное значение. Комплексные объединения психологов, педагогов и педиатров, физиологов и антропологов, методистов разных профилей могут оказаться особенно полезными для обеспечения единства педагогических воздействий и оптимальных взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием.

Из эмпирических методов важное значение имеет объективное наблюдение (сплошное или выборочное), методика которого претерпела за последнее время значительное изменение благодаря применению различных фиксационных и других технических средств (фотографических, кинематографических, звукотехнических, телевизионных). С помощью этих средств (включая полупроницаемые экраны и камеры) обеспечивается сохранность натуральной картины поведения и его динамики в определенных условиях. Специальные электронные устройства дают возможность автоматизации фиксационных средств посредством покадровой обработки наблюдательского фильма (на специальных дешифраторах), получения хронометрических показателей и построения циклограммы актов поведения. Аналогичным образом обработка с помощью акустических анализаторов магнитофонных записей голоса и речи человека, звуковой сигнализации животных дает частотные и временные характеристики, уточняющие факты наблюдения.

Аналогичные изменения коснулись и метода самонаблюдения, который многие в психологии оценивают не однозначно. Самонаблюдение представляет собой методическую обработку, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований. Нет сомнения в ошибочности представления самосознания как проявления лишь субъективного в форме самонаблюдения. Тем не менее самонаблюдение как эмпирический метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром человека, самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции. В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т.д.).

Экспериментальные методы в психологии также важны и для психосоциальной деятельности. Эксперимент в психологии может идти лабораторным, полевым и естественным путями. Классическими формами лабораторного эксперимента являются метод психических реакций, существующий во многих вариантах (простой, сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т.д.) и психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности - абсолютной и дифференциальной - различных модальностей). Эти методы получили исключительное развитие не только в психологии, но и во многих смежных науках.

Весьма интересные перспективы для развития естественного и полевого эксперимента открывает социально-психологическое исследование межличностных отношений в малых группах, групповые и коллективные эксперименты с помощью гомеостатов разных типов, телевизионных установок с обратной связью, методики подставной группы и т.д.

В современных условиях беседа представляет собой дополнение к экспериментальным методам или, что особенно характерно для генетической и патологической психологии, вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью, имеет свою специальную технику сбора: информацию, принципы, градуирование ответов и шкалу оценок. На основании интервью, так же как анкет различных типов и вопросников, распознаются состояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения) и осуществляется принятие решений. Иначе говоря, интервью, анкеты и вопросники (например, айзенковские вопросники, на основании анализа которых определяются экотраверсия - интроверсия, мера нейротизма и т.д.) являются психодиагностическими средствами и должны быть отнесены к этой группе эмпирических методов.

К психосоциальной методике можно отнести также социометрический подход, посредством которого определяется статус личности в группах (малой и большой), показатели эмоциональной экспансии и т.д.

Важнейший и все более распространяющийся исторический прием представляют тесты, или массовые психологические испытания. Среди тестов следует различать стандартизированные и нестандартизированные, причем первые имеют разное назначение: тесты успешности (шкала оценок знаний) бланковых типов, широко распространяемых в процессе обучения, тесты интеллекта, среди которых имеются не только преследующие цель прямого определения умственной одаренности, но и ориентированные на выяснение уровня и структуры интеллекта (вербального и невербального, общего), тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей.

В целях психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт и мотивов деятельности чаще применяются проективные тесты (например, пятна Роршаха и др.). Существующая техника обработки данных проективных тестов еще очень несовершенна и не исключает возможности субъективистских толкований, особенно в психоаналитическом или трансактном духе. Однако усовершенствование проективных тестов и построение объективных систем оценок их результатов вполне возможны и будут способствовать развитию психодиагностики.

Иначе обстоит дело с анализом продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений и рационализации, школьных сочинений и учебных работ). Для каждого из этих видов продукции человеческой: деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа (измерения определенных количественных характеристик и оценка качества, в том числе новизны и индивидуальности результатов теоретической и практической деятельности). В этом отношении могут оказаться полезными исследования подготовительных рукописных и готовых материалов литературного, художественного, технического и научного творчества.

Моделирование - новый метод, вернее, новые методы теоретического исследования, необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.

Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.) еще слабо разработан в психологии даже в таких областях, как психология личности, характерология, психология искусства, пока отсутствуют разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути. Однако сравнительное изучение биографий для целей определения оптимальных периодов творчества и фаз становления таланта может оказаться весьма полезным для разработки методики биографических исследований. Специальную группу обрабатывающих методов исследования составляют количественные (статистические) методы: анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный, применяемые в целях психологического измерения. Качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика - описание случаев, наиболее типичных как для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключениями. Интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в настоящее время в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений - вертикальных генетических связей между фазами и уровнями развития и структурных горизонтальных связей между всеми изученными характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография.

Методы отслеживания динамики групповых процессов и использование этих результатов. Эффективность работы группы зависит от умения руководителя пользоваться специфическими приемами. К этим приемам можно отнести адекватное формирование социально-ролевой структуры группы, выстраивание стадий развития группы в нужной последовательности и с нужной продолжительностью, умение использовать выявленные психологические особенности людей, умение контролировать свое собственное поведение. Необходимо также иметь план работы с группой, составленный с учетом специфики, обусловливаемой составом группы, задачами группы, условиями ее работы.

В назначенное время группа собирается вместе с руководителем. Никакие предварительные контакты участников с руководителем не влияют на протекание социодинамических процессов, никакое предварительное знание об участниках не довлеет над руководителем, и все социодинамические процессы разворачиваются самым естественным образом.

На развитие событий в группе руководитель может влиять самыми разными способами. Для этого руководитель должен постоянно получать информацию о социально-психологическом состоянии группы. С опытом приходит умение видеть все эти процессы невооруженным глазом. Но есть и специально разработанные способы (кроме невооруженного глаза), пользоваться которыми тоже необходимо уметь.

Измерение проводится путем сравнения результатов наблюдений, сделанных с определенным временным интервалом. Важно, чтобы эти измерения проводились постоянно, чтобы упражнения и задания, выполняемые членами группы, несли, помимо всего прочего, информацию руководителю о состоянии дел в группе. Эти объекты наблюдения делятся еще на две подгруппы: динамику изменения социально-ролевой структуры группы и ролевые перемещения каждого участника группы.

Для использования наблюдения нужно время, чтобы следить за поведением каждого участника группы, за отношениями между участниками, возникающими в ходе выполнения заданий и упражнений. Обычно внимательному наблюдателю быстро становится ясно, какую роль играет каждый участник группы. Руководитель должен следить за тем, как разворачивается групповая дискуссия: кто говорит громко, а кто тихо; кто предлагает пути решения задач, а кто говорит о деталях; кого слушают, а кого перебивают; в какой форме, кто и с кем соглашается и т.д. О ролевом распределении можно говорить и по особенностям невербального поведения: позам, жестикуляции, мимике. Следует обращать внимание на характеристики речи: тембр, темп, особенности построения фраз и т.д. Полезно в ходе тренинга делать для себя пометки в блокноте, отмечая те особенности поведения кого-либо из участников, которые бросаются в глаза.

Однако наблюдения не являются единственным источником информации о группе. Важно, чтобы были и другие показатели. Можно использовать социометрию, чтобы убедиться соответствуют ли реальные отношения видимым. Единственно, что не рекомендуется проводить социометрию дважды за время работы с группой.

Другой важный способ получения информации о группе. Следует дать задание каждому участнику придумать сценку, где каждому члену тренинговой группы отводилась бы своя роль. Это можно организовать в виде домашнего задания. Каждый получает название своей сцены, но другие об этом ничего не знают. Один, например, должен разместить участников тренинга в виде скульптурной группы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», другой - в виде батальной сцены «Драка депутатов на 7-м съезде Советов». Или вот еще интересная, на мой взгляд, тема: «Мы все вместе занимаемся ерундой». Задания должны быть неожиданными, веселыми и подобранными таким образом, чтобы часть участников моделировала ситуации совместной деятельности, часть - ситуации отдыха, часть - ситуации абсурда и т.д.[6] После поэкспериментируйте с этими заданиями.

В качестве еще одного способа отслеживания социодинамических процессов можно использовать игры.

Также с целью контроля и управления за групповым процессом используют опросники. С их помощью руководитель может получить какую-либо информацию, задать группе какое-то определенное направление движения.

Для того, чтобы задать при помощи опросников группе определенное направление движения, участникам опросника дают понять, что же интересует больше всего руководителя. Ну, например, если завтра речь будет идти о невербальном компоненте в общении, то необходимо включить в лист стандартного опросного бланка еще один вопрос, что-нибудь типа: Какие жестикуляции способствовали работе или отвлекали от нее соседей по группе сегодня? Опишите не более 5 жестикуляций».

Скорее всего, ничего интересного в ответах не будет, но члены группы будут всю ночь рефлексировать над этим заданием, и на следующий раз будут более адекватны в этом вопросе, у них сформируется позитивная установка по отношению к этой теме.

Другой важный аспект фиксации характера развития социодинамического процесса связан с моментом использования полученных в ходе диагностирования знаний о группе.

Любая практика сложна в том смысле, что человек должен обязательно сам попробовать что-либо делать, приобрести личный опыт использования имеющихся знаний. Как говорится, можно прослушать прекрасную лекцию о том, как нужно играть на скрипке, но нельзя научиться играть до тех пор, пока не поупражняешься какое-то время. Группа предоставляет участнику возможность проверить себя на модели той ситуации, которую ему предстоит решать в жизни, поиграть в эту ситуацию. Ситуации игровые и ситуации реальные отличаются, главным образом, своей значимостью для участников. Очень часто может случиться и случается, что в игру группа играет как бы нехотя, потому что ощущает искусственность ситуации. Это означает, что особой пользы такая игра никому не принесет. Необходимо вовлечь участников в игру, вызвать заинтересованность.

Умение заинтересовать участников в игре является одним из важнейших умений руководителя, является показателем его мастерства. Обычно существует два способами: либо сделать игру интересной, либо сделать так, чтобы ее результаты почему-либо стали для участников группы значимыми. Конечно, в игровой ситуации сложно создать реальную ситуацию, но можно заменить мотивацию, создаваемую самой задачей, мотивацией, создаваемой при помощи целенаправленной организации групповой динамики. Для человека всегда очень важно положительно оценивать самого себя. Поэтому человек хочет занять то место в социальной структуре группы, которое он, по его мнению, заслуживает. И это является мощным стимулом, который направляет его поведение в нужное русло. Стремление занять какое-нибудь определенное ролевое место в группе приводит к противостоянию между претендентами, вся группа с вниманием следит за их исходом, потому что он влияет на социальное положение каждого. Искусство руководителя заключается в том, чтобы таким образом составить игры и таким образом распределить роли в этих играх, чтобы у участников игры появился мощный социальный стимул сыграть как можно лучше, стремиться к успеху. И тогда мотивация, накладываемая в реальной жизни самой задачей, заменится на мотивацию, возникающую в результате стремления путем успешного поведения в игровой ситуации, успешного ее разрешения повысить свой социальный статус в группе (как варианты: отстоять статус; не ухудшить; продемонстрировать всем какое-то свое качество, сильную сторону).

В то же время нельзя, чтобы мотивация участников игры была слишком высокой. В таком случае она только снижает вероятность успешного решения задач. Так что важно, чтобы мотивация участников была высокой, но не слишком.

Самая идеальная организация игры заключается в том, чтобы ее успешное выполнение способствовало бы получению участником привлекательной для него социальной ниши с привлекательным окружением, а неуспешность в играх приводила бы к получению непривычной роли. Это позволяет усилить эффективность работы в группе. Окончание взаимодействия с группой следует осуществить так, чтобы участники расстались не как противники и враги, а как друзья, являющиеся соперниками в позитивном смысле.

Психосоциальная диагностика. Понятие «диагностика» (от греч. diagnostikos - способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.

Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. С конца XIX в. эмпирическое исследование положения малообеспеченных слоев населения во многих странах выявило тесную обусловленность ряда заболеваний - туберкулез, рахит венерические болезни и др. - низким материальным уровнем.

Социально-экономические условия жизни были признаны в той или иной степени ответственными за эти нарушения здоровья. В науке утвердился термин «социальные болезни» для обозначения заболеваний, которые в первую очередь вызваны социально-экономическими условиями жизни человека. Сегодня этот термин применяется в основном в сфере не медицины, а социальных наук; социальными болезнями считают одиночество, бедность, голод и др.

Распознавание патологии, которую желательно изжить, или проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем смысле можно сказать, что патология - это объективное отклонение от нормы, а проблема - это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую деятельность. Однако этот вопрос довольно сложен и по-разному решался на различных этапах истории человеческого общества.

Понятие нормы внутренне противоречиво. Его принято рассматривать на двух уровнях: с одной стороны, это то, что характеризует взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования. Вероятно, в идеале второй вариант объяснения этого понятия должен быть обусловлен первым: образцом признается то, что присуще большинству. Но действительность превосходит любые идеальные представления о ней, поэтому понятия о норме и патологии могут подчиняться иным, гораздо более парадоксальным закономерностям.

В качестве весьма показательного примера рассмотрим вопрос об отношении к алкоголю: все знают, что алкоголь оказывает разрушающее влияние на организм, поэтому теоретически нормой должно быть избегание его употребления, а патологией - прием спиртных напитков. В то же время, по оценкам исследователей, более 90% взрослого населения в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, так что с количественной точки зрения именно это является нормой, а отклонением - отказ от алкоголя. Вместе с тем большинство людей осознают, что пьянство никак не может считаться благим делом, и потому придумывают множество иллюзорных способов оправдать его.

Вероятно, чем более развито и структурно многообразно общество, тем больше типов нормы может существовать в нем одновременно и равноправно. Если в традиционных или тоталитарных социумах нормальным, т.е. допустимым, санкционированным властью, признавался один вариант, а все остальные, как и их носители, преследовались, а иногда и уничтожались, то в модернизированном демократическом обществе допускаются разнообразные нормы - при условии, что они не противоречат закону или не мешают существованию других людей, придерживающихся иных норм.

С другой стороны, общество, абсолютизирующее нормы, является ригидным, неспособным к развитию, и в силу этого нежизнеспособным. Все изменения, которые сейчас происходят в обществе, обусловлены когда-то произошедшими отклонениями от существовавшего порядка, которые первоначально, возможно, вызывали яростное неприятие окружающих. Более того, в каждый конкретный момент большинство людей живут в соответствии со стереотипом, с привычными правилами и представлениями. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность - это неизбежно отклонения от статистической, количественной нормы. Поэтому необходимо твердо представлять себе, что, во-первых, норма и отклонения от нее тесно взаимосвязаны в существовании человечества. Развитие общества невозможно без отклонений, оно осуществляется именно посредством эвристического разброса отклонений, одни из которых становятся нормой, а другие по-прежнему отвергаются или отмирают. Во-вторых, каждое время и каждое общество само решает, какое отклонение является патологией, т.е. болезненным состоянием социального организма, а какое - шагом к революционному преобразованию действительности (к сожалению, современники довольно часто ошибаются в своих оценках).

Исходя из сказанного, можно предположить, что психосоциальная диагностика - это: 1) деятельность по распознаванию и анализу психосоциальных патологий и проблем; 2) процесс такого анализа с формулированием обоснованного заключения о предмете рассмотрения; 3) отрасль психологических и социальных наук, посвященная методам получения знания об обществе. Поскольку само понятие весьма многозначно, то, говоря о психосоциальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное исследование психосоциальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический императив социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации. Соответственно, этой деятельностью занимаются специалисты различных органов и учреждений, использующие широкий спектр технологий и методов социальных (иногда также естественных - в случае медико-социальной работы) наук на различных уровнях и с разными целями.

Методы психосоциальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации психологической и социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Вследствие этого необходимо применять и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом психосоциальной диагностики в социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон психосоциальной действительности, всех связей и опосредовании социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Методика психосоциальной диагностики при взаимодействии с клиентом. Главной целью психосоциальной диагностики является определение психосоциальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В процессе профессионального отбора социальных работников широко используются специальные профориентационное методики или специальная интерпретация психологических методик.

Особенностью психосоциальной диагностики является также ограниченное использование количественных соотношений и математических методов. Психосоциальная ситуация клиента всегда уникальна, неповторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных. Пока еще не слишком развиты инструментальные технологии, что объясняется лишь недавним возникновением технологий социальной сферы (и диагностических, в частности) и тем, что социальный работник рассматривает самого себя в качестве инструмента изучения и преобразования социальной ситуации.

Любой технологический процесс независимо от применяемых методов в психосоциальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной (психосоциальной) проблемы. [7] Сам индивид, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия (ребенок, умственно отсталый человек, алкоголик или наркоман, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех клиентов, которые обратились в учреждение социального обслуживания, - при всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.

Сложность функционирования психосоциальной диагностики заключается в том, что если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного психосоциального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса - сбор и анализ данных о психосоциальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.[8]

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения психосоциальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента. Целый ряд психосоциальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. К примеру, природа алкоголизма и пьянства. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению. Наследуются многие заболевания, в том числе психические. Врожденные предпосылки обусловливают темперамент, многие черты характера, интеллектуальный статус индивида.

Не менее значим вопрос о психосоциальной наследственности. Непроизвольно, возможно даже не желая того, индивиды воспринимают язык и способы мышления своего этноса, моральные нормы и типы эмоциональных реакций своего общества, предпочтения и предрассудки своей семьи. Подростковый бунт и свойственное взрослым людям освобождение от воспринятых установок, рациональное отношение к ним и самовоспитание способны произвести в индивиде огромные изменения, внешне настолько значительные, что люди недооценивают значения тех психических установок, которые они впитали в раннем детстве в семье и ближайшем социальном окружении. Однако опыт показывает, что в конечном счете консервативные элементы сознания возобладают, и отношение к миру у человека, переходящего в категорию пожилых людей, на 80% определяется тем, что было воспринято им в детстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.