Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телеологический подход




“Неужели были бы мы в состоянии во время слышания чужой речи переводить слова нашего собеседника на предметные образы, которые с быстротой молнии пролетали бы в таком случае мимо нас и двигались, сцеплялись, сталкивались, восполнялись, видоизменялись и исчезали бы вместе с притекающими словами и их грамматическими изменениями? Какая толчея возникала бы в таком случае в нашей голове при слышании речи или чтении книги” (Шопенгауэр).

telos - цель, предметом научного исследования становится не только целенаправленность, но и целесообразность, назначение мышления.

Вюрцбургская школа мышления (1901-1911 гг) - одно из направлений психологии сознания. Основателями школы были О.Кюльпе и К.Бюлер, к ее представителям относятся Н.Ах, А.Марбе, О.Зельц и др.

Центральные вопросы:

а) введение понятий, учитывающих активность мыслящего субъекта;

б) описание свойств мышления как особой психической реальности;

в) объяснение психологических механизмов мыслительного процесса.

Введение понятий, учитывающих активность мыслящего субъекта.

Идея о направленности ассоциативного потока была выражена Ахом в понятии “детерминирующая тенденция”. В процессе диффузного распространения чувственных представлений и их репродукций имеет место особая тенденция, не подчиненная законам ассоциаций, но, напротив, определяющая их течение. Эта тенденция может (а в эксперименте - должна) быть задана поставленным субъекту вопросом и поиском ответа на него. Именно она определяет, в частности, выделение существенного признака при образовании понятий (так и не объясненное в механистическом подходе).

В.Уатт вводит понятия задачи и установки. Задача - усвоенная инструкция, которая превращается в самоинструкцию, а установка - готовность мысли двигаться в определенном направлении. Благодаря задаче и установке всплывают не любые ассоциации, а именно те, которые предусмотрены инструкцией.

Назвать натуральный числовой ряд.

Назвать только четные числа.

Называть пятерками, десятками - мы “перепрыгиваем” через ассоциации.

Введение понятия задачи изменило основной метод классической психологии сознания - интроспекцию. Отчет субъекта о его внутренних ощущениях, представлениях, переживаниях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос, решения определенной задачи (“метод задач”). Выбор экспериментального материала имел принципиальное значение: использовали заведомо шаблонные (и даже известные испытуемому) задачи, репродуктивные по решению - сравнение понятий, подбор к одному понятию другого, связанного с первым родо-видовыми отношениями, понимание смысла предложений, высказываний, сравнение высказываний с возможностью их обощения по смыслу и т.п.

Можем ли мы своим мышлением понять сущность мышления?

Понимаете ли вы предложение:

- оплодотворять прошедшее и зарождать будущее - вот в чем задача настоящего?

- мышление так необычайно трудно, что некоторые предпочитают просто делать заключения?

- ты спрашиваешь как яблоко появилось на дереве, а другой в это время его молча снял?

Выбор таких задач объясняется тем, что вопрос о средствах, способах, психологических механизмах поиска решения возник здесь далеко не сразу. Главная исследовательская задача - определить мышление, выделить его в экперименте как факт внутреннего психического опыты, отличного от чувственных представлений.

Описание свойств мышления как особой психической реальности.

Феномены внутреннего опыта были разделены на:

чувственные представления;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.