КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие готовности к обучению в школе
Что же такое "готовность к обучению в школе", на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе и диагностике школьной готовности? Все многообразие трактовок понятия "готовность к обучению в школе" может быть сведено к одному достаточно общему определению – это такой уровень развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы. В понятии "готовность к обучению в школе" выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной успеваемости. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем, по данным петербургских ученых, у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД), значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов страдают неврозами (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская и др.). С точки зрения психического развития эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе, при благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса: снижение функций памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность либо медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, "сбои" в учебной работе, успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы. Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения развития нервной, системы могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье. Личностная (социально-психологическая) готовность к обучению в школе представляет собой готовность к новым, обусловленным ситуациейшкольного обучения, формам общения и отношения к себе и окружающим.При поступлении в школу происходит не только смена образовательного учреждения, меняются социальные условия жизни и деятельности, ребенок приобретает новую для него социальную роль - роль школьника. Любая социальная роль характеризуется вполне определенным кругом прав и обязанностей и предполагает выполнение принятых в данной ситуации норм и правил поведения. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, - даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся не принимают учебную задачу (не потому, что не поняли задание педагога, а потому, что не хотят, не понимают обязательности его выполнения), отказываются выполнять мало интересные для них или трудные задания, они часто конфликтуют с одноклассниками, обижаются на действия педагога ("Я поднимала на уроке руку, а Ольга Петровна меня не спросила. Она меня не любит, все время спрашивает других. Не пойду больше в школу"), интерес к учению быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе (утром первоклассница говорит маме:"Я сегодня в школу не пойду, я вчера там была, мне там не интересно"). Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и представляет собой готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой, в форме учебной деятельности. Усвоение знаний, обобщенных и систематизированных в опыте человечества способов мышления и деятельности, в форме учебной деятельности, обеспечивает целостность психического развития ребенка в период школьного обучения. Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное структурно-системное образование и охватывает все стороны детской психики, включает: личностно-мотивационную сферу, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. Качества, имеющие наибольший вес в психологической структуре готовности и, следовательно, большее количество связей с другими УВК, называются базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения: мотивы учения; образное мышление (зрительный анализ), способность к содержательному обобщению (уровень обобщений), способность принимать учебную задачу; некоторые речевые, математические и учебные навыки и знания (вводные навыки); произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); графический навык; восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость). Уровень развития некоторых качеств оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале обучения в первом классе это: мотивы учения; вводные навыки; произвольность деятельности; графический навык; способность принимать учебную задачу; обучаемость; зрительный анализ; вербальная память. Другие учебно-важные качества оказывают влияние на успешность усвоения знаний в учебной деятельности опосредованно через влияние на УВК, входящие в структуру школьной готовности. Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к школе. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Вообще говоря, в реальной деятельности ребенка выделить отдельное психическое качество "в чистом виде" достаточно сложно. Так, например, УВК "принятие задачи" тесно связано с учебными мотивами и умственным развитием ребенка: для того чтобы ребенок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления (понимания того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности, т.е. способности удерживать внимание на выполнении задания. УВК "вводные навыки" (некоторый запас знаний и умений, необходимый для начала систематического школьного обучения) непосредственно связано с мотивами учения, способностью принимать учебную задачу и произвольно управлять своей деятельностью, уровнем развития вербальной памяти и способности к обобщениям. Помимо непосредственных связей существует опосредованное взаимодействие УВК через связи с другими качествами. Например, способность принимать задачу опосредованно связана с вербальной памятью через мотивы учения и вводные навыки. Можно проследить взаимосвязи и всех других учебно-важных качеств. Таким образом, психические качества и свойства, определяющие успешность школьного обучения, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют психологическую структуру готовности к обучению в школе. Когда говорят о "структуре", то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом, при этом важны и связи элементов, и особенности (уровень развития) последних. Система - это структура, но более совершенная, настроенная на достижение определенной цели, при этом успешность достижения цели функционирования системы (для чего она вообще говоря и существует) определяется не отдельными ее компонентами, а характером их взаимосвязей и взаимодействий. Чем совершеннее организация элементов, чем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее "работает" система. В начале первого года обучения успешность обучения во многом определяется уровнем развития отдельных УВК (стартовая готовность к обучению в школе). В конце учебного года уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, может и не отличаться значительно, в этом случае успешность обучения зависит от "организации" учебных качеств учащегося, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая усвоения знаний (вторичная готовность к обучению). Психологическая готовность к обучению в школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой – это проекция условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка. Рассматривая готовность к школе в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе психологической готовности к обучению. 1. Согласно принципу функционального единства сознания, сформулированного Л.С. Выготским, психика ребенка "в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением" (1.С.256). В основе развития психики как целого лежит перестройка функциональных связей и отношений ее компонентов, которая и определяет, в конечном счете изменение и развитие каждой отдельной психической функции. Это предполагает изучение готовности к обучению как целостной структуры, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих ее учебно-важных качеств и их взаимосвязей. 2. Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный и гетерохронный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие - находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения. 3. Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат (В.В.Давыдов). Программа школьного обучения предполагает постепенный переход от усвоения простых знаний, навыков и форм психической деятельности к более сложным. Соответствие исходного уровня психического развития ребенка требованиям школы (до начала обучения) может рассматриваться как предпосылка успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в I классе, например, усвоение грамоты - первоначального чтения и письма), в этом случае мы говорим о стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребенка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребенка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму - этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению. 4. На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей. Поэтому специфика социальной ситуации и особенности морфофункционального развития должны быть учтены при диагностике и коррекции (развитии) готовности к обучению. 5. Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, мы разделяем мнение Л.С.Выготского о том, что следует различать " готовность к учению " - готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре продуктивных видах деятельности и т.д.) и " готовность предметную ", то есть готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы. Очевидно, что оба эти аспекта школьной готовности тесно связаны: ребенок усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме). С другой стороны, овладевая новыми знаниями и умениями, начинающий школьник учится учиться, осваивает новую для него учебную деятельность, активно развивается. Обучение детей по определенной программе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. "Новизна" ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и является главным условием полноценного развития и усвоения знаний. Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении с взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т.д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности. Деятельность ребенка принимает форму учения (учебной деятельности) тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Следует обратить внимание еще на один момент: содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Так, например, по данным диагностики, в одном из детских садов г. Ярославля дети старшей группы достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знают буквы, владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры. Фактически в первом полугодии обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были ими усвоены еще в дошкольный период. В то же время всем известно, что первое полугодие в школе - самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В условиях школьного обучения овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение этой цели требует определенных усилий (осознанность и систематизированность знаний - основа школьного обучения и условие полноценного развития учащихся). В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности. Таким образом, основным содержанием понятия "стартовая готовность к обучению в школе" (психологическая готовность к началу обучения в школе) является "готовность к учебной деятельности (учению)". Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями усвоения учащимися учебной деятельности и, с другой стороны, - спецификой учебного материала (Д.Б.Эльконин). Говоря о "предметной готовности" к учению, следует заметить, что главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период (первый учебный год - в четырехлетней начальной школе) является усвоение учащимися грамоты - первоначального чтения и письма. Освоение грамоты является тем фактором, который в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты - это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы. По данными исследователей, до 80% трудностей в этот период учащиеся испытывают именно при обучению чтению и особенно письму. Трудности в усвоении математики в начале школьного обучения, как правило, возникают у учащихся с низким уровнем стартовой готовности к школе, т.е. эти трудности обусловлены не спецификой учебного материала на уроках математики, а недостаточной сформированностью готовности к учебной деятельности. Таким образом, психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. Учебная деятельность - это совместная деятельность, которая осуществляется в системе "ученик - учитель", "ученик - ученик". Сейчас активно используются различные формы групповой работы учащихся на уроке и при подготовке домашних заданий. Взаимоотношения детей во внеурочное время, как показывают исследования и практический опыт, также сказываются на эффективности обучения. Поэтому личностный (социально-психологический) аспект школьной готовности включен в контекст анализа психологической готовности к обучению в школе. При организации практической работы с детьми, определении соответствующей индивидуальным особенностям ребенка формы начального обучения и построении коррекционно-развивающей работы по возможности учитываются все условия, которые могут оказать влияние на школьную успеваемость: условия обучения в данной школе, личность и профессиональная подготовка учителя, образовательный уровень семьи и т.д. Особое внимание при определении психологической готовности ребенка к школе уделяется его физическому развитию и состоянию здоровья. Учитывая структурно-системную природу школьной готовности, в работе с детьми необходимо использовать комплексные (системные) методы диагностики и развития учебно-важных качеств, которые не только позволяют диагностировать и формировать отдельные качества и свойства, но и обеспечивают целостное развитие ребенка как индивидуальности. При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д., индивидуальные качества ребенка начинают "работать" на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они "специализируются" по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные, познавательно активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых различных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Готовность к обучению в школе включает в себя физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе. 2. Психологическая готовность к обучению в школе - это готовность ребенка к усвоению программного материала в форме учебной деятельности. 3. Структура психологической готовности к обучению соответствует структуре самой учебной деятельности, а ее содержание (УВК, входящие в состав структуры готовности) определяется спецификой учебной деятельности учащихся и особенностями учебного материала на данном этапе обучения. 4. Структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения рассматривается как стартовая готовность к обучению в школе, после завершения первого этапа обучения (т.е. периода обучения грамоте) формируется вторичная готовность к обучению - интегральное психическое образование, определяющее успешность усвоения чтения, письма, математики и др. учебных дисциплин. 5. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с дошкольниками и начинающими школьниками должна носить комплексный характер и обеспечивать развитие базовых и ведущих (наиболее значимых) учебных качеств в тесной взаимосвязи с другими УВК. 6. Коррекционно-развивающая работа с детьми по подготовке к школе должна быть ориентирована на формирование элементарного уровня учебной деятельности и психологической основы усвоения содержания обучения в период обучения грамоте.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |