Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОШ) Отношение к школе и учению, вес в структуре - 12 усл.ед




Успешность обучения во многом определяется отношением ребенка к школе и учению, отрицательные проявления которого (страх, тревога по поводу поступления в школу и др.) приводят к потере интереса к учению, трудностям в общении с учителем и одноклассниками, снижению успеваемости. Эмоциональное неблагополучие в школе обозначают термином "школьная тревожность".

Наиболее полно отношение ребенка к тому или иному явлению действительности проявляется в его рисунках, поэтому для определения отношения к школе и учению используется тест "Рисунок школы".

Качественными показателями положительного отношения ребенка к школе являются: преобладание в рисунке ярких, чистых тонов и их сочетаний (желтого, светло-зеленого, оранжевого); тщательность прорисовки деталей, наличие украшений; использование длинных линий различной толщины; изображение "хорошей погоды", детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя; симметричность рисунка. Об отрицательном отношении к школе, высоком уровне "школьной тревожности" свидетельствуют: преобладание темных тонов и их сочетаний (черного, темно-коричневого, темно-синего); небрежное выполнение рисунка; отсутствие деталей, украшений, людей; изображение "плохой погоды", темного времени суток.

Результаты исследования показывают, что практически все дети седьмого года жизни в той или иной мере испытывают тревогу по поводу поступления в школу. Более половины из них (55%) демонстрируют эмоциональное неблагополучие, у 22% детей - устойчивый, сильно выраженный страх перед школой. Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься. Оказывают свое влияние и негативный школьный опыт старших детей, и педагогические ошибки взрослых в семье (обсуждение в присутствии ребенка трудностей обучения в начальной школе, высказывание сомнений по поводу его школьных успехов, нервозность родителей, связанная с зачислением ребенка в первый класс, и т.д.).

 

3.(ОД) Отношение к детям, вес в структуре - 13 усл. ед.

Отношение к детям оказывает влияние на успешность обучения в школе непосредственно - в учебной деятельности на уроке и опосредованно - во внеурочной деятельности (отношения учащихся во время перемен, соревнований, праздников, на экскурсиях и т.д.). У учащихся с трудностями в общении с одноклассниками нередко формируется негативное отношение к учебе, так как они постоянно испытывают дискомфорт в школе. Эмоциональное напряжение, в свою очередь, является причиной низкой успеваемости: одни - часто отвлекаются на уроке, не могут включиться к коллективные формы работы, бурно реагируют на замечания одноклассников, нарушают дисциплину, небрежно выполняют задания; другие - неуверенно отвечают на уроке (либо совсем отказываются отвечать), медлительны и неактивны. И тем и другим, как правило, свойственны повышенная утомляемость и раздражительность. Во внеурочное время учащиеся первой группы конфликтны, драчливы, обидчивы, чаще всего их агрессивность носит защитный характер; учащиеся второй группы - неинициативны, предпочитают оставаться в стороне, чаще всего участия в коллективных играх и мероприятиях не принимают.

Основным показателем развития УВК "отношение к детям" является социометрический статус ребенка в группе, который определяется по количеству положительных эмоциональных выборов другими детьми (метод социометрии). Для 6-7-летнего возраста считается нормой, когда имеется два - четыре положительных выбора данного ребенка. Дети, в отношении которых получено пять и более положительных выборов, занимают лидирующее положение в микроструктуре группы, как правило, это "помощники" воспитателя, организаторы игр, они активны на занятиях и на детских праздниках, общительны, но в отношениях со сверстниками иногда бывают резкими, стремятся навязать свою точку зрения. "Лидерами" в детском саду чаще всего становятся внешне привлекательные дети из обеспеченных семей (у них красивая одежда, они приносят в детский сад дорогие игрушки и сладости и т.п.), которые имеют эмоциональную поддержку со стороны воспитателя.

Отсутствие положительных выборов со стороны сверстников считается показателем социально-психологического неблагополучия, такой ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт в группе сверстников. Чаще всего это дети, имеющие физические недостатки и некоторые особенности поведения (слишком полные или слишком худые, с косоглазием, медлительные или слишком подвижные, неопрятные), дети с невротическими проявлениями (заикание, тики, анурез), а также дети, которым часто делают замечания воспитатели. В эту группу попадают также частоболеющие дети и те, кто начал посещать детский сад недавно, у них либо нет опыта общения со сверстниками, либо просто не было времени для установления этих отношений.

Негативный опыт общения со сверстниками, приобретенный в дошкольный период, первоклассники переносят на ситуацию школьного обучения, поэтому учителю необходимо обратить особое внимание на этих детей и уже с первого дня в школе помогать устанавливать отношения с одноклассниками.

У детей 7-8-летнего возраста появляется устойчивая потребность дружить. Наличие друга (подруги) в классе оказывает положительное влияние на отношение к школе и учению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.