КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВП) Вербальная механическая память, вес в структуре готовности - 12 усл.ед
Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая учащимися в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи (например: последовательность звукового анализа и перечень ориентиров при чтении слога-слияния; последовательность написания элементов, составляющих букву; перечень требований к правильной позе при письме и чтении и т.д.). Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил. Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга: наличие "провалов" кривой запоминания, большое количество ошибочных воспроизведений, невозможность запомнить необходимый объем информации в установленное время, низкая продуктивность отсроченного воспроизведения - все это свидетельствует о недостаточной эффективности работы мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению. Экспериментально установлено, что из всех видов памяти механическая память играет ведущую роль в усвоении знаний в начальный период обучения (на это в свое время указывал еще К.Д.Ушинский), особенно велико ее значение в начале школьного обучения, затем роль словесно-логического и образного видов памяти постепенно возрастает, но вербальная механическая память остается ведущей на протяжении всего периода начального обучения.
11. (СК) Развитие мелкой моторики рук (вес в структуре готовности - 11 усл. ед.) определяется по количеству синкинезий, когда при выполнении заданных движений (ребенка просят, например, поднять указательный палец, ладонь при этом лежит на столе) возникают "лишние" движения других пальцев и всей кисти (синкинезии). Выполнение графических движений, составляющих двигательный акт письма, обеспечивается многоуровневой функциональной системой, обеспечивающей тонкую координацию движений. Установлено, что у детей, поступающих в первый класс, несовершенна нервная регуляция движений, слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, низка выносливость к статическим нагрузкам. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыками письма и трудность его выполнения, особенно для детей, начинающих обучение с 6 лет. Как уже отмечалось, недостаточная зрелость мелкой моторики может быть обусловлена индивидуальными наследственными особенностями развития (в этом случае у кого-то из родителей в детстве были такие же трудности при обучении письму); неправильным воспитанием в младенческом и раннем возрасте, когда взрослые не занимаются с ребенком "пальчиковой гимнастикой" (например, играми "Сорока-воровка", "Ладушки" и др.); недостатками в организации детской деятельности и, в частности, ручного труда, а также некоторыми нарушениями функционального или органического характера в работе центральной нервной системы вследствие перенесенных заболеваний и травм. Низкий уровень развития мелкой моторики ведущей руки является причиной следующих трудностей в обучении письму: 1) низкий темп письма; 2) быстрая утомляемость при письме; 3) неровная, "дрожащая" линия; 4) "угловатое" письмо, трудности в письме овалов; 5) слишком сильный нажим; 6) трудности в воспроизведении формы графических элементов; 7) несоблюдение размера графических элементов; 8) несоблюдение наклона письма. 9) большое количество помарок и исправлений, "грязное" письмо. Способность к тонким двигательным координациям тесно связана с развитием ВНД и речи ребенка, рассматривается как показатель готовности к обучению, позволяющий прогнозировать его успешность
V. Управление учебной деятельностью (программирование, контроль и оценка результата) 12. (ПРД) Произвольная регуляция деятельности, вес в структуре готовности - 15 усл. ед. Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции действий (учебных и реализующих отношения школьника с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами. На ранних этапах обучения функции планирования, контроля и оценки деятельности учащихся выполняются учителем. Условием успешности усвоения знаний в этот период является четкое и правильное выполнение ребенком инструкций обучающего взрослого. По мере становления учебной деятельности, формирования действий контроля и оценки у учащихся появляется возможность самостоятельного управления собственной деятельностью.
13. (Об) Обучаемость (вес в структуре готовности - 15 усл.ед.), как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности, выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве с взрослым усваивать новые знания, поднимаясь, таким образом на новую ступень умственного развития. Определение "зоны ближайшего развития" ребенка, по мнению Л.С. Выгодского, является более надежным основанием для прогноза успешности школьного обучения, чем определение "актуального уровня умственного развития", запаса знаний и умений. Для оценки обучаемости ребенку предлагают заведомо трудное для него задание, для того чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи. Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и тем не менее они могут выполнить задание неправильно. В ходе обследования учитывается не только "количество" оказываемой ребенку помощи при решении мыслительной задачи, но и ее "качество", так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и с эмоционально - волевыми особенностями учащегося. Выделяют пять видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку в процессе решения мыслительной задачи: 1) стимулирующая (активизация собственных сил ребенка "Подумай", "Посмотри внимательно" и т.п.); 2) эмоционально-регулирующая (положительная и отрицательная оценка деятельности: "Молодец", "Очень хорошо", "Ты не подумал, неверно"); 3) направляющая (постановка цели, повторение инструкции: "Вспомни, что надо сделать..."); 4) организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка: "Чем отличается?", "Как назвать одним словом?"); 5) обучающая (объяснение способа выполнения задания).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |