КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты психологической структуры готовности к обучению в школе и методы их диагностики
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Процедура комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе разработана на основе концепции системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова и многолетних экспериментальных исследований автора методики (3,4,5,6,7,8,9), исследований ведущих отечественных психологов и педагогов (К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.П.Усовой и др.), теоретических положений и практического опыта организации психологической службы в системе образования (И.В. Дубровина). В своей работе мы исходим из понимания готовности к обучению в школе как сложного интегрального образования, включающего в себя психологический, социальный и физиологический аспекты. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и представляет собой готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой, в форме учебной деятельности. Психологическая структура готовности к обучению в школе включает: качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности. На ранних этапах обучения психологическая готовность к обучению представляет собой структуру индивидуальных качеств, которая в процессе школьного обучения развивается и приобретает свойства системы. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы. В процессе обучения ребенок развивается, при этом изменяется и исходный уровень готовности к обучению, формируется вторичная готовность к обучению в школе. В результате теоретического анализа, экспериментального исследования и использования математических методов обработки данных было выделено 22 учебно-важных качества (УВК), которые прямо или опосредованно определяют успешность школьного обучения. Эти УВК в структуре готовности образуют сложные взаимосвязи, имеют различный вес и по-разному влияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13 наиболее важных, уровень развития которых определяется с помощью основного комплекса методик диагностической процедуры (табл. 1). ТАБЛИЦА 1
Примечания к табл. 1: 1.Знаком «*» отмечены качества, оказывающие непосредственное влияние на успеваемость в начале обучения в школе (ведущие УВК). Остальные УВК влияют на усвоение знаний опосредованно, через другие качества и их комплексы. 2.Средний вес УВК в структуре стартовой готовности к обучению равен 11,2 усл.ед., УВК, имеющие вес ниже среднего, в таблице не указаны и в основную диагностическую процедуру не включены. В основу комплексной диагностики готовности к обучению положен принцип единства диагностики и коррекции (развития), который был, выдвинут И.В.Дубровиной как один из основных в работе психологической службы в системе образования (2). Главную цель диагностики готовности к обучению мы видим не в разделении детей по уровням готовности, а в определении индивидуально-своеобразного "психологического портрета" ребенка для дальнейшей работы с ним в процессе систематического школьного обучения. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств, прежде всего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы. Мы не ставили перед собой задачу разработки новых оригинальных тестов, так как это достаточно длительный и трудоемкий процесс, более того, для комплексной диагностики отбирались хорошо известные и апробированные на практике методики, составляющие "золотой фонд" отечественной детской психодиагностики. Комплексный характер методики обусловлен рядом моментов: - выделенные показатели готовности к обучению в школе являются базовыми качествами, характеризующими общий уровень психического развития, которые позволяют получить информацию о целостном развитии ребенка как индивидуальности: о характере его деятельности, особенностях личностно-мотивационной сферы, познавательных и психомоторных способностях, знаниях и умениях, о таких сложных интегральных качествах, как обучаемость, способность принимать задачу, произвольность деятельности; - наряду с тестовыми оценками диагностическая процедура предполагает использование экспертной оценки уровня развития ребенка воспитателями и родителями, это повышает надежность и объективность психологического диагноза и прогноза школьной успеваемости; - результаты диагностики являются основой для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей и планирования групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы в едином образовательном пространстве "детский сад - школа". Апробация диагностической процедуры проводилась на базе 25 образовательных учреждений при поддержке управления образования мэрии г..Ярославля. Методика стандартизирована на выборке детей от 5,5 до 7,5 года. Объем выборки стандартизации - 1500 человек. Составлены нормативные шкалы развития учебно-важных качеств для шестилетних (5,5 - 6,4 г.), семилетних (6,5 - 7,4 г.) и смешанной выборки (5,5 - 7,4 г.) детей, которые по возрасту могут быть зачислены в школу. Нормативные шкалы готовности к обучению в школе составлены на основе результатов диагностики в смешанной группе (шести-семилетние дети). Нижняя граница возрастной группы (5,5года) определена исходя из того, что диагностика готовности проводится приблизительно за полгода до начала школьного обучения (в марте-апреле), таким образом, дети 5,5 лет к 1 сентября достигают возраста, необходимого для зачисления в первый класс. Распределение результатов в каждой возрастной группе соответствует нормальному. Установлена прогностическая валидность методики по отношению к общей успеваемости и частным показателям усвоения чтения, письма и математики в 1 классе. Объем контрольной выборки - 100 человек, корреляция индивидуального индекса готовности к обучению в школе (ИИГ) с показателем усвоения чтения: r=0,54 (Р=0,99); с показателем усвоения письма: r=0,54 (Р=0,99); с показателем усвоения математики: r=0,56 (Р=0,99); с общим показателем успешности обучения: r=0,59 (Р=0,99). Содержательная валидность обеспечена отбором тестовых заданий на основе анализа содержания и условий обучения в первом классе. Диагностическая процедура состоит из шести этапов: I. Подготовительный этап (групповые консультации для родителей и воспитателей, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей). II. Групповая диагностика ("Графический диктант", "Графическая проба", "Рисунок школы", социометрия). III. Индивидуальное обследование (обучающий эксперимент; тесты: "Выраженность синкинезий", "4-й лишний", "Лесенка", "Зрительный анализ", "10 слов"; экспертная оценка). IV. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, подсчет индивидуального индекса готовности, заполнение психолого-педагогической характеристики. V. Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов. VI. Коррекционно-развивающяя работа с детьми. Таким образом, комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению предполагает проведение двенадцати методик, четыре из которых выполняются групповым методом (продолжительность обследования по каждой из них составляет 15-20 минут, количество детей в группе - 7-15 человек), шесть - в ходе индивидуального обследования (продолжительность обследования 30-40 минут), две методики проводятся в форме экспертной оценки уровня развития данного качества воспитателями группы и (или) родителями. Дополнительно могут быть использованы и другие методики (“Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека”, "Рисунок семьи", стандартная беседа Нежновой, тест на творческое воображение и др.), при построении индивидуального профиля готовности результаты этих тестов не используются, но могут быть полезны для заполнения характеристики, определения возраста поступления в школу и оптимальной программы начального обучения для данного ребенка. Данные психодиагностического обследования используются для комплектования первых классов, выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы с учащимися, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении в условиях семьи, дошкольного учреждения и школы. В условиях детского сада диагностика готовности детей к обучению в школе в одной группе занимает четыре недели, включая групповые и индивидуальные консультации для родителей и педагогов, заполнение характеристик и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет от 1 до 3 часов в день.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |