Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический план действий в защиту Черного моря




В международном сотрудничестве, которое ставит задачи устранить ущерб, нанесенный Черному морю хозяйственной деятельностью и пре­дотвратить его в будущем, участвуют специалисты шести стран: Болгарии Грузии, Румынии, России, Турции, Украины. Сотрудничество продолжа­ется уже 7 лет. Благодаря поддержке правительств этих стран, неправи­тельственных организаций, ООН, и Европейского союза они собрали ин­формацию и разработали Стратегический план действий по оздоровле­нию и защите Черного моря, который был принят в октябре 1996 г. и рас­считан на 20 и более лет.

Основная цель Плана — «создание здоровой обстановки и нормаль­ных условий жизни для населения, проживающего как в городской, так и сельской местности региона,, а также сохранение и поддержание био­логического разнообразия экосистемы Черного моря со всеми жизнеспо­собными популяциями высших организмов, включающих морских мле­копитающих и осетровых рыб, способных поддержать условия существо­вания населения за счет разумного рыболовства, аквакультуры и туриз­ма в бассейне Черного моря».

Выделено три главные задачи:

контроль над уровнем загрязнения моря;

сохранение и восстановление морских и прибрежных экосистем;


 

 

 

использование прибрежных территорий таким образом, чтобы не
навредить будущим поколениям.

Работы проводятся на основе некоторых важных принципов:

принципа упреждающего действия, основанного на том, что остано­вить загрязнение дешевле, чем ликвидировать его последствия;

принципа «загрязнитель платит».

План ориентирован на решение основных проблем Черного моря, которые сводятся к следующему:

1.Наибольший урон Черному морю наносят соединения азота и фос­фора, поступающие в огромных количествах с удобрениями, а также от бытовых и промышленных источников. Перенасыщенность биогенами вызывает эвтрофикацию, которая изменила структуру экосистемы Чер­ного моря. Соединения азота и фосфора поступают из источников в 17 странах бассейна Черного моря, особенно через речной сток. При этом на долю шести стран приходится около 70% общего количества веществ, поступающих в виде отходов. Почти все оставшиеся 30% поступают в море с водами реки Дунай.

2. Другой серьезной проблемой является бактериальное загрязнение моря вследствие сброса неочищенных или недостаточно очищенных сточ­ных вод. Бактериальное загрязнение создает угрозу общественному здоро­вью и, кроме того, может повредить аквакультуре. Отходы примерно 10 385 000 людей попадают в Черное море через канализационные систе­мы. Качество очистки сточных вод оставляет желать лучшего, а состояние изношенности канализационных систем тоже вызывает серьезные опасе­ния.,

3.Нефтяное загрязнение прибрежных зон Черного моря — третья важная экологическая проблема. Аварийные разливы нефти сравнитель­но невелики. Но если в открытой части акватории уровень загрязнения невелик, то в прибрежной части и в устьях рек в некоторых районах он совершенно недопустим. Каждый год около 30 000 т нефти поступает в море из городских канализационных систем, 15 500 т — от действующих промышленных предприятий, 53 000 т — с водами Дуная.

Загрязнение акватории другими токсичными веществами, такими как пестициды и тяжелые металлы, менее существенно для экосистемы Черного моря, хотя в зонах влияния источников загрязнения уровень его довольно значителен.

Современный уровень загрязнения радионуклидами сейчас не пред­ставляет опасности, по мнению специалистов, хотя он в два раза выше, чем в Средиземном море.

Можно говорить о биологическом загрязнении Черного моря, кото­рое проявилось появлением и массовым развитием вида Mnemiopsis Leidyi. Этот хищник размером до 15 см питается почти любыми животными, которые имеют меньшие размеры. По-видимому, он был завезен из вод Северо-Восточного побережья Америки, быстро размножился, так как не имел врагов, и стал доминировать в сообществе водных животных. Впер­вые он был обнаружен в 1986 г., но к 1990 г. его масса достигла величин,


сопоставимых с мировыми уловами рыбы. В результате появления этого вселенца-хищника изменилась структура экосистемы и был нанесен ущерб рыбному промыслу.

Еще один вид загрязнения Черного моря — твердые бытовые отхо­ды. Будучи практически закрытым водным объектом, Черное море очень чувствительно к подобного рода загрязнениям. Любой плавающий или полузатонувший предмет рано или поздно прибивается к берегу, где и скапливается мусор.

Стратегический план действий отвечает всеобщей озабоченности судьбой Черного моря в связи с продолжающейся деградацией рыболов­ства и предлагает комплексный подход к защите ландшафтов и биологи­ческого разнообразия. К 1999 г. страны уже собрали данные о состоянии экосистемы Черного моря и антропогенных нагрузках, выработали общую стратегию контроля за поступлением биогенных и химических веществ и договариваются о едином подходе к оценкам качества воды и стратегии постепенного сокращения сбросов.

Подготовлен перечень основных источников загрязнения, включаю­щий 60 наименований; ликвидация их должна стать приоритетной зада­чей для черноморских государств. К 2006 г. существенно снизятся сбросы загрязняющих веществ.

Каждые пять лет общие цели будут пересматриваться и приводить­ся в соответствие с изменением ситуации на Черном море.

Предусматривается проведение систематического мониторинга, ко­торый станет обеспечивать государства данными о том, отвечает ли ка­чество воды установленным требованиям. Пока такой системы монито­ринга нет. Предполагается, что страны-участники Плана введут полити­ку «загрязнитель платит*. При этом страны-загрязнители оплатят большую часть расходов на мониторинг загрязнения, введут строгие меры за неза­конный сброс отходов в море, которые будут поддерживаться законода­тельно.

Оздоровление моря, особенно в отношении эвтрофикации, потре­бует много времени.

Экосистема Черного моря не отличается большим биологическим разнообразием. Так, в частности, здесь обитает всего четыре вида морс­ких млекопитающих: обычный дельфин, афалина, обыкновенная морс­кая свинья и тюлень-монах. Эта экосистема довольно неустойчива, и изменения в ней происходят очень быстро. Некоторые животные, ранее жившие здесь, практически исчезли. Например, колония тюленей-мона­хов, обитавшая у побережья Болгарии, в 1936 г. насчитывала до 136 осо­бей, а к 1960 г. сохранилось всего 10 особей. Надежда встретить это жи­вотное сегодня очень мала.

Рекомендации ученых в отношении биологического разнообразия уже опубликованы при поддержке ООН. Наилучший способ сохранить биологическое разнообразие Черного моря — создать ряд заповедников.

В 1998 г. издана региональная Красная книга Черного моря.

Стратегический план направлен на восстановление и поддержку


 

 

 

живых систем Черного моря, однако государства пока не имеют единого правового механизма охраны растений и животных в Черном море. Единственным международным законом по защите и оздоровлению Чер­ного моря пока является Бухарестская конвенция 1994 г., касающаяся вопросов загрязнения. В то же время Черное море — единая система, це­лостность которой чрезвычайно важна для некоторых животных, напри­мер, дельфинов и мигрирующих рыб. Регулирование требует международ­ного сотрудничества, и Стратегический план создает механизм для такого регулирования независимо от национальных границ.

Стратегический план предусматривает создание условий для устой­чивого рыболовства. Защита рыболовства подразумевает систему органи­зации рыбного промысла таким образом, чтобы объем вылова соотносил­ся с состоянием запасов. Лучшей политикой будет недопущение «перело­ва» рыбы. Остаются трудными и требующими большой осторожности за­дачами оценка и прогноз состояния рыбных запасов. Желательно, чтобы государства черноморского побережья ускорили принятие Конвенции по рыбному промыслу, что позволит ввести региональную лицензионную систему и систему квот.

Аквакультура и туризм — виды деятельности, которые благотворно влияют на экономический рост в регионе. Во избежание вредных эколо­гических последствий этих видов деятельности они должны развиваться в соответствии с общими экологическими стандартами, которые установ­лены в 1999 г.

Программы ТАСИС и ФАРЕ Европейской комиссии ООН в насто­ящее время финансируют проекты по аквакультуре, которые реализуются в Болгарии, Украине и Румынии.

План действий охватывает все аспекты развития туристической де­ятельности, в том числе такую сравнительно новую отрасль, как экоту-ризм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.