Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение и анализ урока теоретического обучения




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

ЦЕЛИ РАБОТЫ: Формирование умений проводить наблюдение и анализировать содержание, организацию и методику проведения уроков теоретического и производственного (практического) обучения, освоение приемов деятельности педагога профессионального обучения и учащихся на уроке в образовательном учреждении начального профессионального образования.

В контрольной работе требуется:

· изучить и законспектировать краткие теоретические сведения;

· изучить порядок работы и методические указания;

· посетить урок, провести наблюдения, зафиксировать результаты наблюдений;

· провести анализ урока и оформить отчет.

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

В практической деятельности учебных заведений системы начального профессионального образования заметную роль играет такая коллективная форма методической работы, как посещение и наблюдение уроков. Для совершенствования учебного процесса имеют значение все виды посещения уроков:

– присутствие на уроках руководителей училища и высококвалифицированных педагогов для оценки уровня педагогического мастерства преподавателя и мастера,

– проведение опытными преподавателями и мастерами открытых уроков с целью демонстрации эффективности применяемой методической системы,

– взаимопосещение преподавателями и мастерами уроков друг друга с последующим обсуждением достоинств и недостатков проведенных занятий.

Педагог профессионального обучения должен иметь навыки наблюдения и умения анализировать уроки в профессиональном училище. Для формирования таких навыков и умений необходимы продолжительные упражнения.

Нередко приходится слышать оценки посещенных занятий, сделанные на уровне эмоционального восприятия (понравилось, не понравилось). Такой подход не позволяет совершенствовать учебный процесс, т.к. неизвестно, какой конкретно компонент учебного процесса нуждается в корректировке. Обоснованные выводы и рекомендации по совершенствованию урока можно дать только на основе всестороннего анализа.

Как показывает опыт, большинство студентов не умеют проводить анализ урока, прежде всего потому, что вообще не знают что такое анализ.

 

Анализом называют метод познания, при котором:

· сложный объект изучения мысленно или фактически разбивается на составные части;

· выделяются направления изучения каждой из этих составных частей (направления анализа);

· каждая часть рассматривается отдельно;

· фиксируются обнаруженные факты по каждой части;

· высказываются суждения об этих фактах;

· делаются умозаключения;

· на основании этих умозаключений делаются обобщения, которые, по сути, являются синтезом новых знаний об объекте.

Таким образом, анализ и синтез – это две неразрывно связанные между собой категории.

 

Схематично анализ можно представить так:

 

I II III IV V VI VII
Объект анализа Составные части объекта Направления изучения составных частей Факты Суждения Умоза-ключения Обобщение (синтез)
  1. 1.1 1.1 1.1 1.1 1.  
1.2 1.2 1.2 1.2
1.3 1.3 1.3 1.3
2. 2.1 2.1 2.1 2.1 2.
2.2 2.2 2.2 2.2
3. 3.1 3.1 3.1 3.1 3.
3.2 3.2 3.2 3.2
4. 4.1 4.1 4.1 4.1 4.
4.2 4.2 4.2 4.2
4.3 4.3 4.3 4.3

 

 

ПРИМЕР

I. Объект анализа: урок теоретического обучения.

II. Одна из составных частей урока: 1.Образовательная цель.

III. Одно из направлений изучения цели: 1.1.Правильность постановки цели.

IV. Обнаруженный факт: 1.1.Образовательная цель на уроке прозвучала так: «Изучить состав, свойства и применение легированных сталей».

V. Суждение: 1.1.Формулировка образовательной цели говорит лишь о содержании изучаемого материала, но не указывает на должный уровень усвоения учебного материала (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный). То есть непонятно как нужно усвоить изученное: на уровне узнавания; на уровне воспроизведения материала; на уровне применения знаний на практике.

VI. Умозаключение: 1.1.Образовательная цель поставлена недиагностично. По окончании урока невозможно провести контроль достигнутых результатов, т.к. неизвестно на какой уровень усвоения ориентировать контрольные задания. Поэтому нельзя сказать достигнута цель или нет. Невозможно также высказать мнение о правильности примененных методов обучения, потому что выбор методов, как известно, диктуется заданным уровнем усвоения учебного материала.

VII. Фраза к обобщению: Педагог не владеет методикой диагностичного целеполагания, что не позволяет ему сознательно отбирать содержание урока и правильно выбирать методы обучения.

 

В педагогической литературе описано четыре типа анализа урока.

Аспектный анализ посвящен рассмотрению какой-либо одной стороны урока. Например, наблюдение и анализ: а) самостоятельной учебной деятельности учащихся; б) осуществления индивидуального подхода к учащимся; в) психологического аспекта учебной деятельности; г) взаимосвязи общего и профессионального образования; д) реализации мотивационного обеспечения учебного процесса; е) реализации межпредметных связей; ж) использования средств наглядности и технических средств обучения и других аспектов урока.

Полный анализ включает такие виды анализа, как дидактический, психологический, воспитательный, методический и организационный. Применяется, как правило, при аттестации педагога.

Краткий анализ проводится для выяснения какой-либо частной характеристики урока, например, достигнуты ли цели урока, решены ли познавательные задачи, выполнен ли полностью план урока.

Комплексный анализ изучает основные компоненты учебного процесса: цели обучения, содержание обучения, организационные формы, методы и средства обучения на уроке. Кроме того, рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность этих компонентов. Таким образом, комплексный анализ подходит к уроку как к системе. Этот тип анализа получил наибольшее распространение, и он используется в настоящей контрольной работе.

Для лучшего понимания данного типа анализа ниже приведена его схема. Схема показывает лишь общий замысел процедуры, не претендуя на полноту информации: на схеме условно показаны по три направления анализа для каждого компонента урока (составной части объекта анализа), хотя на самом деле их значительно больше (они приведены дальше в методических указаниях).

 

Схема комплексного анализа урока

 

I II III IV V VI VII
Объект анализа Составные части объекта Направления изучения составных частей Факты Суждения Умозаключения Синтез
Урок 1.Цели правильность постановки         Общий вывод
понимание целей учащимися      
достижение целей и т.д.      
2.Содержание обучения соответствие целям        
соответствие программе      
систематичность и т.д.      
3.Органи-зационная форма целесообразность типа урока        
соответствие структуры типу      
распределение времени и т.д.      
4.Методы обучения целесообразность        
уровень владения      
результативность      
5.Средства обучения целесообразность        
готовность средств к уроку      
качество средств и т.д.      

 

Комплексный анализ предполагает специальную подготовку педагога, посещающего урок. Во-первых, необходимо усвоить квалификационные требования к будущей профессии учащегося в части знаний и умений по данному предмету. Затем следует изучить рабочую программу учебного предмета. Это позволит составить представление о месте урока в системе уроков по предмету. Во-вторых, перед началом занятий следует выяснить у преподавателя или мастера образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и сопоставить их с собственными представлениями о целях данного урока. В третьих, требуется уточнить индивидуальные особенности данной группы, которые учтены педагогом при методической разработке урока.

Важным условием продуктивности комплексного анализа является предварительное обдумывание посещающим тех компонентов учебного процесса, которые могут быть рассмотрены при посещении урока. К ним относятся: тип и структура урока, применяемые методы и приемы обучения, методика постановки познавательных задач, методика руководства и управления учебно-познавательной деятельностью, способы индивидуализации обучения, средства наглядности и технические средства обучения и т.д.

Выбор компонентов обучения, как известно, обусловлен целями обучения, содержанием обучения и не может быть произвольным. Это позволяет строить определенные прогнозы в отношении компонентов учебного процесса посещаемого урока.

Можно предполагать, что в большинстве случаев эти прогнозы не оправдываются, т.к. педагогические приемы многовариантны. Вместе с тем, предварительная подготовка к наблюдению и анализу занятия может лучше понять индивидуальную методическую систему педагога.

Организация посещения уроков в профессиональном училище для выполнения контрольной работы требует специальной подготовки.

Во-первых, учебное заведение следует выбирать в соответствии с профилем подготовки педагога профессионального обучения.

Во-вторых, совместно с администрацией учебного заведения необходимо определить, урок какого преподавателя общетехнического, общепрофессионального или специального предмета, а также мастера производственного обучения следует посетить.

В-третьих, непосредственно с преподавателем и мастером следует назначить время посещения и обсудить содержательные и методические особенности посещаемых уроков.

В-четвертых, перед посещением урока необходимо самостоятельно изучить сведения об уроке как основной организационной форме обучения; требования, предъявляемые к современному уроку; особенности урока производственного обучения; методику наблюдения и анализа урока, а также учебный материал, который учащиеся будут изучать на уроке.

 

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

 

1. Профессиональная характеристика профессии, по которой ведется подготовка учащихся в профессиональном училище.

2. Программа учебного предмета, урок по которому планируется посетить.

3. Учебная литература по предмету.


ПОРЯДОК РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 3769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.