Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Училища и родственной дисциплины вуза




Сравнение рубрик учебного предмета профессионального

 

Название предмета профессионального училища Название родственной дисциплины (родственных дисциплин) вуза
№ п\п Название темы Названия рубрик № п\п Название темы Названия рубрик
           

 

Сопоставление структур тематических планов и программ родственных дисциплин вуза и профессионального училища, в первую очередь, касается общепрофессиональных (общетехнических) дисциплин («Материаловедение», «Общая технология производства»). Для специальных предметов в силу специфики их содержания сопоставление рубрик проводят с соответствующими рубриками программ самых различных вузовских дисциплин (оборудование отрасли, технология отрасли, автоматизация производства, новые материалы, управление производством и т.п.). В основе предлагаемых сопоставлений лежит гипотеза, что в тематических планах и программах учебных дисциплин вуза в максимальной степени реализуются дидактические принципы научности, систематичности и последовательности. При этом считается, что если рубрики учебных программ сравниваемых предметов вуза и профессионального училища и их последовательность совпадают, то дидактические принципы выполняются. Однако, если в содержании и последовательности изучения материала есть различия, то это еще не означает, что нарушены дидактические принципы. Причиной несовпадения содержания рубрик учебных программ предметов вуза и профессионального училища могут быть различия в целях и задачах изучения учебного материала, различия в возрастных и познавательных возможностях студентов вуза и учащихся профессионального училища, требования технологии соответствующего производства. Эти причины в ходе анализа должны быть выявлены и сделаны заключения в отношении необходимости дополнения программы для НПО необходимым материалом (п. 2.1-2.4. табл. 4) и перестановки рубрик в тексте программы (п. 3.1 табл. 4).

Правильное решение о перестановке рубрик, а также тем в программе предмета, об оптимизации последовательности изучения материала (пп. 3.1, 3.2, 5.1 табл. 4) может быть принято с помощью построения и дальнейшего анализа сетевого графика, в котором выделены и глубоко обоснованы межпредметные и межтемные связи.

Сетевой график представляет собой графическую модель процесса обучения учащихся нескольким учебным предметам в течение всего срока обучения. На рис.4 представлен только фрагмент такого графика. Целесообразно строить сетевой график для небольшого числа одновременно изучаемых взаимосвязанных предметов (общетехнических, общепрофессиональных и специальных). Например, когда речь идет о подготовке наладчиков формовочных и стержневых машин,это могут быть такие предметы, как «Производственное обучение», «Материаловедение», «Основы литейного производства», «Формовочные машины и технологический процесс машинной формовки», «Наладка формовочных и стержневых машин».

Графическое изображение тематических планов учебных предметов позволяет наглядно представить последовательность расположения тем и распределение времени на изучение каждого предмета и всех предметов в целом как единой системы.

 

Недели   Дисциплины                                  
Производственное (практическое) обучение Тема 1 (название) Тема 2 (назв.) Тема 3 (назв.) Тема 4 (назв.) Тема 5 (назв.)
Технология отрасли (специальная) Тема 1 (название) Тема 2 Тема 3 (название)
Технология отрасли (основы) Тема 1 (название) Тема 2 Тема 3
Предмет «N» (общепрофессиональный) Тема 1 Тема 2 Тема 3 (название) Тема 4 Тема 5 Тема
                                                     

 

- межпредметные связи по содержанию

 

Примечания: 1. Сетевой график построен с соблюдением масштаба времени на первое полугодие учебного года.

2. Полные названия тем могут быть приведены в пояснениях к сетевому графику.

 

Рис.4. Фрагмент сетевого графика изучения предметов в профессиональном училище

 

На графике каждая тема изображена прямоугольником с указанием номера и названия темы. Длина прямоугольника пропорциональна продолжительности изучения темы. Над прямоугольником указывается период изучения темы в неделях. Наиболее информативной частью сетевого графика являются межпредметные связи по содержанию, выявленные с учетом хронологии процесса обучения. На графике они изображаются стрелками. Общий вид сетевого графика позволяет оценить правильность расположения учебного материала, его дидактическую и «технологическую» последовательность, устранить дублирование, создать стройную логику изучения материала путем перегруппировки тем в программе, обеспечить опережение изучения базовых знаний.

Метод сетевого графика максимально наглядно демонстрирует те последствия, к которым приведет, например, изменение последовательности изучения тем предмета (предметов), изменение количества часов на изучение той или иной темы, исключение или введение новых тем. Очевидно, что при этом стрелки, изображающие межпредметные связи, изменят свой вид (удлинятся или станут короче) или направление (вперед или назад). Таким образом, сетевой график может отображать не только сложившуюся систему межпредметных связей, но и возможности ее изменения в ходе корректировки содержания учебных предметов.

Это свойство сетевого графика позволяет строго контролировать процесс педагогического проектирования содержания с точки зрения его соответствия основным дидактическим принципам, своевременно выявлять случаи, когда попытки улучшить содержание одного из предметов, приводят к негативным последствиям по отношению к другим предметам, в том числе к нарушению логики их изучения, искажению хронологии межпредметных связей. Следовательно, сетевой график определяет границы возможной корректировки содержания предметов. Вместе с тем, он показывает, что эти границы могут быть раздвинуты при кардинальной переработке учебно-программной документации, например, при совершенствовании учебного плана путем изменения сроков и последовательности изучения учебных предметов.

В технологии разработки сетевого графика наиболее важным и сложным этапом является обнаружение межпредметных связей и внесение их в сетевой график в виде стрелок, которые должны быть направлены от логически предшествующего учебного материала (базового содержания обучения) к последующему. Выполняя данное правило нередко можно столкнуться с ситуацией, когда стрелки оказываются направленными справа налево. Это свидетельствует о нарушении хронологии изучения учебного материала, когда учебный материал изучается учащимися прежде, чем будут получены базовые знания, необходимые для его успешного усвоения. Такое нарушение дидактического принципа систематичности, последовательности и доступности требует корректировки содержания одного, а может быть и нескольких предметов.

При выявлении межпредметных связей следует иметь в виду, что их подразделяют на существенные (непосредственные), малосущественные (опосредованные) и несущественные. Наибольшее значение имеют первые их них, которые и указываются на сетевом графике. Кроме того, выделяют три типа межпредметных связей: по содержанию учебных предметов, по применяемым методам обучения и по общности организационных форм. При анализе учебной программы в первую очередь выявляют межпредметные связи по содержанию. Они имеют следующие разновидности:

· информационные межпредметные связи, когда информация о различных сторонах и характеристиках одного и того же объекта, явления или процесса изучается в различных предметах;

· понятийные и терминологические межпредметные связи, когда в различных учебных предметах используются идентичные понятия и термины;

· теоретические межпредметные связи, когда одни и тех же теоретические воззрения используются в различных предметах для объяснения различных объектов, явлений или процессов;

· межпредметные связи по формируемым навыкам и умениям, формирование идентичных навыков и умений осуществляется при изучении различных предметов.

Приведенная классификация межпредметных связей с учетом их значимости для построения сетевого графика позволяет выявить и нанести на график такое количество стрелок, которое бы при минимальном их числе в максимальной степени характеризовало взаимосвязь и взаимообусловленность содержания учебных предметов, что позволило бы провести необходимую корректировку этого содержания.

Выявление и описание межпредметных и внутрипредметных связей целесообразно проводить путем составления сравнительной таблицы 6. Она помогает не только разработке сетевого графика, но и позволяет проанализировать наличие в программе связи теории и практики (пп. 5.1 и 5.2 табл. 4).

Таблица 6

Сравнение рубрик близких по содержанию тем учебных программ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.