КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура модели
УЧЕБНОГО ПЛАНА
Ф – федеральный компонент учебного плана Н-Р – национально-региональный компонент учебного плана М – местный компонент
Рис.2. Структура модели современного учебного плана. Таблица 1 Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования
Местный компонент определяет содержание обучения конкретным профессиям и специальностям в зависимости от потребности заказчиков рабочей силы и возможностей учебного заведения. Другими структурными элементами модели учебного плана являются виды подготовки: общеобразовательная и профессиональная. В общеобразовательной подготовке выделены циклы учебных предметов: гуманитарный и естественнонаучный. В профессиональной подготовке также имеются циклы: общепрофессиональный и профессиональный. Для технических профессий дополнительно выделен общетехнический цикл. Гуманитарный цикл формируется на федеральном уровне и входит во все примерные учебные планы по различным профессиям в неизменном виде. Вариативность гуманитарного цикла обеспечивается за счет времени, отведенного на раздел «Предметы по выбору» или на раздел «Резерв времени» (национально-региональный или местный компонент учебного плана). Естественнонаучный цикл является дифференцированным по объему и содержанию в зависимости от исходного уровня образования выпускников школ, принимаемых на обучение, а также отраслевого профиля подготовки. Федеральный компонент цикла составляют предметы, отобранные из образовательных областей, определяемых Базисным учебным планом для старшей ступени средней общеобразовательной школы с учетом их значимости для подготовки по конкретной профессии. Вариативность обеспечена выделением в учебном плане «Резерва времени для повышения уровня естественнонаучной подготовки». Содержание резерва раскрывается учебным заведением. Предметы естественнонаучного цикла, не вошедшие в федеральный компонент, помещают в раздел «Предметы по выбору». Раздел «Профессиональная подготовка» является наиболее гибкой частью модели. Общетехнический и общепрофессиональный (отраслевой) циклы определяются на федеральном уровне. Содержание предметов общетехнического (для технических профессий) цикла унифицируется для группы отраслей (производств). Содержание предметов общепрофессионального (отраслевого) цикла определяется конкретным производством (видом деятельности) и отраслью, где применяется профессия, по которой идет подготовка. Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии. В соответствии с ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов широкого профиля, профессиональный цикл разделяется на базовый и специальный курсы. Содержание базового курса составляют общие основы профессии (теоретические и практические), на базе которых происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается быстрая адаптация работников в изменяющихся условиях производства. Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется лишь структура специального цикла – перечень обязательных предметов (специальные предметы, производственное обучение, практика). Специальный курс относится к национально-региональному компоненту и окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных предметов, обеспечивающих подготовку по специальности, или набору специальностей, требуемых в регионе. Формирование содержания общеобразовательной (профилированной) подготовки, а также содержания общетехнического (для технических профессий) и общепрофессионального циклов, отобранное с учетом специфики отрасли, приведет к созданию примерного для данной отрасли учебного плана обучения рабочих и служащих в учреждениях НПО. На этапе создания примерного учебного плана федеральным органом управления образованием формируется также перечень предметов, предлагаемых как предметы по выбору. В этот перечень включаются не вошедшие в гуманитарный и естественнонаучный циклы предметы, обеспечивающие базовый уровень среднего (полного) общего образования. Ниже (табл.2) приведен примерный учебный план для обучения профессии Мастер отделочных работ, который является хорошей иллюстрацией воплощения всех современных принципов разработки учебных планов для начального профессионального образования. Этот пример может использоваться практическими работниками системы НПО для создания примерных и рабочих учебных планов. Разработка рабочего учебного плана на основе примерного осуществляется учебным заведением и является последним этапом проектирования учебного плана. При этом предусматривается, что учебным заведением свободно выбирается ряд актуальных для региона предметов из федерального списка предметов по выбору. После выбора эти учебные предметы переходят в разряд обязательных для изучения. Перечень факультативных предметов определяется образовательными учреждениями самостоятельно, факультативные предметы являются не только свободно выбираемыми, но и свободно посещаемыми. При переходе от примерного учебного плана к рабочему учебному плану все его параметры конкретизируются. В рабочем учебном плане может отсутствовать деление предметов на федеральный и региональный компоненты. Такое деление необходимо только в модели для демонстрации разграничения полномочий между органами управления образованием различного уровня. В рабочих учебных планах по профессиям неиндустриального типа может отсутствовать общетехнический цикл (например, для профессий художественно-ремесленного профиля или обслуживающего труда). Один и тот же предмет, например материаловедение, в зависимости от того, общий ли это курс или профилированный для отрасли или профессии, может быть отнесен либо к общетехническим, либо к общепрофессиональным (отраслевым). Если в состав профессии входит только одна специальность, то базового курса в профессиональном цикле может не быть. Для других профессий базовый курс может быть представлен как несколькими предметами, так и одним, а также разделами производственного (практического) обучения, формирующими общепрофессиональные умения. Таблица 2
Примерный учебный план
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |