Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и разработка учебного плана




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

начального профессионального образования

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение модели учебного плана начального профессионального образования, выявление основных идей и принципов модели. Формирование умений анализировать и корректировать примерный учебный план НПО (или имеющийся рабочий учебный план). Формирование начальных навыков разработки фрагмента (в части профессиональной подготовки) рабочего учебного плана подготовки рабочих (служащих) в профессиональном училище.

 

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического), объем учебной нагрузки устанавливаются примерным учебным планом.

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении. Различают примерный учебный план и рабочий учебный план. В примерном учебном плане приводится лишь перечень предметов, периоды их изучения и объемы циклов (циклов и блоков) дисциплин и некоторых видов учебной работы. В рабочем учебном плане дается перечень учебных предметов; определяется порядок и последовательность их изучения; указывается количество часов, определенных на каждый предмет в неделю, в год и за весь курс обучения; перечисляются экзамены; устанавливается режим учебных занятий и структура учебного года (график учебного процесса).

Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объем, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов. К ним относятся: преемственность всех ступеней и видов образования в стране (принцип непрерывности), научность, систематичность, доступность, единство и взаимосвязь общего, политехнического (допрофессионального технологического) и профессионального образования. К этим традиционным принципам в последнее время добавились новые: профессиональная мобильность, унификация и дифференциация, интенсификация образования, вариативность и индивидуализация подготовки, интеграция образования, гуманизация и демократизация образования, гуманитаризация образования, повышение информационной насыщенности, информатизация образования и компьютеризация и др.

Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую структуру, которая позволяет формировать систему научных знаний и умений, их логическую взаимосвязь. До начала 1990-х годов в учебных планах выделялось два цикла. Один из них, общеобразовательный, был единым для всех рабочих профессий. В этом проявлялся принцип преемственности всех ступеней и видов образования в нашей стране. Предметы другого, профессионально-технического цикла формировались на основе квалификационной характеристики.

Современные процессы демократизации общества и системы образования потребовали выработать иные подходы к определению содержания НПО и формированию учебного плана. Обычно проектирование учебного плана включает три этапа: создание модели учебного плана, создание примерного учебного плана и создание рабочего учебного плана. Ученые и специалисты, занимающиеся проблемами подготовки рабочих и служащих, в середине 1990-х годов предложили принципиально новую модель учебного плана НПО, структура которой показана на рис.2. Эта модель учла все новые принципы, обеспечивающие гуманизацию образования. Среди них: вариативность подготовки за счет предметов по выбору и факультативных предметов, непрерывность и преемственность образования за счет профилирования дисциплин, профессиональная мобильность выпускников, демократизация (академические свободы) производственных и воспитательных отношений в образовательных учреждениях и другие. Такая модель учебного плана способна обеспечить возможность выбора разнообразных образовательных траекторий, учесть интересы личности, региона и национальные особенности территории. Данная модель (табл.1) вошла в состав ГОС НПО и стала нормативным документом.

Все содержание образования в модели учебного плана подразделяется на федеральный, национально-региональный и местный компоненты.

Федеральный компонент учебного плана, как стабильная, обязательная часть федерального стандарта образования, подлежит государственному регулированию и является обязательным для профессиональных учебных заведений, так как отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России.

Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих (служащих) в рамках государственных и негосударственных образовательных учреждений независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности.

Национально-региональный компонент отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и учитывает его национальные и территориальные особенности. Национально-региональный компонент стандарта разрабатывается органами управления образованием субъектов Российской Федерации и действителен только для конкретного региона (субъекта РФ).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.