Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа № 1




Изучение государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Анализ федеральных и разработка региональных составляющих профессиональной характеристики и содержания профессиональной подготовки рабочих (служащих)

по конкретной профессии (должности)

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО), профессиональной характеристики и содержания профессиональной подготовки рабочих (служащих) по предложенной профессии. Формирование умений анализировать и вносить региональные компоненты в профессиональную характеристику и содержание общепрофессионального и профессионального циклов подготовки.

 

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Организация и содержание обучения рабочих и служащих в учебных заведениях различных типов (профессиональных училищах с 1-3- годичным обучением, профессиональных лицеях, учебно-курсовых комбинатах, учебно-производственных центрах, технических школах и др.) определяется целями их профессиональной подготовки и отраженно в нормативной и учебно-программной документации. Для системы начального профессионального образования такими документами являются ГОС НПО (основные положения ГОС НПО; стандарты профессий: профессиональные характеристики, федеральный компонент содержания профессиональной подготовки), учебные планы и программы учебных предметов.

В 1994 году был разработан первый в России государственный образовательный стандарт начального профессионального образования, который определил основные документы, применяемые при организации и осуществлении учебного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Ниже приведены составные части ГОС НПО и их назначение. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что все документы стандарта подразделяются на две категории:

· документы, общие для всех профессий рабочих и должностей служащих («Основные положения ГОС», «Перечень профессии НПО», «Модель учебного плана»);

· документы, специфические для каждой профессии (стандарты конкретных профессий).


С О С Т А В Н Ы Е Ч А С Т И Г О С Н П О и их назначение:

 

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОС НПО. Этот документ определяет: Что такое ГОС НПО? Для чего он служит?
Какие документы входят в ГОС НПО?
Понятия «Федеральный» и «Национально-региональный» компоненты ГОС. Для чего они необходимы?
Что такое «квалификация» и «квалификационная структура профессионального образования России»?
Что такое «Перечень профессий НПО»?
Что такое «профессиональная характеристика»?
Что такое «содержание НПО»? Чем оно определяется?
Как обеспечивается выполнение ГОС НПО?
Основные понятия и термины ГОС НПО.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НПО. Он определяет: Какие профессии рабочих и должности служащих осваиваются в системе НПО («профессии по образованию»)?
Каково соответствие между профессиями НПО и «профессиями по труду», приведенными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих и должностей служащих?
Какова сложность профессии (ступень квалификации), какой исходный уровень общего образования требуется и какой уровень профессионального образования достигается?
Каков нормативный срок обучения?
3. МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Она определяет: Какие инвариантные структурные компоненты обязательно должны входить в учебный план?
Каков должен быть минимальный и максимальный объем подготовки (в часах) по циклам и некоторым предметам?
Как добиться профессиональной мобильности, широкого профиля подготовки и узкой специализации выпускников?
Как обеспечить единство образовательного пространства страны и учесть национально-региональные особенности?
4. ГОСы ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ, ВХОДЯЩИХ В ПЕРЕЧЕНЬ. В них определено: Каково назначение профессии?
Какова квалификация выпускника по данной профессии?
Что должен знать и уметь выпускник? Теоретические основы профессиональной деятельности и виды профессиональной деятельности (профессиональная характеристика).
Какие блоки, предметные области, учебные элементы и уровни их усвоения включены в «Федеральный компонент профессиональной подготовки»?
5. Другие документы ГОС НПО Требования к примерной учебно-программной документации. Процедуры проверки соответствия знаний и умений выпускников требованиям ГОС НПО. Требования к педагогическим кадрам системы НПО. Образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование.

 

Общие для всех профессии документы стандарта устанавливают ключевые понятия, такие как «государственный образовательный стандарт», «профессии НПО», «компоненты ГОС», «содержание НПО», «модель учебного плана», «структурные компоненты учебного плана», «профессиональная характеристика» и многие другие. Они требуют тщательного изучения, т.к. на современном этапе они регламентируют деятельность образовательных учреждений в части организации обучения, формирования учебно-программной документации, педагогического проектирования содержания обучения и образовательных технологий. Правильное применение документов стандарта возможно только при осознании того, что они, с одной стороны, ограничивают инициативу педагога, а с другой, предоставляют ему беспрецедентную (по сравнению с «достандартными» временами) свободу действий в рамках стандарта. Поэтому при изучении документов стандарта важно составить четкое представление о соотношении «жесткости» и «гибкости» учебного процесса, построенного в соответствии с требованиями ГОС. Здесь необходимо помнить, что ГОС определяет федеральный минимум требований к содержанию и другим составляющим учебного процесса, и что задачей педагога является не только выполнение этого нормативного минимума, но и разработка регионального компонента образовательной программы.

Одним из главных документов, определяющим содержание подготовки рабочих (служащих) в стандарте названа «профессиональная характеристика».

Профессиональная характеристика – это описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в экономике страны, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых. Профессиональная характеристика отражает наиболее общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии (безотносительно к разрядам, классам и категориям), а также требования к отдельным специальностям профессии. Она предназначена для научно обоснованного отбора содержания обучения профессиям, разработки системы контроля качества профессиональной подготовки, организации работы по профориентации, определения форм повышения квалификации рабочих и служащих. Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории Российской Федерации. Профессиональная характеристика в ГОС НПО содержит:

- название профессии;

- интегрируемые специальности;

- назначение и сферу применения профессии;

- основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей (требования к умениям);

- теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);

- требования к личности рабочего, уровню его общего образования;

- специфические требования.*

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены и расширены работниками образовательных учреждений с учетом региональных и местных особенностей, с учетом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей. При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям. Для дополнения профессиональной характеристики используются такие источники как: квалификационные характеристики, профессиограммы (при их наличии), а также данные изучения трудовых процессов, характерных для конкретной профессии, на местных предприятиях или в организациях и учреждениях.

Квалификационная характеристика - это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определенный уровень квалификации по конкретной профессии. Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг. Этот справочник составлен и регулярно дополняется при участии министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов на основе всестороннего изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих (служащих) на передовых предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей экономики.

В сборниках учебно-программной документации для учреждений начального профессионального образования, созданных до 1994 года, также содержались документы под названием «квалификационная характеристика», которые однако описывали более широкий круг квалификационных требований по сравнения с ЕТКС. В них были отражены намечающиеся изменения в содержании труда и функциях рабочих (служащих), обусловленные появлением новой техники и технологии. В связи с этим в квалификационных характеристиках предусматривались дополнительные требования к знаниям и умениям выпускников. Совмещенные профессии, профессии широкого профиля, которые получили распространение в системе профессионально-технического, а затем и начального профессионального образования в 1980–94 г.г., также оказали влияние на структуру и содержание квалификационной характеристики. Это легко обнаружить, сопоставляя тексты характеристик, приведенных в ЕТКС и в сборниках учебно-программной документации для профессиональных училищ, разработанных в тот период.

В 1980-х годах Всесоюзный научно-исследовательский институт профтехобразования предложил вместо квалификационной характеристики ввести в практику профессионально-квалификационную характеристику (профессиограмму). Она включала описание:

- социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;

- предметов, средств, продуктов, технологии и условий труда;

- содержания труда, трудовых функций рабочего;

- требований производства к общеобразовательной, общетехнической (позднее общепрофессиональной) и профессиональной подготовке рабочего;

- уровней квалификации (диапазона тарификации);

- психофизиологических особенностей профессии.

Нетрудно заметить, что профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих) и может способствовать более правильной организации учебного процесса. Однако составление профессиограмм оказалось достаточно трудоемкой процедурой, и в настоящий момент они разработаны для весьма ограниченного круга профессий.

В конце 90-х годов сотрудниками Уральского (ныне Российского) государственного профессионально-педагогического университета и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области был предложен образовательно-ориентированный подход к профессиографии, который позволил отразить в профессиограмме все стороны профессиональной компетенции работника. Элементы профессиограммы выполняются в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности и технологичности ее использования.

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, и имеющиеся в настоящее время профессиограммы описывают содержание профессионального образования лишь в самых общих чертах. Более подробно оно определено в стандартах конкретных профессий в разделе «Федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения». Этот фрагмент содержания НПО прописан в стандарте в виде предметных областей, смысл которых близок к понятию «учебные предметы», но чаще всего предметная область охватывает несколько родственных традиционных учебных предметов. В каждой предметной области приведены учебные элементы содержания профессионального образования, подлежащие обязательному изучению. Учебные элементы, называемые также дидактическими единицами, представляют собой изучаемые объекты, факты, явления, понятия, закономерности, процессы и их характеристики и т.п. Для учебных элементов стандартом нормированы уровни их изучения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия;

3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

Федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения должен быть реализован в каждом учебном заведении. Он представляет собой обязательный минимум содержания образования при обучении профессии, освоение которого позволяет выдать выпускнику документ об образовании, подтверждающий его квалификацию, соответствующую требованиям ГОС НПО.

Как уже отмечалось, федеральный компонент содержания профессиональной подготовки – это нормативный минимум содержания, выполнение которого гарантирует сохранение единого образовательного пространства страны, позволяет выдавать единый по всей стране документ об образовании и обеспечивает преемственность уровней и ступеней начального, среднего и высшего профессионального образования. Федеральный компонент содержания профессиональной подготовки опирается на профессиональные характеристики, приведенные в ГОС конкретных профессий.

Учитывая, что в ходе перспективной подготовки к занятиям педагог вносит региональные дополнения в профессиональную характеристику, это должно повлечь за собой соответствующие дополнения федерального компонента содержания профессиональной подготовки, адекватные национально-региональной специфике рассматриваемой профессии.

Следует иметь в виду, что федеральный компонент содержания профессиональной подготовки, может быть изложен не в одном документе, а в нескольких. Так в некоторых ГОС, например, для профессии «портной» приведен минимум содержания как общепрофессионального, так и профессионального блоков (за исключением предмета «Основы рыночной экономики и предпринимательства»). В других ГОС, например, для профессии «сварщик» сказано, что федеральный компонент содержания общепрофессиональных предметов: черчения, электротехники, материаловедения, охраны труда, основ рыночной экономики издаются отдельными выпусками. Таким образом, необходимо внимательно изучать пояснительную записку к ГОС для профессии, чтобы понять из каких предметных областей состоит федеральный компонент содержания и в каких документах он приведен.


ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

 

1. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. №215 «О введении в действие документов государственного образовательного стандарта начального профессионального образования».

2. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации и действующий на момент проведения работы.

3. Государственный образовательный стандарт по конкретной профессии.

4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (Общие положения ЕТКС, Выпуск с интересующей профессией или его фрагмент).

5. Профессиограмма профессии, если таковая имеется.

6. Сведения о трудовых процессах, характерных для анализируемой профессии, полученные студентами в период прохождения учебных (квалификационных) и технологической производственных практик.

7. Федеральный компонент содержания интересующего предмета, если он издается отдельным выпуском, т.е. отсутствует в ГОС по профессии.

8. Учебная и другая литература по тематике анализируемой профессии (при необходимости).

9. Литература, рекомендованная для выполнения лабораторной работы.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ:

 

1. Ознакомление со следующими документами государственного образовательного стандарта НПО:

· «Основные положения государственного образовательного стандарта начального профессионального образования» (включая «Основные термины и определения»);

· «Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования».

Результаты ознакомления заносятся в отчет в виде краткого описания. Следует указать: какие документы рассмотрены, кем они созданы, когда разработаны, для чего предназначены, какие основные разделы содержат, какие объекты стандартизации обнаружены в рассмотренных документах (профессии, специальности, уровни квалификации, квалификационные требования или общепрофессиональные и специальные параметры профессиональной деятельности, обязательные компоненты содержания, укрупненные учебные элементы, параметры качества усвоения документы государственного образца, контрольные процедуры, требования к педагогическим кадрам и др.).

2. Изучение государственного образовательного стандарта по назначенной преподавателем профессии. Ознакомление с пояснительной запиской. Анализ профессиональной характеристики и профессиограммы профессии (при ее наличии):

2.1. Изучение структуры профессиональной характеристики: определение основных знаний и умений[*]; выделение крупных блоков знаний и умений, относящихся к технике, технологии, сырью и материалам, экономике и управлению производством, и, возможно, других блоков в зависимости от особенностей трудовой деятельности по профессии. Установление приблизительного процентного соотношения количества квалификационных требований в различных блоках. Это соотношение будет использовано как базовая величина при анализе учебного плана в части изучения правильности соотношения объемов различных предметов или блоков родственных предметов.

2.2. Ознакомление с «Общими положениями ЕТКС». Выявление общих требований к квалифицированным рабочим, независимо от профессии. Ознакомление с порядком присвоения квалификационного разряда.

Сопоставление профессиональной характеристики ГОС НПО с тарифно-квалификационной характеристикой ЕТКС и профессиограммой (по возможности), выявление сходства и различий квалификационных требований, обоснование выявленных различий.

2.3. Сравнение результатов анализа с имеющимися у студента сведениями (производственным опытом) о трудовых процессах, характерных для данной профессии, выявление квалификационный требований к профессии, не вошедших в профессиональную характеристику.

2.4. Составление рекомендаций по внесению дополнений в профессиональную характеристику на основе сведений, полученных в п.п.2.1.-2.3.

3. Ознакомление с документом «Федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения» ГОС по конкретной профессии (профессию указывает преподаватель).

Если в ГОС по данной профессии отсутствует общепрофессиональный предмет, который будет анализироваться в последующих лабораторных работах, следует рассмотреть посвященный ему отдельный выпуск стандарта. Например, для профессии «наладчик формовочных и стержневых машин» в ГОС отсутствуют данные о содержании предметной области «Материаловедение». Поэтому необходимо изучить «Блок учебных элементов к Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по предмету «Материаловедение» (ОСТ 9 ПО 03.04.01 – 95).

Далее следует высказать мнение о полноте содержания данного предмета, имея в виду, что ранее в п.2.4. настоящей работы были сделаны рекомендации по внесению дополнений в профессиональную характеристику.

 

Результаты рассмотрения ГОС по профессии заносятся в отчет в виде краткого описания. Используя пояснительную записку к рассматриваемому стандарту, следует указать: какие документы рассмотрены, кем они созданы, когда разработаны, для чего предназначены, какие основные разделы содержат, какие объекты стандартизации обнаружены в рассмотренных документах (профессия, специальности, уровни квалификации, квалификационные требования или общепрофессиональные и специальные параметры профессиональной деятельности, содержание образования: циклы, блоки, предметные области, предметы, учебные элементы, уровни усвоения содержания, сроки обучения, уровень предшествующего образования и др.). В отчете также должны быть отражены рекомендации по дополнению профессиональной характеристики и Федерального компонента содержания интересующего предмета (например, «Материаловения»).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. С какой целью введена процедура стандартизации НПО?

2. Назовите документы ГОС НПО и их назначение.

3. Укажите назначение профессиональной характеристики и опишите её структуру.

4. Для чего вводится федеральный и национально-региональный компоненты государственного образовательного стандарта?

5. Что такое профессия? Чем профессия отличается от занятия, от увлечения?

6. Что характеризует ступень квалификации?

7. Чем профессиональная подготовка отличается от профессионального обучения?

8. Для чего назначаются уровни усвоения учебных элементов?

9. В чем отличие «профессии и специальности по образованию» от «профессии и специальности по труду»?

10. Какие документы ГОС определяют содержание профессионального образования?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

·Бажутин В.В., Кирикова З.З., Крохина Н.В. и др. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.–165с.

· Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. - М.: Экономика, 1989. http://www.instrukciy.narod.ru

·Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1996. - 228с.

·Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М.: Высш. шк. 1983.

·Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. – С.9-20

·Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования. http://www.edu.ru/db/portal/nach/standarts.htm

·Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. №215 «О введении в действие документов государственного образовательного стандарта начального профессионального образования». http://omsknpo.omskbars.ru/?topic=doc

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.