КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мастер отделочных работ (на базе основного общего образования
Для подготовки квалифицированных рабочих по профессии с получением среднего (полного) общего образования)
При разработке учебного плана учитывается, что изучение всех общепрофессиональных по своей сути предметов должно предшествовать специализации и опережать её хотя бы на небольшой отрезок времени. Последовательность изучения конкретных технологий выполнения работ по каждой из специальностей профессии и организация производственного (практического) обучения должны соответствовать основной образовательной идее, реализуемой учреждением начального профессионального образования (возможно параллельное, последовательное или концентрическое изучение специальных технологий). В учебных планах целесообразно избегать такого названия предмета, как «Специальная технология», лучше указывать её точное название, например «Технология массового пошива одежды», или «Технология малярных работ» и т.д. Переходя от качественной к количественной характеристике современных учебных планов, следует отметить, что соотношение часов, отведенных учебным планом на теоретическое и практическое (производственное) обучение, существенно зависит от характера профессии. С повышением уровня автоматизации и механизации работ и услуг возрастает роль теоретических предметов, а удельный вес практического (производственного) обучения уменьшается. Соотношение теоретического и практического (производственного) обучения в разделе «Профессиональная подготовка» колеблется для различных профессий от 1:3 до 1:2 без учета производственной практики по специальности. Число часов, отведенное учебным планом на практическое (производственное) обучение, от курса к курсу возрастает. Доля часов, отведенных на общеобразовательные и общепрофессиональные, а для технических профессий и общетехнические предметы, год от года уменьшается. Темпы изучения специального курса по теории, технологии и оборудованию конкретного производства товаров или услуг достигают максимума к середине всего периода обучения. Например, это происходит на втором курсе при трехгодичной подготовке. Такая схема распределения часов способствует реализации принципа единства и взаимосвязи всех видов обучения, установлению опережающих межпредметных связей теоретического обучения по отношению к практическому (производственному), формированию специальных профессиональных знаний на основе общепрофессиональных, которые в свою очередь базируются на общеобразовательных знаниях. Принцип систематичности (или правильнее – системности) ориентирует разработчиков учебных планов на то, что система профессиональных технологических знаний формируется у учащихся в результате изучения различных предметов, которые должны составлять стройную систему взаимосвязанных элементов. Эта взаимосвязь проявляется, прежде всего, в виде межпредметных связей. Системность образования нередко рассматривают как свойство, обеспечиваемое разносторонней подготовкой обучаемого, которая предусматривает рассмотрение одних и тех же объектов, фактов, явлений и процессов с различных точек зрения: с точки зрения теории, технологии, свойств материалов, интенсификации процессов, их автоматизации и т.п. Этот подход можно реализовать, увеличивая число предметов в учебных планах и уменьшая объем каждого из них. Но многопредметность затрудняет организацию подготовки специалистов и снижает эффективность решения задач обучения. Для разрешения этого противоречия целесообразно планировать загруженность учебными занятиями по предмету не менее двух часов в неделю и включать в учебный план интегрированные курсы, которые вбирают в себя учебный материал нескольких дисциплин. Нужно отметить, что интегративность в обучении не следует понимать только как создание новых учебных предметов. Интегративность - это не только взаимопроникновение, но и взаимообогащение учебных дисциплин. В этом главное отличие принципа интегративности от тривиальных межпредметных связей. В современных учебных планах интегративные предметы это такие как, например, «Технология отделочных работ», которая включает общие и специальные разделы. Принцип унификации и дифференциации реализуется путем создания унифицированных примерных учебных планов для групп рабочих профессий и примерной учебной программой документации, что позволяет сократить количество учебных планов и программ. Это улучшает организацию управления учебным процессом. Наряду с унификацией учебных планов и программ проявляется и их дифференциация, то есть учет специфики той или иной профессии и отражение этих особенностей в рабочих учебных планах и рабочих программах, которые отличаются в известной мере от типовых документов. При этом учитываются нужды предприятия-заказчика рабочей силы. Дифференциация осуществляется непосредственно в образовательных учреждениях в пределах, разрешенных нормативными документами. Структурирование учебного плана, обеспечение необходимых межпредметных связей непосредственно связаны со способом включения дисциплин в учебный план. В зависимости от срока обучения, времени, отводимого на изучение предметов и их перечня, применяют последовательный, параллельный и смешанный способы включения дисциплин. Целесообразность выбора того или иного способа обосновывается в каждом конкретном случае (рабочем учебном плане) с учетом принципа опережения базовой теоретической подготовки. Для некоторых профессий в ГОС НПО отсутствует примерный учебный план. В этом случае в каждом образовательном учреждении начального профессионального образования разрабатывается рабочий учебный план на основе модели учебного плана и с учетом рассмотренных выше дидактических принципов. Принимаются также во внимание рекомендации регионального органа управления образованием, в первую очередь сформированный в данном субъекте Российской Федерации национально-региональный компонент стандарта. Определенную помощь в разработке рабочего учебного плана может оказать знакомство с примерными рабочими планами для других (желательно родственных) профессий. Приведенные краткие теоретические сведения позволяют сделать следующее заключение. Анализ документов государственного образовательного стандарта НПО, профессиограммы, профессиональной характеристики и учебного плана - это начальный этап подготовки педагога к занятиям, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами. Перечень знаний и умений, приведенный в профессиональных характеристиках, тарифно-квалификационные характеристики ЕТКС, а также собственные сведения педагога о содержании трудовых процессов позволяют составить представление о содержании подготовки рабочего. В некоторых случаях педагогу для этого требуется дополнительно изучить состояние и перспективы развития производства и трудовой деятельности рабочих (служащих), как во всей отрасли, так и на конкретном предприятии (организации, учреждении). Анализируя учебный план, педагог получает необходимые данные о содержании подготовки рабочего, и определяет место интересующего его предмета в системе дисциплин учебного плана. В этом ему помогают установленные с помощью программ предметов межпредметные связи. Количество межпредметных связей, способ подключения предмета в учебный план, количество отведенных на предмет часов, распределение этих часов по курсам и полугодиям, вид итогового контроля знаний, а также данные профессиональной характеристики - всё это позволяет судить о степени значимости предмета и сделать заключение о назначении и месте предмета во всей системе подготовки рабочего (служащего). В результате анализа педагогу становятся понятны выработанная разработчиками структура учебного плана и те идеи и принципы, которые были заложены ими в основу данного учебного плана. Для систематизации, запоминания и использования в дальнейшей подготовке к занятиям по предмету все сведения, полученные при анализе документов ГОС и учебного плана, педагог заносит в пояснительную записку. Форму записей не регламентируют, и она может быть произвольной. Главное условие состоит в том, чтобы анализ был проведен по всем направлениям, и выводы в записке были достаточно аргументированы. Выполнить это условие в определенной мере поможет алгоритм деятельности педагога, приведенный ниже. Этот алгоритм следует рассматривать не как жесткое, обязательное для исполнения требование, а как ориентировочную основу деятельности. ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:
1. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. №215 «О введении в действие документов государственного образовательного стандарта начального профессионального образования». 2. Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации и действующий на момент проведения работы. 3. Государственный образовательный стандарт по конкретной профессии. 4. Комплект примерной учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в профессиональном училище (по конкретной профессии). 5. Рабочий учебный план для подготовки квалифицированных рабочих или служащих по конкретной профессии в образовательных учреждениях системы НПО (при отсутствии Комплекта примерной учебно-программной документации). 6. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. 7. Результаты лабораторной работы №1. 8. Литература, рекомендованная для выполнения лабораторной работы.
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1. Работа начинается с анализа модели учебного плана, который предполагает выделение структурных элементов модели и описание их. Затем необходимо установить какую роль играют эти структурные элементы, какие идеи и принципы они отражают. После этого следует выявить взаимосвязи элементов структуры друг с другом, и какие новые качества приобретает учебный план в результате этого взаимодействия. Важно показать все «степени свободы», которые имеет разработчик рабочего учебного плана, действующий в рамках рассматриваемой модели. На данном этапе надо продемонстрировать широкие возможности выбора образовательной стратегии: от углубленной общеобразовательной до углубленной профессиональной подготовки. 2. Дальнейшее выполнение лабораторной работы может проводится в зависимости от наличия учебных планов по заданной профессии: а) имеется примерный учебный план, рабочий учебный план отсутствует; б) отсутствует примерный учебный план, но имеется рабочий; в) отсутствуют и примерный, и рабочий учебные планы.
2а) Анализ примерного учебного плана. 2.1. Выделение циклов учебных предметов в примерном учебном плане, характеристика их объемов. Сравнение этих параметров с моделью учебного плана, выявление сходства и различий. Оценка целесообразности установленного в плане количества часов на циклы. 2.2. Выявление на основе имеющихся у студентов знаний межпредметных связей учебных предметов в примерном учебном плане по отношению к тому учебному предмету, который задан преподавателем и который в дальнейшем будет анализироваться в последующих лабораторных работах. Приведение примеров, иллюстрирующих установленные межпредметные связи. Построение схемы межпредметных связей по образцу, приведенному на рис.3. 2.3. Определение с помощью построенной схемы способа включения заданного учебного предмета в учебный план по отношению к другим предметам профессиональной подготовки. Оценка правильности предложенной в примерном учебном плане последовательности изучения учебных предметов. 2.3. Оценка отведенного времени на изучение отдельных предметов профессиональной подготовки, с учетом результатов анализа профессиональной характеристики (см. лаб. раб. №1). Сравнение объемов подготовки по различным предметам, оценка целесообразности предложенных объемов. 2.4. Определение места и роли заданного учебного предмета в системе дисциплин учебного плана. 2.5. Оценка реализации в примерном учебном плане концептуальных идей и принципов, заложенных в модель учебного плана (профессиональная мобильность, унификация и дифференциация, интенсификация образования, вариативность и индивидуализация подготовки, интеграция образования, гуманизация и демократизация образования, гуманитаризация образования, повышение информационной насыщенности, информатизация образования и компьютеризация). 2.6. Выработка рекомендаций по корректировке примерного учебного плана (изменение перечня предметов, количества часов, последовательности изучения и темпов изучения предметов, приведение его в соответствие указанным принципам).
Рис. 3. Пример изображения межпредметных связей «материаловедения» с некоторыми предметами профессиональной подготовки и схемы включения предмета «материаловедение» в учебный план.
2б) Анализ рабочего учебного плана 2.1. Выделение циклов учебных предметов и других элементов структуры в том числе предметов федерального, национально-регионального и местного компонентов, характеристика их объемов, сопоставление их с моделью учебного плана, оценка целесообразности установленного в рабочем учебном плане количества часов на циклы и курсы. 2.2. Выявление на основе имеющихся у студентов знаний межпредметных связей учебных предметов в рабочем учебном плане по отношению к тому учебному предмету, который задан преподавателем и который в дальнейшем будет анализироваться в последующих лабораторных работах. Приведение примеров, иллюстрирующих установленные межпредметные связи. Построение схемы межпредметных связей по образцу, приведенному на рис.3. 2.3. Определение с помощью построенной схемы способа включения заданного учебного предмета в учебный план по отношению к другим предметам профессиональной подготовки. Оценка правильности предложенной в примерном учебном плане последовательности изучения учебных предметов. 2.3. Оценка отведенного времени на изучение отдельных предметов профессиональной подготовки, с учетом результатов анализа профессиональной характеристики (см. п. 3.1). Сравнение объемов подготовки по различным предметам, оценка целесообразности предложенных объемов. 2.4. Выявление изменения темпов изучения различных предметов в те или иные периоды обучения. Объяснение полученных сведений с точки зрения необходимости первоочередного освоения базовых знаний. 2.5. Определение места и роли заданного учебного предмета в системе дисциплин учебного плана. 2.5. Оценка реализации в рабочем учебном плане концептуальных идей и принципов, заложенных в модель учебного плана (профессиональная мобильность, унификация и дифференциация, интенсификация образования, вариативность и индивидуализация подготовки, интеграция образования, гуманизация и демократизация образования, гуманитаризация образования, повышение информационной насыщенности, информатизация образования и компьютеризация). 2.6. Выработка рекомендаций по корректировке рабочего учебного плана (изменение перечня предметов, количества часов, последовательности изучения и темпов изучения предметов, приведение его в соответствие указанным принципам).
2в) Разработка фрагмента рабочего учебного плана (раздела «Профессиональная подготовка»). 2.1. Изучение макета рабочего учебного плана, который приведен ниже (табл.3). Выделение циклов учебных предметов и других элементов структуры в макете рабочего учебного плана, характеристика их объемов, сопоставление их с моделью учебного плана, оценка целесообразности установленного в рабочем учебном плане количества часов на циклы и курсы. Обоснование и внесение (при необходимости) изменений в количество часов на циклы и курсы в разделе «Профессиональная подготовка», сохраняя при этом неизменным общий объем этой подготовки. 2.2. Выявление на основе имеющихся у студентов знаний межпредметных связей учебных предметов, приведенных в макете рабочего учебного плана. Обоснование достаточности или недостаточности предметов, которые предложены в разделе «Профессиональная подготовка» в макете рабочего учебного плана. Внесение в случае необходимости дополнительных предметов в раздел «Профессиональная подготовка».
Таблица3
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |