КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематика занятий и их характеристика
Практикум по «Методике профессионального обучения» выполняется студентами как дневной, так и заочной форм обучения в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и предусматривает следующие виды учебных занятий: лабораторные работы, практические работы, индивидуальные занятия и самостоятельную работу. В зависимости от учебного плана и графика учебного процесса объем практикума может изменяться и включать не все лабораторные работы, описанные в настоящем учебном пособии. Практикум начинается с выполнения лабораторных работ, тематика которых приведена ниже. Первое занятие – вводное. На этом занятии студенты знакомятся с содержанием, основными целями и задачами практикума по МПО; со всеми видами учебной деятельности, предусмотренными в практикуме; с режимом работы на лабораторных и практических занятиях; с правилами оформления отчетных материалов и системой контроля и оценки качества учебной деятельности студентов, применяемой при изучении данного курса. Лабораторная работа № 1. Изучение государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Анализ федеральных и разработка региональных составляющих профессиональной характеристики и содержания профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа № 2. Анализ и разработка учебного плана начального профессионального образования. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа №3. Анализ и корректировка программы учебного предмета из раздела «Профессиональная подготовка» учебного плана подготовки рабочих (служащих) в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа №4. Анализ учебной литературы по предмету. Выбор основного учебника органолептическим методом. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа №5. Педагогическое проектирование учебного процесса. Разработка перспективно-тематического плана. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа №6. Наблюдение и анализ урока теоретического обучения. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Лабораторная работа № 7. Проектирование занятий в конкретной учебной группе. Разработка плана-конспекта урока. Рекомендуемая продолжительность работы – 4 часа аудиторных занятий и 4 часа самостоятельных. Предложенная последовательность лабораторных работ отражает реальную последовательность деятельности педагога профессионального обучения при подготовке к проведению занятий по предмету. Выделяют два этапа подготовки: перспективная подготовка и текущая подготовка. Перспективная подготовка проводится, как правило, задолго до начала учебного года без учета специфики конкретной учебной группы с ориентацией на среднего учащегося. Проектирование учебного процесса осуществляется с опорой на педагогические закономерности и дидактические нормативы. Основное внимание уделяется дидактическим вопросам: отбору содержания на уровне учебных программ, выбору основных методов и организационных форм обучения и пр. Важное место в перспективной подготовке занимает изучение комплекса учебно-программной документации, регламентирующей учебный процесс. В этот комплекс входят: государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (в том числе, профессиональная характеристика и примерный учебный план подготовки), программы учебных предметов и учебная литература. Изучение этих документов позволяет составить представление о содержании начального профессионального образования, выделить цели подготовки квалифицированных рабочих и служащих, предвидеть результаты подготовки, оценить качество учебно-программной документации, внести необходимые корректировки в её содержание. На этой основе педагог проводит серию работ по проектированию учебного процесса и учебно-материальной базы. Результатом перспективной подготовки является создание перспективно-тематического плана на основе оптимизации таких компонентов учебного процесса, как цели, содержание, организационные формы, методы и средства обучения. При текущей подготовке к занятиям педагог имеет дело с конкретной учебной группой. Это требует более детального проектирования занятий, включения в технологию обучения таких методических приемов, организационных форм и средств обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности, как всей группы, так и отдельных учащихся. Итогом текущей подготовки является тщательно проработанный педагогический проект, получивший название «план-конспект учебного занятия». Вся деятельность педагога, предшествующая проведению занятия, наглядно представлена схемой, изображенной на рис.1. При выполнении лабораторных работ по МПО студенты фактически проводят серию взаимосвязанных исследований и разработок, которые полностью вписываются в схему перспективной и текущей подготовки педагога к занятиям по предмету. Освоение этих этапов подготовки дает возможность студентам не только получить первоначальные навыки профессиональной деятельности, но и убедиться в научной обоснованности предложенного подхода. Это, в определенной мере, позволяет надеяться, что будущим педагогам удастся избежать волюнтаризма и примитивных решений при проектировании учебного процесса, которые нередко проявляются в среде педагогических работников системы профессионального образования, не имеющих специальной подготовки. В соответствии с количеством часов в учебном плане вуза, студенты выполняют лабораторные работы из предложенного перечня, с учетом логики проектировочной деятельности будущего педагога и соблюдения строгой последовательности выполнения работ. В случае недостатка учебного времени можно рекомендовать организовать проведение лабораторной работы № 5 во внеурочное время. Лабораторная работа №6 также может быть выполнена студентами самостоятельно при подготовке к следующему этапу практикума по «Методике профессионального обучения» – к проведению пробных уроков. Практические занятия проводятся обязательно после окончания цикла лабораторных работ. Они проводятся в форме ролевой педагогической игры, в ходе которой каждый из студентов проводит пробный урок в роли педагога в своей студенческой группе на основе тех разработок, которые были сделаны им при выполнении лабораторных работ. Другие студенты в это время выполняют роли учащихся профессионального училища, а также наблюдают и анализируют пробный урок. Каждый пробный урок завершается обсуждением и подведением итогов пробного урока. Самостоятельные занятия по дисциплине МПО предполагают домашнюю работу по изучению методических указаний к практикуму, теоретическую подготовку к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по лабораторным работам, подготовку к пробным урокам и выполнение домашних заданий.
Рис.1. Этапы подготовки педагога профессионального обучения к занятиям по предмету.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Подготовка к каждому занятию практикума осуществляется студентом самостоятельно и требует ориентировочно от 2-х до 4-х часов самостоятельной работы. Из этого времени некоторая часть расходуется на завершение отчета по уже выполненной работе, но большая часть времени предназначена для изучения теоретических сведений из настоящего учебного пособия, а также рекомендованной литературы. При работе с учебным пособием требуется не только ознакомиться с методическими указаниями, в которых описано содержание предстоящей лабораторной работы, но, что очень важно, повторить все предшествующие разделы учебного пособия, чтобы иметь целостное представление о взаимосвязанных темах практикума, знать назначение каждой темы в общей системе выработки навыков педагогической деятельности. Необходимо строго следовать требованиям, предъявляемым к содержанию работы и оформлению результатов. Следует особо отметить, что краткие теоретические сведения, приведенные в методических указаниях к каждой лабораторной работе, крайне ограничены. Для успешного прохождения практикума обязательным условием является изучение рекомендованной литературы и подготовка ответов на контрольные вопросы. Самостоятельная работа осуществляется студентами преимущественно в читальном зале библиотеки, так как литературные источники в большинстве своем имеют монографический или энциклопедический характер, либо представлены в виде журнальных статей. Работу в читальном зале целесообразно приурочить ко времени проведения преподавателем индивидуальных консультаций, чтобы иметь возможность обсудить с ним вопросы предстоящих занятий. Подготовленность студентов к занятиям практикума определяется качеством знаний не только по циклу психолого-педагогических дисциплин, но и по общеотраслевым и специальным отраслевым дисциплинам. При подготовке к практикуму студентам следует опираться на практические сведения, полученные при прохождении производственных практик, при изучении специальной литературы. Структура лабораторных занятий традиционна и включает вводное и текущее инструктирование, а также обсуждение результатов и подведение итогов. В ходе вводного инструктирования преподаватель оценивает степень подготовленности студентов к занятию, уточняет ход выполнения работы, указывает на наиболее сложные моменты и предостерегает студентов от возможных ошибок. Текущее инструктирование осуществляется индивидуально. В заключительной части занятия преподаватель подводит итоги, обобщает полученные результаты, оценивает работу каждого студента. Отчет студента должен содержать: - название и цели работы; - краткие теоретические сведения; - перечень материалов, использованных в работе: нормативные документы, дидактические и методические материалы, учебная литература и др. - описание наблюдений, сопоставлений, обобщений, выявленных закономерностей, обнаруженных фактов и т.п. в соответствии с предложенным в методических указаниях алгоритмом работы; - обоснование всех принятых решений при корректировке учебно-программной документации, при отборе содержания, выборе методов, организационных форм и средств обучения; - доказательства соответствия требованиям дидактики и технологии проектирования полученных педагогических продуктов (разработанных учебных планов, учебных программ и другой учебно-программной документации); - выводы по лабораторной работе, в которых необходимо отметить насколько удалось достичь поставленных в работе целей. В отчете необходимо обязательно высказать свое отношение к полученным результатам, определив степень их корреляции с существующими теоретическими воззрениями и педагогическими нормативами. При оформлении отчета требуется обращать внимание на фразеологию с точки зрения правильности речи, на морфологическую и синтаксическую грамотность. Изложение в отчете ведется от первого лица множественного числа в прошедшем времени. Следует учесть, что материалы отчетов по лабораторным работам потребуются студентам при выполнении курсовой работы, на педагогической практике для подготовки и проведения уроков теоретического обучения, при подготовке студентов к сдаче государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке и при работе над дипломным проектом (работой). Это требует особой внимательности и аккуратности при оформлении отчета.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |