КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксические средства высказывания
Лекция 8. Высказывание и мысль 1. Синтаксические средства высказывания. 2. Виды речевого высказывания и их структура. 3. Проблема понмания (декодирования) сообщения. 1. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. 1975. С.52-93 (висловлювання і думка). 2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М. 1974. Гл.XII (мова). 3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996. С.307-384 (мова і розвиток пізнання).
Слово (основная единица языка) является главным средством формирования понятия. Однако изолированное слово, которое может обозначить предмет или оформить понятие, еще не может выразить событие или отношение, сформулировать мысль. Для того, чтобы выразить мысль, оформить высказывание, нужна связь нескольких слов или синтагма, создающая целое предложение или высказывание. Переходя от анализа строения отдельных понятий к анализу процессов, лежащих в основе целых суждений, психология должна заняться изучением законов построения сочетаний слов, благодаря которым строятся высказывания, суждения и мысли. Не существует правил, позволяющих определить значение слова по его звучанию. Для каждого отдельного слова связь значения со звучанием должна быть заучена. Но если бы предложения строились из отдельных слов по тому же принципу, что и слова из отдельных звуков, язык лишился бы той бесконечной гибкости, которая делает его таким удобным средством выражения и передачи мысли. Кроме того, если бы надо было запомнить значение каждого предложения, то на это не хватило бы объема человеческой памяти: понадобилось бы хранить словарь со значениями всех возможных предложений! Язык устроен иначе. Значения отдельных слов, составляющих предложение, сочетаются по правилам грамматики, образуя значение всего предложения. Не получаем значение всего предложения, сложив просто значения слов, Между языком как механизмом именования вещей и языком как средством выражения мыслей о мире - огромная разница. Если в состав суждения входит больше двух понятий, первостепенную важность приобретают отношения между ними. В развитых языках существуют многообразные средства, превращающие сочетания слов в осмысленные высказывания. Три основных: флексии, служебные слова и положение слов в предложении. Собака, Джон, кусать - непонятно, кто кого кусает, надо знать правила построения осмысленной последовательности слов. Бесцветные багровые тучи яростно спят Наиболее простые высказывания, выражающие простейшую мысль, состоят, как правило, из сочетаний имени и глагола или имени и прилагательного (дом горит, слон добрый, в русском языке глагол есть опускается), варианты флексий (гор ит, гор ел), а также префиксы (за горелся, с горел) детализируют форму действий, которые обозначаются глаголом, придают ему характер, выражающий время и вид действия. Более сложные высказывания включают в свой состав нсколько слов; неодинаковые флексии уточняют те отношения, в которых стоят участвующие в данной фразе события (Собака у ку сила Джон а). Наличие сложной дифференцированной системы флексий позволяет выразить любые отношения, в которые вещи вступают друг с другом и составить матрицу тех объективных механизмов языка, которые позволяют формулировать любую мысль. Вторым синтаксическим средством, выражающим любые отношения вещей с помощью языковых конструкций, являются служебные слова. В сочетании с флексиями они отражают богатство как внешних, так и внутренних отношений между предметами. В глике с руповыми локсенами и кейтером мункните локсен в бамп и в гратце появится бим. Когда в сообщении осмысленные понятия заменены бессмысленными словами, в нем остается только информация об их отношениях. Ее носителем явялются служебные слова (в. с, и, а также словоизменительные морфемы). Они образуют в памяти основной каркас смысловой записи, характеризуя в общих чертах структуру запоминаемого события, сами понятия запоминаются лишь с помощью этого каркаса. Как получить бим? Где находится кейтер? Что является руповым? Что находится в глике? - на эти вопросы вполне осмысленно можно отвечать. Если убрать служебные слова: Глик руповые локсены кейтер мункнуть локсен бамп гратц появиться бим - смысл не улавливается. Если вместо бессмысленных поставить осмысленные слова, сообщение становится вполне понятным и без служебных слов: Комната голубой кружок торговый автомат опустить кружок щель выходной лоток появиться виноград. Многообразие и многозначность служебных слов практически делают язык системой кодов, дающих возможность формулировать любые отношения. Третьим способом выражения сложных отношений предметов при помощи языка является место слова в предложении (синтагма). В русском языке основное действующее лицо (субъект) стоит обычно на первом месте сочетания слов, а объект, на который направлено действие, на втором, поэту конструкции платье задело весло или весло задело платье имеют различные значения, несмотря на то, что оба включенных в предложение существительных здесь не имеют дифференцирующих флексий. Наряду с лексическими и морфологическими средствами языка стоят интонационные средства, а в письменной речи - пунктуация. Г.Остер: “Два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много разных разностей, и стали искать свою. Найди разность этих чисел”. “Мряка и Бряка пришли на поляну и стали прыгать. Мряка прыгнула на 7 лыгов, а Бряка на 8 лыгов. Сколько лыгов осталось нераздавленными, если всего на полянке сидели и тихо пели задумчивую песню 39 лыгов?” “Мряка друсит пусики. На друську одного пукиа Мряка тратит полдолгика. Сколько долгиков истратит Мряка на друську восьми пусиков?” “Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?” “Клюша наклюсюкал 256 парфусиков, а Плюша наплюфукал в 3 раза больше парфусиков, да еще и отнял у Клюши половину его парфусиков. Сколько парфусиков у Плюши?”
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |