КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эллинский шовинизм
Лекция 18. Греки и варвары Зарождение у греков этнического самосознания, проявившееся как в возникновении широких этнокультурных понятий «Эллада» и «эллины», так и в противопоставлении «эллинов» «варварам», относится к эпохе архаики. Ещё в гомеровских поэмах, записанных в конце этой эпохи, было трижды употреблено слово «Эллада» (IL. II, 683; Od. I, 340; XV, 80) и по одному разу — «эллины» (IL. II, 684) и «панэллины» (Ibid. 530). Это обстоятельство дало основание В. Йегеру утверждать, что в поэмах Гомера нашёл своё выражение «панэллинский дух», который «заставил греков в первый раз осознать, что они являются нацией». Однако впервые слово «эллины», или «панэллины», как общее самоназвание греков зафиксировано у Гесиода (Hes. Erg. 528) и Архилоха (Archil, fr. 54. Cf. Thuc. 1, 3; Strab. VIII, VI, б). Эти авторы, а также Гераклит (Heraclit. fr. 107 DK) стояли у истоков противопоставления эллинов варварам, которое в классическую эпоху породило такое явление, как эллинский шовинизм. По-видимому, первоначально этноним «эллины» объединял греков исключительно по лингвистическому признаку, т.е. на основании владения ими одним языком, общим для всех уроженцев Эллады. Происхождение понятий «варвар» и «варварский» носило вторичный, но тоже сугубо лингвистический характер. Уже в «Илиаде», где нет ни одного упоминания о «варварах», говорится о «варвароязыких» карийцах (П. II, 867. Cf. Od. VIII, 294). На раннем этапе формирования у греков этнического самосознания они называли «варварами» чужеземцев, которые говорили «непонятно», т.е. либо вовсе не знали греческого языка, либо недостаточно чисто и внятно на нём изъяснялись (Strab. XIV, II, 28). Впоследствии к лингвистическому значению понятий «эллины» и «варвары» добавились этническое и культурное, которые с течением времени довольно тесно переплелись. Некоторые греческие авторы иногда вполне отчётливо дают понять, какой конкретно смысл они вкладывают в эти понятия. Так, например, Геродот совершенно определённо выдвигает на первый план то лингвистическое значение в ущерб двум другим (Herodot. II, 158), то этническое, за которым следуют лингвистическое и культурное (Ibid. VIII, 144). Фукидид употребляет слово «варвары» в лингвистическом смысле (Thuc. II, 68), а Исократ, характеризуя эллинство, ставит на первое место культурный фактор (Isocr. Paneg. 50). Однако, как считает А. Тойнби, в большинстве случаев однозначно определить конкретное идеологическое наполнение противопоставляемых друг другу понятий «эллины» и «варвары» практически невозможно. По его мнению, к IV в. до н.э. оба понятия стали двузначными, т.е. употреблялись одновременно как в этническо-лингвистическом, так и в культурном смысле. Как считает Г. Диллер, вначале употребление греками слов «варвар» и «варварский» не было глубоко продуманным и осмысленным. Ему не сопутствовала рефлексия, и понятия «варвар» и «варварство» не несли в себе никакого идеологического заряда. Лишь со временем, а именно в период греко-персидских войн, греки пришли к осознанному, идеологически обоснованному и морально оправданному противопоставлению эллинов варварам. Впервые же оно появляется у Гекатея Милетского (см.: Strab. VII, VII, 1) и Геродота (Herodot. I, 60). Период греко-персидских войн стал переломным в истории отношений греков с другими народами. Тогда «национальный» подъём перед угрозой варварского нашествия, с одной стороны, породил идею «эллинского национального единства», а с другой — посеял в греках ненависть и презрение к варварам. В те времена такие этногеографические понятия, как Азия и варварский мир, в общественном сознании эллинов ассоциировались с Персией, победа над которой ознаменовала для них торжество эллинской цивилизации, т.е. культуры, идеологии, образа жизни и государственного устройства греков над варварством с его государственной идеологией, политическим строем, образом жизни, обычаями и установлениями. Для греков это была победа света над тьмой, свободы над рабством, — победа, преисполнившая их чувством собственного превосходства, непримиримой враждебности и глубокого презрения к варварам. Таким образом, если в эпоху архаики восприятие греками чужеземцев было сравнительно беспристрастным, то в период греко-персидских войн ситуация коренным образом изменилась. Тогда в глазах греков отождествились понятия «варвар» и «раб», а тезис о природном превосходстве эллинов над варварами стал активно использоваться представителями полисной интеллектуальной элиты в качестве идеологического обоснования «справедливости» рабства. Греческое чувство превосходства закономерно вызвало представление о «неполноценности» варваров. Это представление, аргументированное такими «научными» доводами, как «климатическая теория» (Псевдо-Гиппократ, Исократ, Аристотель и др.), надолго определило презрительное отношение греков к чужеземцам. Итак, с первой половины v в. до н. э. в массовом сознании греков укореняется тот шовинизм, который достигнет своего апогея через сто с небольшим лет, в канун похода в Азию Александра Македонского. К тому времени лучшие греческие мыслители во главе с Аристотелем создали теорию неполноценности варваров, их рабской природы и неспособности к нормальной политической жизни. Эта теория подводила идеологическую основу, с одной стороны, под развивавшееся рабовладение, а с другой — под воинственные устремления сторонников войны с Персией. В V— IVвв. до н. э. в общественном сознании греков постепенно формируется стереотип враждебного и презрительного отношения к варварам. Его формированию во многом содействовали представители греческой культурной элиты. Как отмечает Э.Д. Фролов, уже Эврипид «провозглашал принцип, исполненный столь же высокого патриотизма, сколь и самого откровенного и низменного шовинизма». Те же взгляды можно найти у Ксенофонта в «Греческой истории» и «Агесилае», у Исократа в «Панегирике» и «Ареопагитике», у Платона в «Государстве» и у Аристотеля в «Политике». В первой половине IV в. до н. э. рупором эллинского шовинизма был Исократ, приложивший немало усилий как к пропаганде идеи панэллинизма, так и к созданию из варваров в лице персов образа врага. Итак, к середине IV в. до н. э. отношение греков к чужеземцам было проникнуто ярко выраженным шовинизмом, возникшим в итоге «долгой и сложной трансформации идеи исключительности греков». Однако необходимо отметить, что, во-первых, далеко не все греческие авторы эпохи классики были шовинистически настроены по отношению к варварам. К этим авторам относятся, в частности, Эсхил и Софокл, Геродот и Фукидид. Во-вторых, с враждебностью и презрением к варварам греческие мыслители нередко сочетали глубокий интерес к самым разным сторонам жизни чужеземных народов. Прежде всего об этом свидетельствует расцвет ионийской этнографии в v в. до н. э. Далее, такие «ксенофобы», как Ксенофонт, Платон, Аристотель и Исократ, обращаясь к проблеме единовластия, не могли не принять во внимание феномен восточной деспотии, который наиболее зримо для них воплотился в державе персидского «царя царей». Исократ и Платон идеализировали государственный строй древнего Египта, Аристотель дал высокую оценку государственному устройству Карфагена, а Ксенофонт, воспевая аристократический этос в своей «Киропедии», использовал для этого факты из истории персидской державы. Кризис полисного строя стимулировал размышления греческих интеллектуалов о сильном властителе, который сумел бы сначала объединить под своей эгидой всю Грецию, а затем повести греков в поход против Персии. В результате стали предприниматься попытки создания своего рода «собирательного образа» идеального правителя, одно из наиболее ярких воплощений которого было осуществлено Ксенофонтом в фигуре Кира Старшего. Наконец, греческой литературе издавна была присуща традиция идеализации первобытных народов, населявших периферию обитаемого мира. По словам В.И. Исаевой, «греки презирали варваров как существ неполноценных, не достигших высот истинной культуры, и одновременно идеализировали патриархальные устои, сознательно приписывая отдельным этносам гораздо более низкий уровень развития, чем это было в действительности». Одной из причин возникновения у греков «культурного примитивизма» было «обаяние далёкого и необычного, стремление представить и даже испытать некий образ жизни, который по меньшей мере отличался от всего столь привычного облика бытия, каким он до сих пор представлялся тому, чьё воображение или чья деятельность были сильно стеснены на родине». Кроме того, под знаменем культурного примитивизма, по меткому выражению Д.П. Каллистова, «осуществлялся поход против античной цивилизации», — цивилизации со всеми её пороками, упадком нравов и социальной несправедливостью. Традиция идеализации «благородных дикарей» восходит к поэмам Гомера и Гесиода. Со временем в рамках этой традиции оформились два направления, которые можно условно определить как «мягкий» и «жёсткий» примитивизм. Мягкий примитивизм представлял собой идиллические картины из цикла легенд о Золотом веке и являлся идеализацией со знаком «плюс». В качестве примеров мягкого примитивизма можно привести описание феаков, эфиопов и гипербореев в поэмах Гомера. Жёсткий примитивизм означал органичное вплетение в ткань рассказа о быте и нравах «благородных дикарей» целого ряда достоверных деталей, сообщая тем самым идеализированной характеристике варваров немало реалистических черт. Это была идеализация со знаком «минус». Примерами жёсткого примитивизма являются описания обычаев и нравов таких народов, как скифы, геты и германцы. Важнейшей составляющей культурного примитивизма был тезис о моральном совершенстве «благородных дикарей». К примеру, со времён Эфора, положившего начало идеализации скифов, в античной литературной традиции бытовало расхожее представление об их «справедливости» и, как следствие, «непобедимости». Такие авторы, как Эфор, Феопомп и Эвгемер, идеализировали варваров прежде всего в целях морального воздействия на своих современников, нравы которых, по мнению греческих моралистов IVв. до н. э., под влиянием многочисленных пороков, свойственных культурному образу жизни, пришли в полный упадок.. Итак, «хорошая осведомлённость греков о быте и общественном устройстве некоторых племён и твёрдая вера в приоритет эллинов не помешали появлению представления об идеальных примитивных обществах с господством патриархальных устоев, поддерживающих равновесие как внутри себя, так и с окружающей средой. Конкретные, реально существующие племена превращались в собирательные образы». Идеализация «благородных дикарей» проводилась в русле критики издержек культурного образа жизни и, в частности, порчи нравов. Однако вместе с тем в античной литературной традиции всегда сохранялся баланс между мифом об упадке цивилизации и мифом о прогрессе. Таким образом, отношение греков к варварам в классическую эпоху было отмечено своеобразным дуализмом: с одной стороны, в массовом сознании и на бытовом уровне присутствовали враждебность и презрение, а с другой — в среде интеллектуалов нередко проявлялись интерес и уважение к древневосточным культурным традициям, а также тенденция к идеализации некоторых варварских народов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |