Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 7. Критерии выбора вида транспорта




ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИЧАСКОГО МАТЕРИАЛА

Тема 7. Критерии выбора вида транспорта.

Тема 6. Взаимодействие видов транспорта.

Тема 5. Понятие транспортных систем.

Тема 4. Магистральные виды транспорта.

Тема 3. Транспорт и окружающая среда.

Тема 2. Основные показатели, характеризующие работу транспорта.

Основные элементы транспортных систем. Понятие транспортного процесса. Показатели мощности технического оснащения транспорта. Объемные показатели перевозочной работы. Показатели качества технической работы транспорта. Показатели экономической эффективности работы. Показатели развития транспортной сети.

 

Объективный характер взаимодействия транспорта с окружающей средой и обществом. Компромисс позитивного и негативного воздействий. Ресурсный, экологический и социальный аспекты взаимодействия.

Понятие магистрального вида транспорта. История возникновения и развития, техническая платформа, подвижной состав, основные технологии перевозок, системы энергоснабжения, системы управления и обеспечение безопасности. Перспективы развития (по отдельным видам транспорта).

 

Основные элементы системы. Промышленные, муниципальные и энергетические транспортные системы. Новейшие транспортные системы и технологии.

Перспективы создания глобальных транспортных систем.

 

Объективные предпосылки взаимодействия различных видов транспорта. Технический, технологический, экономический и организационно-управленческие аспекты взаимодействия. Транспортные узлы и терминалы.

 

Понятие критерия доступности территории, срочности и экономической эффективности доставки грузов и пассажиров. Укрупненные модели выбора.

 

 

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (под­вижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необ­ходимо рассматривать транспорт как систему.

Система представ­ляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определен­ному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономи­ки, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, про­мышленный (технологический) и специализированный.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользо­вания. Общее пользование — это использование всех видов транс­порта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населе­нием. К ведомственному относят промышленный транспорт, об­служивающий конкретное предприятие и находящийся на балан­се этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после лик­видации производственных министерств понятия общего и не об­щего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного сред­ства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемеще­нии грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, уста­новленных заказчиком перевозок.

Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нор­мальное функционирование производственной и непроизводствен­ной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следо­вательно, является обслуживающей отраслью.

Отсюда и его специфическая роль в обеспечении роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную про­дукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуе­мой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быст­рой его доставки в комфортных условиях.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

Темпы развития транспорта должны несколько опережать по­требности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров яв­ляется серьезным тормозом в развитии экономики.

Недооценка роли транспорта в экономике приводит к отстава­нию отдельных отраслей промышленного производства и сель­ского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не по­зволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограни­ченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к мес­ту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.

Транспорт участвует в производственном процессе любого пред­приятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в сред­ства производства и процессы выработки товаров на тех предпри­ятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транс­порт является составной частью технологического процесса про­изводства данного продукта.

Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению гру­зов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, т.е. продолжает процесс производ­ства, доставляя товар в сферу потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.