КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы оценки конкурентоспособности
Существует несколько методов оценки конкурентоспособности: Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
Рисунок 15.7.Необходимость оценки конкурентоспособности.
Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции. Из всего множества существующих методов оценки конкурентоспособности я выделила на мой взгляд наиболее важные: уровень конкурентоспособности предприятия, уровень колебания прибыли предприятия и расчет занимаемой доли предприятием на рынке. «1. Коэффициент конкурентоспособности предприятия: K = Kr * KI, (15.1) где Kr – коэффициент эффективности; KI – коэффициент стратегического позиционирования. Эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием эффективности является прибыль предприятия. В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. 2. Отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации: r = В / З, (15.2) где В – выручка от реализации продукции; З – затраты на производство и реализацию продукции. 3. Немаловажную роль играет в оценке конкурентоспособности и оценка занимаемой доли рынка, которая рассчитывается по формуле: Д = В / V, (15.3) где: В – выручка от реализации продукции предприятия; V – объем рынка. 4. Однако объемы выручки по природе своей совершают бóльшие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует бóльшая колеблемость показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень: (15.4) (15.5) Чем выше значение показатель К, тем более конкурентоспособным является рассматриваемое предприятие» [3]. 1 5.6.Методы оценки конкурентоспособности продукции Так как и при оценке конкурентоспособности предприятия существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции: 1. Главным показателем определения конкурентоспособности продукции является расчетинтегрального показателя конкурентоспособности (К): К = Qп/Qэ, (15.6) где Qп и Qэ — сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно. Показатель позволяет увидеть, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 — неконкурентоспособным на данном рынке. 2. Дифференциальный метод Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле: (15.7) где: gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n — количество анализируемых параметров. В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец. В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок. Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем. На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле: (15.8)
где: Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n — число параметров, участвующих в оценке. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле: 15.9)
где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу. Полные затраты потребителя включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара: (15.10)
где: Т — срок службы; i — год по порядку. Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:
(15.11)
где: i = 1…n — число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1…n — виды продукции; Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Pij — конкурентоспособное значение i -го параметра для j -ой продукции; Pin — желаемое значение i -го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя; ẞi = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее); ẞi = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое)»[3]. Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений: · товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий; · товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий; · товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий. «Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке. По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения: · изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара; · изменить порядок проектирования товара; · изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж; · изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части; · изменить порядок реализации товара на рынке; · изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров; · изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков; · изменить систему стимулирования поставщиков; · изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров. 15.7. Оценка конкурентоспособности продукции и услуг по Бринку (факультативно) Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени. Условие конкурентоспособности товара в общем виде может быть представлено следующим соотношением: К = (Р / С) —>max, (15.12) где Р — полезный эффект товара; С — затраты на приобретение и использование товара. Определить, соответствует ли товар предприятия этому условию, можно только в процессе сравнения с другими представленными на рынке товарами. Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы: — выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определения конкурентоспособности товара предприятия (выполнен в подразделе бизнес-плана «Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов»); — определение набора сравниваемых параметров обоих товаров; — расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия. На рисунке 15.8. показана примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара. В процессе оценки конкурентоспособности товара прежде всего анализируются показатели качественных параметров, таких как нормативно-производственные и потребительские. Анализ нормативно-производственных параметров начинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности. Патент (от лат. litteralpatentes — грамота, patens — открытия) — 1) документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения. Если патентное право на использование этого объекта принадлежит определенному лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения автора патента; 2) документ, содержащий разрешение на занятие каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении платежа (патентного сбора). Патентная чистота - юридически закрепленная возможность свободно использовать технический объект в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов. В какой-либо другой стране этот объект техники может стать «нечистым», если он попадет под действие выданного в этой стране другому лицу патента или авторского свидетельства на аналогичный объект. Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения — 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (1) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру:
гдеqi — частный показатель по i-тому нормативному пара метру; — число нормативных параметров, подлежащих оценке. Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, изделие или товар в этом случае является неконкурентоспособным.
Рисунок 15.8. Примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара
Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства товара (технические характеристики, дизайн и т. д.). Экономические параметры — экономические свойства (составляющие цены потребления). Потребительским и экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок. Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру — отношение значений параметра товара и образца. Для экономических параметров сделать это просто, поскольку каждый из них имеет численное значение. Потребительским же параметрам, прежде чем определять параметрические индексы, надо присвоить численные значения. Если параметры не поддаются непосредственной численной оценке, то экспертным путем им присваивается балльная оценка. После определения параметрических индексов рассчитываются сводные индексы по потребительским и экономическим параметрам. Сводный индекс по потребительским параметрам:
где m-число анализируемых потребительских параметров; вес j-гo параметра (параметрического индекса); - значение параметрического индекса j-гo параметра. Сводный индекс по экономическим параметрам:
где 1 — число анализируемых экономических параметров; Yk— вес к-го параметра (параметрического индекса); Эк — значение параметрического индекса k-го параметра. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия: . (15.16) Таблица 15.7. Конкурентоспособность товара
Если интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия превышает единицу (К > I), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < 1, уступает, если К = 1 — находится на одинаковом уровне. Пример оценки конкурентоспособности товара (таблица 15.8). Интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,121. Анализируемый товар на 12,1% превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке.
Таблица 15.8. Пример оценки конкурентоспособности товара (Конкурентоспособность комплекта зимней спецодежды)
. Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия — это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготовлять и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходится работать. Показатель конкурентоспособности предприятия (П) может быть определен как произведение индекса конкурентоспособности товара или товарной массы (К) на индекс относительной эффективности производственной деятельности (Iэф.: П = К* I эф. (15.17) В качестве показателей эффективности деятельности предприятия могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость товаров и др.) Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия достаточно разнообразны: по сравнительным преимуществам, по факторам производства, по рыночным позициям фирмы, по качеству продукции, матричный метод. В практике бизнес-планирования оценка уровня конкурентоспособности предприятия производится преимущественно на основе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов. На западном потребительском рынке руководствуются тем, что качество изделий находится более или менее на одном уровне, поэтому особое значение приобретают другие стороны удовлетворения желаний потребителей: внешнее оформление, простота эксплуатации, известность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, быстрый и дешевый ремонт и техническое обслуживание. Вместе с тем используются показатели, характеризующие рекламную деятельность, организацию сбыта и т. д. На рынке изделий промышленного применения учитывается исключительность товара. Остальные показатели и их весомые коэффициенты зависят от вида продукции. Вместе с тем с точки зрения потребителя обычно на первое место выходит оперативность и надежность поставок, далее идут быстрота реакции на нужды потребителей, послепродажное обслуживание, репутация поставщика, низкая цена квалификация торгового персонала, товарный кредит и т. д. В таблице 15.9. представлены основные факторы которые могут быть использованы в ходе анализа. В каждом конкретном случае их выбор следует осуществлять с учетом особенностей. Таблица 15.9.Факторы конкурентоспособности предприятия
Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточно много. Действие их часто разно направлено, поэтому при определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщающие оценки. · метод суммы мест; · метод балльной оценки; · метод построения профиля требований; · метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов. Рассмотрим практику использования этих методов на конкретном примере.
Пример. Исходные данные для расчета представлены в таблице 15.10. Таблица 15.10 Исходные данные к примеру
Оценка конкурентов по сумме мест выполнена в таблице 15.11.
Наиболее сильный конкурент для анализируемого предприятия — фирма «Светлана» (сумма мест 12). Таблица 15.11 Оценка конкурентов по сумме мест
Балльная оценка конкурентов представлена в таблице 15.12. Таблица 15.12 Балльная оценка конкурентов
Построение профиля требований предполагает выявление, с одной стороны, показателей, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, показателей, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее. Построение профиля требований осуществлено для анализируемого предприятия — фирмы «Пушинка» и наиболее сильного конкурента — фирмы «Светлана» (таблица 15.13). Анализируемое предприятие является лидером по таким показателям, как доля рынка сбыта, средневзвешенные цены услуг, расходы на рекламу. В то же время оно отстает от конкурента по срочности исполнения заказов. Использование метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости показано в таблице 15.14. Относительный показатель преимуществ предприятия по сравнению с наиболее сильным конкурентом можно определить по формуле: П= , (15.18)
Средние экономические показатели, величины — среднестатистические показатели, определяемые как средние за несколько лет по ряду экономических объектов или по всей совокупности производителей и потребителей. Следует иметь в виду, что средние объемы производства, доходы и расходы населения, средняя заработная плата определяются не как средние арифметические и тем более не как полусумма крайних значений, а как средневзвешенные по всем производственным объектам, лицам и семьям, работникам, потребителям. Например, если один человек имеет годовой доход величиной в 6 тыс. долл., три человека — 10 тыс. долл. на каждого и еще два человека — 15 тыс. долл. на каждого, то их средний доход равен (6000 + 3 * 10 000 + 2 * 15 000): 6 = 11 000 долл. на человека.
Таблица 15.13 Построение профиля требований
где Бп — балльная оценка анализируемого предприятия, баллы; Бк — балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы. Относительный показатель конкурентных преимуществ фирмы «Пушинка» определен на основе данных метода балльной оценки с учетом коэффициента весомости:
П= (15.19) Показатель [(П—1) 100%] показывает превышение преимуществ предприятия над конкурентами. По данным зарубежной практики, если преимущества предприятия превышают преимущества конкурента на 30%, то это означает, что надо позаботиться об изучении существующего опыта работы на данном рынке, внимательно присмотреться к тому, как действуют конкуренты. При 30-50% предприятие занимает достаточно устойчивое положение на рынке. Превышение в 50—70% означает, что предприятие работает успешно и ему надо наращивать имеющиеся достижения. Если превышение больше 70%, то предприятие, по существу может контролировать рынок и сохранить завоеванные позиции. Таблица 15.14 Балльная оценка с учетом коэффициента весомости
В рассмотренном примере превышение преимуществ предприятия над преимуществами конкурента составляет 22%, следовательно, положение фирмы «Пушинка» на рынке недостаточно устойчивое. При оценке конкурентоспособности предприятия могут использоваться и оригинальные подходы. Пример. Фирма-производитель контрольно-измерительных приборов «а-инжениринг». Фирма имеет шесть конкурентов, выпускающих аналогичную аппаратуру. Технический персонал фирмы неоднократно посещал эти предприятия. Однако практически вся интересующая информация является коммерческой тайной и недоступна для анализа. Известны цены конкурентов на продукцию. В таблице 15.15 представлены цены на датчики давления, аналогичные нашему. Спектр цен распределяется на два основных уровня: больше 4 500 руб. за изделие и меньше 2 500 руб. за изделие. При продвижении товара фирмы на рынок избрана тактика следования за лидером. Предприятие выпускает оригинальный, но взаимозаменяемый датчик и выходит на рынок с более низкой ценой. Для оценки деятельности конкурентов была опрошена группа квалифицированных специалистов фирмы, которые посещали предприятия-конкуренты, встречались на выставках с их представителями и общались по телефону с отделами сбыта.
Таблица 15.15 Цены конкурентов на датчики давления
Им было предложено оценить деятельность предприятий по четырехбалльной системе. В таблицах 15.16, 15.17 представлены шкалы, по которым оценивались эффективность, репутация и объем реализации в сравнении с нашим предприятием. При этом наш уровень следовало оценить как удовлетворительный. Если параметр неизвестен, то следует ставить удовлетворительно. Если параметр неизвестен, то следует ставить удовлетворительно. Оценки экспертов по каждому предприятию складывались, а затем делились и определялась средняя величина экспертной оценки.
Таблица 15. 16. Шкала оценки эффективности и репутации
Таблица 15.17. Шкала оценки объемов реализации
В таблице 15.18 представлены результаты экспертной оценки деятельности предприятий-конкурентов по сравнению с нашей.
Таблица 15.18. Оценка деятельности конкурентов
Данные таблицы 15.18 показывают, что у нашего предприятия еще достаточно работы по достижению результатов конкурирующих фирм. Однако с учетом того, что предприятие только внедряется на рынок, данные показатели конкурентоспособности можно считать приемлемыми. Контрольные вопросы 1. В чем отличие ниши от сегмента рынка? 2. Перечислите последовательность этапов бенчмаркинга при разработке бизнес-плана. 3. Что такое конкурентоспособность предприятия? 4. Какие способы оценки конкурентоспособности предприятия вам известны? Раскройте их сущность. 5. Какие требования предъявляются к выбору факторов оценки конкурентоспособности предприятия в бизнес-плане? 6. Охарактеризуйте вероятные методы конкурентной борьбы в зависимости от степени доминирования фирмы на конкурентной карте рынка. 7. Какие вам известны недобросовестные методы конкуренции? Почему их использование нерационально в расчете на долгосрочную перспективу деятельности фирмы?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 19886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |