Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен




Понятие, виды и система цен.

Тема 21. Ценообразование на предприятии

Понятие, виды и система цен. Процесс ценообразования. Методы установления цен на продукцию. Формирование оптовых и розничных цен.

Цена и ценообразование — центральные элементы рыночной эко­номики. Цена является характеристикой товара на рынке и представ­ляет собой в общем случае денежное выражение его стоимости. В рыночной экономике осуществляется саморегулирование ценооб­разования (механизма формирования цены), т.е. установление цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, рас­пределения, обмена и потребления продукции и услуг.

Цена — это денежное выражение стоимости товара — про­дукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар [8].

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:

Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Сущность цен выражается в пяти функциях.

Учетная функция означает, что цена отражает общественно не­обходимые затраты на производство и реализацию туристских ус­луг.

Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, со­циальными группами населения.

Функция сбалансированности выражается в том, что посредством цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Функция регулирующая означает, что цена позволяет предприни­мателям выбрать наиболее доходную отрасль экономики. С помо­щью цен происходит «перелив» капиталов в отрасли экономики с высокой нормой прибыли.

Функция стимулирующая проявляется в том, что цена при опре­деленных условиях может стимулировать ускорение научно- технического прогресса, повышение качества туристских услуг, уве­личение объемов производства и спроса на них. Это связано с дифференциацией цен в зависимости от уровня качества услуг.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Рассмотрим классификацию на рисунке 21.1.

    Классификация цен  
• По способу установления и фиксации • С учетом фактора времени • По способу получения информации об уровне цены • В зависимости от вида рынка • Внутрифирменные цены • По условиям поставки и продажи • Мировые цены • По характеру обслуживания оборота • В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке  

 

 


Рисунок 21.1. Классификация цен по видам и разновидностям

 

 

Виды цен по характеру обслуживаемого оборота можно увидеть на рисунке 21.2.

 

 

Рисунок 21.2. Виды цен по характеру обслуживаемого оборота.

 

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в про­центах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне. Состав розничной цены приведен ниже в таблице 21.1.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производст­ву и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибы­ли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.

Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правитель­ством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изде­лия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие из­делия.

 

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) Налог на добавленную стоимость Наценки посреднических организаций Торговые наценки
Отпускная цена предприятия    
Оптовая рыночная цена
Розничная цена  

 

Таблица 21.1.Виды цен по стадиям ценообразования.

 

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка — 20%. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассор­тимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечи­вают им возмещение затрат, связанных с продвижением про­дукции от производителей к потребителям, и получение опре­деленной суммы прибыли.

Рассмотрим виды цен в зависимости от сферы регулирования на рисунке 21.3.

Виды регулируемых цен показаны на рисунке 21.4.

 

Рисунок 21.3. Виды цен в зависимости от сферы регулирования.

Рисунок 21.4. Виды регулируемых цен.

 

В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Прези­дента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

На рисунке 21.5 показаны цены в зависимости от территории действия.

 

 

Рисунок 21.5. Цены в зависимости от территории действия.

 

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тари­фов)» определены перечни продукции производственно-техни­ческого назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ пре­доставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.

«Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

ü газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

ü продукция ядерно-топливного цикла;

ü электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регули­руются Федеральной энергетической комиссией;

ü продукция оборонного производства;

ü драгоценные металлы и сплавы;

ü перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на же­лезнодорожном транспорте;

ü перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригород­ном сообщении) и др.»[2]

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют цены, которые показаны на рисунке 21.6.

 

 

Рисунок 21.6. Цены в зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара.

 

«Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно вклю­чаются в цену товара.

Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.»[8]

Классификацию цен по времени действия рассмотрим на рисунке 21.7. В классификации цен отдельно выделяются цены, использу­емые в статистике:

• текущие;

• средние;

• сопоставимые;

• неизменные.

Статистические цены являются обобщенными, агрегиро­ванными. Они позволяют анализировать и выявлять тенден­ции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.

 

 

Рисунок 21.7. Классификация цен по времени действия.

 

Любое предприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Оно должно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции в рамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынка предприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентному окружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, а иногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.