Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков




Предложение совершенно конкурентной фирмы

Прежде чем мы начнем анализировать поведение конкурентной фирмы (строить ее кривую предложения), необходимо более подробно охарактеризовать признаки совершенной (чистой) конкуренции:

- на чисто конкурентном рынке действуют так много продавцов (фирм) и покупателей, что каждый из них ничтожно мал относительно рынка в целом;

- продается (и покупается) однородная (недифференцированная) продукция;

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;

- продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга (нет возможности договориться о ценах);

- фирмы могут свободно (нет барьеров) входить в отрасль и вы ходить из отрасли.

Исходя из этих признаков, а также учитывая неспособность конкурентной фирмы влиять на цену, мы и будем анализировать поведение фирмы, сначала в краткосрочном, а затем и в долгосрочном периоде.

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Наша задача сводится к поиску ответа на вопрос, как фирма определяет объем производства при цене, которая задается рынком.

Ответ прост: поскольку фирма стремится к максимизации прибыли (минимизации убытков), она должна производить такой объем продукции, который при заданной рынком цене обеспечивает выполнение условия:

MR = MC.

Поскольку у конкурентной фирмы MR = P, то для нее условием максимизации прибыли служит равенство:

P = MC.

На рис. 5.4 а изображены кривые краткосрочных средних и предельных издержек конкурентной фирмы. На рис. 5.4 брыночные кривые спроса и предложения, взаимодействие которых определяет равновесную рыночную цену. Предположим далее (для простоты), что на рис. 5.4 б равновесие изменяется под воздействием неценовых факторов спроса (которые сдвигают кривую D 1 в положение сначала D 2, а затем – D 3).

Если на рынке установится цена Р 1, то фирма примет эту цену как данность и, руководствуясь условием максимизации прибыли P = MC, будет производить объем продукции Q 1 (Q 1 представляет собой координату точки пересечения кривой SMC и линии цены Р 1). При цене Р 1 > SАТС фирма может получать экономическую прибыль.

Следовательно, Р 1 – цена прибыльности.

Если на рынке установится цена Р 2, то фирма, руководствуясь условием максимизации прибыли, будет производить объем Q 2. Так как Р 2 = SАТС, то фирма не получит экономической прибыли, но сможет покрыть все свои издержки, включая нормальную прибыль.

Следовательно, Р 2 – цена безубыточности.

Если на рынке установится цена Р 3, то фирма, производя объем продукции Q 3, будет минимизировать убытки, так как SAVC = Р 3 < SАТС. Ее убытки в этом случае будут равняться постоянным издержкам TFC. Однако фирма может принять решение прекратить производство, тогда ее убытки также составят сумму равную TFC (напомним, что постоянные издержки фирма должна оплатить, даже если она прекращает производство – см. лекцию 4).

Следовательно, Р 3 можно назвать ценой прекращения производства.

Если Р 3 < P < P 2, то фирма в краткосрочном периоде будет производить продукцию, так как при P = MC она сможет полностью покрыть переменные издержки и хотя бы частично – постоянные.

Если Р < Р 3, то фирма, безусловно, прекращает производство.

Таким образом, часть кривой SMC, расположенная выше кривой SAVC, и есть краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы:

по каждой возможной цене (Р 1, Р 2, Р 3) конкурентная фирма предлагает объем продукции (Q 1, Q 2, Q 3), который соответствует условию максимизации прибыли.

Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

На рис. 5.5 а и 5.5 б показано достижение долгосрочного равновесия конкурентной фирмой.

В долгосрочном периоде при любой цене ниже Р 2 (например, при цене P 3) фирмы начнут покидать отрасль – на рис. 5.5 б это показано как сдвиг кривой предложения S 3 влево, например, в положение S 1. Это означает, что рыночное предложение сократится, что приведет к новому рыночному равновесию Е 1 и установлению более высокой цены Р 1.

При цене P 1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.

Следствием этого станет увеличение рыночного предложения (кривая S 1 сдвинется вправо в положение S 2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровне Р 2. Цена Р 2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки, включая нормальную прибыль.

Однако экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рис. 5.5 б кривая S 2 сдвигается в положение S 3). Рыночная цена упадет до Р 3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р 2.

Итак, при Р 1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р 2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получают нормальную прибыль; при цене ниже Р 2 фирмы начинают уходить с рынка.

Следовательно, долгосрочное равновесие конкурентной фирмы устанавливается в точке е (рис. 5.5 а), в которой P = MC = AC. Возможность достижения долгосрочного равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.

Итак:

1. P = MC = AC – определение долгосрочного равновесия фирмы – совершенного конкурента.

2. Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенную выше кривой средних издержек АС.

Предложение конкурентной отрасли (рыночная кривая предложения

На рис. 5.6 изображена типичная краткосрочная рыночная кривая предложения

(или кривая предложения конкурентной отрасли). Чтобы получить краткосрочную рыночную кривую предложения, нужно сложить краткосрочные кривые предложения всех фирм на данном рынке (по горизонтали).

На рис. 5.7 показана долгосрочная кривая предложения конкурентной отрасли (рынка), в которой средние издержки независимо от объема продукции остаются неизменными. Однако для большинства фирм характерен рост долгосрочных средних издержек. Такие отрасли имеют восходящую (эластичную) кривую рыночного предложения в долгосрочном периоде.

Эффективность конкурентных рынков

Независимо от того, является ли конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками, конечное положение долгосрочного равновесия для каждой фирмы будет иметь одни и те же характеристики:

P = MC = AC.

Это равенство выполняется только в условиях чистой конкуренции и означает эффективное использование ресурсов.

1) Рассмотрим первую часть равенства: Р = МС означает, что аллокация ресурсов эффективна (аллокативная эффективность). Аллокация ресурсов эффективна, если обеспечивает производство именно такого количества различных товаров и услуг, которое наилучшим образом соответствует структуре потребительского спроса. • Равенство Р = МС означает, что оценка обществом выгод от приобретения данного товара (Р) равна издержкам отказа от дополнительных единиц альтернативных товаров, которые возможно произвести из данных ресурсов (МС). На рис. 5.8 показано, как конкурентная фирма, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли, производит именно тот объем продукции Q 0, который оптимален для потребителей.

Любой другой объем продукции не соответствует аллокативной эффективности и не обеспечивает фирме получения максимальной прибыли:

1. Если фирма будет производить объем продукции Q 2, то MC > P – издержки отказа превышают оценку выгод, следовательно, в интересах потребителя необходимо сократить производство. Именно это и сделает фирма, стремясь к получению максимальной прибыли.

2. Если фирма будет производить объем продукции Q 1, то MC < P, и, следовательно, интересы потребителя требуют увеличения объема производства, что опятьтаки соответствует интересам конкурентной фирмы, стремящейся к получению максимальной прибыли.

2) Рассмотрим вторую часть равенства: Р = АС означает, что фирма, производя Q 0, не получает экономической прибыли (см. рис. 5.8), т.е. потребители оплачивают только издержки. Более того, так как при объеме производства Q 0 AC = МС, то средние издержки АС минимальны. Другими словами конкурентная фирма в долгосрочном периоде производит продукцию с наименьшими средними издержками, в этом состоит второй аспект эффективного использования ресурсов – производственная эффективность: Р = АCmin означает, что потребитель не просто оплачивает только издержки, а оплачивает их по минимуму.

Анализ рынков совершенной (чистой) конкуренции был бы неполным, если бы мы не упомянули об ограниченности совершенной конкуренции:

- есть товары и услуги, на производство которых конкурентные рынки не выделяют ресурсов (общественные блага);

- рыночные кривые предложения и спроса не в полной мере отражают все общественные издержки и выгоды (проблема внешних эффектов) от производства и потребления некоторых товаров и услуг – конкурентные рынки не могут выделить того объема ресурсов, который действительно необходим обществу;

- конкурентные рынки исключают дифференциацию продукта, следовательно, не могут удовлетворить потребности различных индивидов во всем их многообразии;

- конкурентные рынки не обеспечивают справедливого распределения дохода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.