Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночная власть и монополия. Четыре модели рынка




Чистая монополия. Естественная монополия.

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.

Выручка и прибыль. Условие максимизации прибыли.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночная власть и монополия. Четыре модели рынка.

5. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночная власть и монополия

С точки зрения выбранного критерия структуризации рынка (способность фирмы влиять на рыночную цену продукта), существующие рынки продуктов можно отнести либо к рынкам совершенной конкуренции, либо к рынкам несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции состоит из очень большого количества продавцов и очень большого количества покупателей, ни один из которых не может оказать никакого влияния на цену. Следовательно, фирма – совершенный конкурент (или просто конкурентная фирма) принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от объема производства. Другими словами, конкурентная фирма является ценополучателем (price taker). Кто же дает эту цену? Разумеется, рынок: в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения устанавливается равновесная рыночная цена, которую и принимают конкурентные фирмы.

В действительности на большинстве рынков либо покупатели, либо продавцы берут в расчет свою способность воздействовать на цену. Такие рынки называются рынками несовершенной конкуренции.

Способность влиять на цену называется рыночной властью или властью над рынком.

В данной лекции нас интересуют продавцы, способные влиять на цену своей продукции, т.е. фирмы – несовершенные конкуренты (price searchers – ценноискатели).

Существуют три модели рынков несовершенной конкуренции:

• чистая монополия (максимальная рыночная власть);

• олигополия (значительная власть над рынком);

• монополистическая конкуренция (власть над рынком минимальна).

Четыре модели рынка

В итоге мы имеем следующую структуру рынка (по возрастанию способности влиять на рыночную цену):

1. Совершенная (чистая) конкуренция;

2. Монополистическая конкуренция;

3. Олигополия;

4. Чистая монополия.

Способность (или неспособность) влиять на цену является внутренним свойством фирмы, принадлежащей к той или иной модели рынка, и проявляется в целом ряде внешних признаков, таких как количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможность вхождения в отрасль.

Поведение фирм, принадлежащих к различным моделям рынка, может сильно различаться, но есть кое-что, их объединяющее. Речь идет о стремлении к максимизации прибыли.

Мы предполагаем поэтому, что поведение любой фирмы рационально, т.е. направлено на максимизацию прибыли. Прибыль же, как известно, представляет собой разницу между общей выручкой и общими издержками. Анализ издержек проведен в прошлой лекции. Осталось проанализировать общую выручку (валовой доход) и другие формы выручки (дохода).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.