КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты и субъекты управления собственностью. 1 страница
1.1 Собственность как экономическая категория. Отношения собственности – субъект – объект собственности, субъект – субъект. Собственность – это принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам (физическим и юридическим) в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как права по трем полномочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом. Право владения – это предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получении от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих целях. Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Собственность связанна с вещью (материальной или нематериальной) – предметом присвоения, но одновременно она представляет собой и отношения между людьми по поводу этой вещи. Формирование и определение понятия «собственность» уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, например, определение собственности, данное Аристотелем. Отождествляя собственность с имуществом, он писал: «имуществом мы называем все, стоимость чего измеряется деньгами» (Аристотель. Соч., т. 4, М., 1994, с.121). В современном мире отношения собственности – это прежде всего экономические и юридические отношения, точнее экономические отношения собственности предстают в юридическом обличии. Экономические отношения собственности – это совокупность всех экономических отношений, включая отношения производства, распределения, обмена и потребления, взятых в их целостности. Юридические отношения собственности – это совокупность отношений владения, пользования и распоряжения, формирующих и закрепляющих экономические отношения в нормах права. Владение в этом контексте – это определение собственника вещи. Пользование – это извлечение полезных свойств вещи в процессе ее личного или производственного потребления. Распоряжение – возможность решать вопрос о судьбе вещи путем совершения соответствующих юридических актов (продажа, аренда, залог и пр.). Экономические и юридические отношения собственности составляют стуктурообразующую основу системы общественных отношений и общества в целом. Русский философ В.С. Соловьев относил собственность наряду с экономической жизнью и правом к нравственности и психологии. Он считал, что «неотъемлемое основание собственности, как справедливо признают все серьезные философы новых времен, заключается в самом существе человеческой личности» (Русская философия собственности, Спб, 1993, с.167). Социальное неравенство, позволяя одним присваивать труд других, утверждает себя как частичную собственность. В зависимости от возможности присвоения чужого труда и действительного его присвоения выделяются два вида частной собственности: эксплуататорская и трудовая, основанная на собственном труде.[1] Отношения собственности присущи человеческому обществу с самого начала его зарождения. Это один из краеугольных камней человеческого бытия. Категория «собственность» исторически вошла в оборот задолго до того как возникла экономическая теория в качестве особой отрасли науки. И в самом начале зарождения науки собственность стала официальным объектом философии и права, например, Римское право уже определяло понятие собственности и связанных с ней основных отношений: владения, пользования и распоряжения. По мере развития цивилизации изменялись способы закрепления этих отношений собственности: от традиций и обычаев до норм права, установленных государством. Изменялись формы отношений собственности, но их суть оставалась одна: собственность – это отношение к вещи как к своей. Господствующая в обществе система отношений собственности является основой формирования не только экономических отношений, экономического строя, но и всей политической и социальной системы государства по принципу: у кого собственность, у того и власть. Собственность характеризует принадлежность вещи одному лицу. Субъект собственности (собственник) – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право владения, пользования и распоряжения собственностью. Объект собственности (вещь) – это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности часто называют собственностью, имея в виду как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности. В понятие «отношения собственности» входят, с одной стороны, отношения собственника к своей вещи, т. е. имущественные (субъектно – объектные) отношения, с другой стороны, отношения между субъектами собственности (т. е. субъектно – субъектные отношения), которые отражают имущественные отношения (имущественные взаимосвязи) между субъектами. Это последняя группа отношений собственности имеет социально- экономический характер и определяет прежде всего формы распределения средств производства и продукции, доходов и других ценностей между собственниками.[2] Рассмотрим более подробно основные типы отношений собственности: субъект собственности – объект собственности и субъект собственности – субъект собственности. На рис. 1.1.1 представлена общая схема субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношений собственности.
Рис. 1.1.1 Общая схема субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношений собственности.[3] Основной предпосылкой эффективного ведения экономики страны служит четкое выделение субъектов и объектов собственности и установление законодательно закрепленных прав, обязанностей, норм и правил как основы отношений между ними. Отношения субъект собственности – объект собственности Существует множество объектов собственности. Среди них есть более важные и менее важные. Например, в настоящее время в мире для государств более важными объектами собственности являются природные ресурсы (война в Ираке), интеллектуальная собственность (экспорт молодых научных кадров из России), информация и управление (XXI век – век информации). Для разных субъектов собственности более важные и менее важные объекты собственности будут различными. Говоря о связях между субъектами собственности и объектами собственности необходимо выделить меру обладания объектом собственности со стороны субъекта собственности и вид функций, реализуемой субъектом в процессе отношений собственности. Важно так же разобраться в соотношениях различных аспектов права собственности: права владения, пользования и распоряжения. Владение – это исходная форма права собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности и факт реального обладания объектом собственности. Владение является первичной и главной формой собственности. Она выражает номинальное право и практическую возможность использовать искомый объект собственности. Однако эта возможность использования объекта собственности не всегда реализовывается. Владелец в этом случае только формально владеет, но не пользуется и не знает как пользовать, а иногда и не стремиться к этому. Однако чаще бывает наоборот: функции пользования и распоряжения объектом собственности отделены от юридического владельца собственности. Например, государственные предприятия, принадлежащие народу, находятся в пользовании и распоряжении генеральных директоров, которые много лет присваивают себе доходы от использования и распоряжения ими не платя или платя мизерные дивиденды государству. Пользование – это использование объекта собственности в соответствии с его назначением. Пользоваться объектом собственности может и сам собственник или какой-то другой субъект в соответствии с договором, заключенным с собственником. Распоряжение – это наиболее важный аспект отношений собственности, дающий собственнику возможность продать, передать, преобразовать, или ликвидировать объект собственности. Делегирование, передача прав распоряжения объектом собственности означает по сути передачу полномочий собственника другому субъекту. Имеются формы ограниченного распоряжения объектами собственности, например, право хозяйственного ведения, на котором находится имущество государственных предприятий или право оперативного управления, на котором находится имущество государственных учреждений. Круг собственнических полномочий государственных и муниципальных предприятий, которым представлены отмеченные права, закладываются в уставы этих предприятий, которые в свою очередь, утверждаются уполномоченными органами государственного управления.[4] Еще одним аспектом отношений собственности – субъект – объект является экономическая ответственность субъекта собственности (или другого субъекта, которому собственник дилигировал свои правомочия и ответственность). Эта экономическая ответственность выражается в потери доходов в основном от нерадивого использования объектов собственности. Отношения субъект собственности – субъект собственности Эти отношения возникают в условиях, когда приходиться делить уже созданную, имеющуюся собственность или собственность, которая будет в будущем произведена. В этом случае использование объекта собственности сопровождается распределение или перераспределением собственнических функции между двумя или несколькими собственниками – субъектами, а так же другими заинтересованными субъектами (например: государством, которое ждет поступления налогов от предприятий и граждан).
1.2 Государственная и муниципальная собственность как объект управления. Форма собственности определяется видом прав владельцев на определенный объект собственности, которые признаются конституцией РФ. Существуют следующие равноправные основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная. Имеются и другие формы собственности, как, например, собственность общественных организаций.[5] В практике хозяйствования можно встретить как отдельные формы собственности, так и их: смешанные формы. Формы собственности закреплены в стране законодательно, они, как было отмечено выше, равноправны и постоянно развиваются. Развитие, в том числе, трансформация отношений собственности является одним из важнейших элементов развития национальной экономики, главными чертами которой должны стать эффективность и конкурентноспособность. Для понимания сущности происходящих процессов развития отношений собственности и российской экономики в целом необходимо анализировать весь комплекс экономических, социально-политических, административных, гуманитарных и других взаимосвязанных проблем, так как все в этом мире взаимосвязано и ничего нет случайного. Процесс первоначального накопления капитала на основе «свободного предпринимательства» после политических преобразований 1991 г. и приватизации имущества государственных предприятий и продолжающийся процесс концентрации капитала в нашей стране являются неотъемлемой частью процесса трансформации отношений собственности. После пятнадцатилетних экономических реформ стало ясно, что частная собственность не может носить абсолютного характера, что требуется разумное сочетание различных форм собственности, исходя из функционального обеспечения хозяйственного обеспечения в стране, национальной безопасности и безопасности отдельных граждан. В этом и проявляется демократизация отношений собственности.
В табл. 1 представлены макроэкономические показатели, характеризующие развитие отношений собственности в нашей стране за период 1991-2007 гг. Таблица 1 Макроэкономические показатели, характеризующие развитие отношений собственности в нашей стране за период 1991-2007 гг. (в %)*
Эффективность экономики зависит от полноты и защищенности прав собственности. Например, мощные рейдерские процессы в нашей стране значительно ухудшают предпринимательский климат и снижают эффективность экономики. Само рейдерство непосредственно связано с высочайшим уровнем коррупции. Институт собственности является фундаментом формирования современных рыночных отношений. Механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся в обществе отношений по поводу собственности. Как объект прав она носит пассивный характер. Государство вовлекает собственность в хозяйственный оборот в форме имущества с целью получения дохода от вложенного в нее капитала. Основной движущей силой функционирования экономики является закон возрастания духовных потребностей. Такая структура общественных отношений функционирует, опираясь на законность со всеми свойственными демократии чертами. Государственно-правовая система должна обеспечивать в полной мере реализацию возможностей и особенностей собственности в конкретных экономических условиях. В ст. 8 Конституции РФ предусмотрено создание условий для развития разнообразных форм собственности и обеспечения равной защиты всех ее форм. Любая форма собственности — это экономическая категория, не тождественная понятию имущества, материального блага. В экономическом обороте каждая их них характеризуется определенными отношениями собственности. Они играют существенную роль в регулировании хозяйственной жизни, распределении результатов деятельности экономических субъектов и т. д. Таким образом, они, определяют социально-экономические отношения. Последние, по мнению многих экономистов, характеризуют общественную форму производства, поскольку их суть и основу составляют отношения собственности на средства производства. Тогда собственность как экономическая категория характеризует отношения между людьми, которые могут быть связаны через форму и способ присвоения доходов. Эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание и учитывают соединение их участников с условиями и результатами производства. Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, и областям (собственность субъектов РФ), а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципалитетов. Имущество, находящие в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (имущество предприятий) и оперативного управления (имущество учреждений). Исключения составляют средства бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за госпредприятиями и госучреждениями и составляющие государственную казну РФ, краев, республик, областей. Государству принадлежат также государственные пакеты акций в акционерных обществах. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке установленным законом. Некоторые виды имущества и объекты отнесены законом к исключительной собственности Российской Федерации: золотой запас, алмазные и валютные фонды, имущество Вооруженных Сил и других правоохранительных органов, ресурсы континентального шельфа. [6] Муниципальная собственность – это собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. К числу объектов муниципальной собственности относится имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и др. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющие их статус.[7] В условиях формирования современных рыночных отношений государство также является собственником и соответственно выразителем интересов общества по владению, распоряжению и пользованию находящимися и ею собственности объектами. Право государственной собственности как достояния народа реализуется через законодательную систему. Институт собственности является фундаментом формирования рыночных отношений. Собственность государства не выступает некой неотъемлемой особенностью его функционирования и не отличается в этом отношении от частной. Поэтому происходящие в обществе процессы немыслимы без участия государств и сохранения его регулирующей роли. Это объективная необходимость, обусловленная тем, что только оно способно вырабатывать и проводить в жизнь соответствующую современным условиям экономическую политику в масштабе всей страны. Для рыночной экономики большинства зарубежных стран характерно сильное государственное регулирование, основанное на государственной финансовой мощи, государственной собственности на природные и другие материальные ресурсы, государственном секторе экономики, на планировании (программировании), обеспечивающем социальную ориентацию развития. Межстрановые различия в части влияния государства на формирование рыночной экономики существуют, но вместе с тем следует отметить, что роль государства остается главенствующей. Переход от государственной экономики через ее разгосударствление к смешанной экономике рыночного типа согласно современной экономической теории не означает исключения государства из экономической жизни общества. Различая в вопросах «конкретно допустимых масштабов государственного влияния на экономическую жизнь формы и методы такого влияния».[8] Экономическая деятельность современного государства является внутренней, имманентной составляющей рыночной системы. По формам и методам она практически не отличается от деятельности других субъектов экономики. Государство воспринимается как равноправный экономический субъект существующей системы. В этом случае оно не рассматривается в отрыве от государственной собственности. Вместе с тем рынок базируется не только на государственной, но и на частной собственности, их взаимосвязи и взаимопроникновения. Именно рациональное соотношение государственной и муниципальной частной форм собственности и их взаимосвязь являются важными факторами становления современных социально-экономических отношений. Целесообразность их совместного рассмотрения обусловлена необходимостью выделения государственной собственности и муниципальной как составной части объекта управления непосредственно государством и муниципалитетами. Для объективного анализа и формирования процессов функционирования государственной и муниципальной собственности принципиально важно согласовать понятие «собственность» с ее организационным и экономическим содержанием. Мы рассматриваем не имущество как таковое, а собственность как отношение между субъектом (собственником) и объектом (имуществом) по поводу присвоения и распределения результатов деятельности в системе экономических отношений. Для наиболее полного описания экономического аспекта данного вопроса необходимо применение понятия «объект собственности». Под объектом собственности мы понимаем наделенный организационными, правовыми и экономическими возможностями конкретный вид имущества из состава национального богатства государства, функционирующий в сфере отношений собственности. С помощью указанного понятия отражаются интересы собственника, а объект собственности рассматривается уже как участник (субъект) этих отношений. Государственная и муниципальная собственность процессе функционирования характеризуется определенной структурой, в которой необходимо выявить экономическую составляющую. С учетом происходящих финансово-экономических потрясений, от которых не застрахована ни одна экономическая система мира, другие составляющие структуры также могут обеспечить стабильное функционирование экономики. Представляется важным определение роли и состава государственной и муниципальной собственности для понимания механизма и способов ее функционирования в системе экономических отношений. Вопрос об их составе и адекватности современным условиям экономического развития выступает на первый план в связи с продолжением процесса реформирования собственности на основе применения таких способов, как приватизация, национализация, доверительное управление, лизинг и др. Именно они обусловливают необходимость формирования состава государственной и муниципальной собственности и, следовательно, разный характер ее участия в экономических процессах. Собственность становится средством и орудием реализации интересов государства и муниципалитетов в формировании и исполнении В рыночных условиях экономические отношения объектов собственности и субъектов рынка требуют установления границ распространения прав на конкретные объекты собственности. Это связано с необходимостью распределения между объектами собственности государства и муниципалитетов ответственности за достигнутые конечные результаты. В интересах развития рыночной экономики для достижения наилучших экономических показателей народного хозяйства oно формирует ее государственный и частный секторы. Определение конкретных целей и задач их функционирования позволит разграничить способы функционирования государственного сектора и объектов государственной собственности в его составе. Для формализации отношений между секторами разрабатываются соответствующие законодательные нормы и правила. Их взаимодействие строится исходя из интересов каждого из них в сфере отношений собственности. Рассматривается также смешанная форма собственности, на основе которой создается одноименный сектор экономики — смешанный. При этом предполагается, что названия и других секторов экономики отвечают одноименным формам собственности — государственной, муниципальной, частной, имманентно обусловленным отношениями собственности в соответствующих экономических секторах. Все объекты различных форм собственности призваны обеспечивать развитие современной экономики как ее элементы и движущая сила осуществляемых преобразований. Экономический механизм функционирования и развития объектов различных форм собственности представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную целостную систему. Эффективное функционирование экономики обеспечивает возможность формирования организационно-экономических основ функционирования государственной и муниципальной собственности. При этом государство, заинтересованное в эффективном развитии экономики, становится активным участником воспроизводственного процесса в сфере отношений собственности, играющего важную роль в формировании ее различных секторов. В связи с этим назрела потребность пересмотра принципов и приоритетов в рамках государственного сектора экономики, изменения его организационной структуры, повышения роли государства в регулировании функционирования его собственности. В решении данных вопросов государству отводится важная роль. Она состоит в создании эффективной организационной структуры для поддержания экономической стабильности государственного сектора, обеспечении равенства всех форм собственности, экономической и социальной, безопасности их функционирования. Формирование соответствующих организационных принципов возможно при условии согласованного взаимодействия всех структур государства, осуществляющих как управленческие функции в отношении собственности на федеральном уровне, так и полный цикл воспроизводства конечной продукции. Необходимо определение направлений, принципов и способов построения производственной и организационной структуры государственного сектора, ее взаимодействия со всеми звеньями экономической системы для решения народнохозяйственных задач. Организационные принципы подкрепляются экономическими, которые учитывают способы формирования конечного результата функционирования объектов государственной и муниципальной собственности и его перераспределение в государственном и муниципальном секторах экономики. При разработке экономических принципов учитывается современное состояние экономики. Они устанавливаются на основе анализа и являются оптимальными для всех экономических субъектов, функционирующих в пределах государственного и муниципального секторов. Эти принципы призваны обеспечить формирование общеэкономической среды функционирования объектов собственности, в которой переход из одного сектора в другой и обратно был бы возможен на условиях выгодности и оптимальности. В настоящее время государство регулирует экономическую деятельность объектов собственности посредством проведения соответствующей налоговой, бюджетной и кредитной политики, оказания финансовой и иной поддержки секторам экономики и принятия фискальных решений по отдельным объектам собственности. Государственная политика в области государственной собственности в современных условиях предполагает сокращение числа предприятий. Претерпевают также изменения функциональные обязанности ведомств по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности и направления их использования. Регулирование в сфере государственной собственности изменяет финансовые, экономические отношения по поводу собственности между центром и регионами. Оно должно обеспечить стабильность экономических процессов и рост показателей развитии народного хозяйства. Для этого необходимо укрепление экономических основ функционирования структуры частного, смешанного и государственного секторов экономики. Естественным следствием соблюдения этого условия является поиск равновесного состояния функционирующих объектов собственности, которое устанавливается, в частности, при соответствии предложения товаров платежеспособному спросу. Наиболее четко государство определило элементы собственной экономической политики в отношении своего имущества в Федеральном законе ст.21.12.01 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он включает следующие цели: · рост поступлений в федеральный бюджет благодаря эффективному управлению государственной собственностью; · оптимизацию структуры собственности с целью обеспечения экономического роста показателей ее использования; · совершенствование управления оптимальным числом объектов государственной собственности; · привлечение инвестиций в реальный сектор экономики для эффективного использования государственных активов; · повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение их финансово-экономических показателей за счет внутренних преобразований и прекращения выполнения не свойственных им функций. Государственная собственность и результаты ее деятельности используются для решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, поддержки системы образования, инвестирования в воспроизводственные процессы, обеспечения баланса общественных и частных интересов, совершенствования всех звеньев государственной финансовой системы. Таким образом, именно отношения собственности определяют темпы и результаты экономического развития государства. Это подтверждается опытом стран, прошедших этап экономической трансформации. Поэтому с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что завершение переходного периода развития экономики приведет не к устранению множественности форм собственности и многокомпонентности экономических отношений, а к их закреплению и дальнейшему развитию отношений собственности, но уже на новых условиях, через усложнение и стабилизацию экономических процессов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |