КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты и субъекты управления собственностью. 2 страница
Важное значение для развития рыночных отношений имеет определение границ функционирования объектов государственной и иных форм собственности. Это необходимо для собственников, присваивающих результаты функционирования объектов их собственности на основе сформированного механизма, который, однако, нуждается в совершенствовании. Его дальнейшее развитие представляется серьезной и необходимой задачей. Рынок имеет свои закономерности развития, и государство в целях обеспечения объективности рыночных отношений оказывает на них регулирующее воздействие, а также участвует в реализации действующих принципов и подчиняется им. Государство и государственная собственность являются участниками экономических отношений и одновременно их субъектом и объектом. В то же время в качестве объекта отношений собственности выступает национальное богатство страны, а в роли субъекта — организационные структуры, функционирующие в интересах реализации интересов государства в сфере отношений собственности.
1.3 Специфика функционирования государственной и муниципальной собственности. Хозяйственная практика последних лет показала, что изменение форм собственности посредством приватизации государственного и муниципального имущества само по себе не приводит к повышению эффективности производства. Вместе с тем логика экономической деятельности свидетельствует о том, что эта цель достижима тогда, когда способы функционирования собственности адекватны конкретным экономическим условиям. Способы экономического функционирования объектов государственной ^собственности при осуществлении хозяйственной деятельности различны. К ним относятся лизинг, аренда, доверительное управление, концессия, соглашение о разделе продукции (далее — СРП). По своей сути они направлены на дерегулирование экономики, улучшение показателей экономического развития народного хозяйства. Способы экономического функционирования объектов собственности выступают элементами стратегии государства по расширению их конкурентных возможностей в условиях формирования рыночной экономики. Прежде всего они должны способствовать выполнению таких задач, как повышение капитализации и инвестиционной привлекательности объектов собственности, осуществление структурных преобразований в экономике, а также оказывать влияние на формирование государственного, муниципального, частного и смешанного секторов посредством изменения отношений собственности. Подходы к выбору того или иного способа ее функционирования, экономически целесообразного и оправданного с позиций государства и муниципалитетов как титульных собственников, в настоящее время недостаточно разработан. Его осуществляет государство и муниципалитеты на основе анализа применимости определенного способа к конкретным объектам собственности для реализации своих задач. По экономическим результатам и последствиям процесс изменения способа функционирования объекта собственности сродни приватизации государственной и муниципальной собственности, но отличается масштабами, темпами и продолжительностью осуществления перехода прав собственности на этот объект, а также методами организации перехода. Такой процесс позволяет реализовать интересы сторон — его участников с обоюдной выгодой. Предполагается частичная, полная или временная передача права собственности на функционирующий капитал или права пользования им. Выбор конкретного способа функционирования, позволяющего участнику выполнить собственные производственные или иные задачи, зависит в определенной степени от предпочтений в обществе и состояния экономики государства. В основе выбора лежит принцип необходимости достижения определенной экономической эффективности. Способы экономического функционирования различных объектов государственной и муниципальной собственности в хозяйственном обороте неодинаковы. Они отличаются назначением, организацией исполнения, качеством и результатами. В экономической системе объектов собственности они реализуются через отношения "объект — субъект". Современные преобразования в экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к техническому состоянию объектов собственности, необходимость более рационального использования финансовых ресурсов на цели технического перевооружения (в условиях их недостаточности) обусловливают развитие как традиционных, так и нетрадиционных экономических механизмов реализации существующих способов функционирования объектов собственности. В отечественной литературе эти способы освещены недостаточно полно. Вопросы выбора рационального способа функционирования объектов собственности, в особенности государственной и муниципальной не были исследованы должным образом ни с теоретической, ни с практической точки зрения по разным причинам. Основные среди них — отсутствие обоснованной нормативной базы и достаточных мотиваций в ходе осуществления современных реформ. Финансовая составляющая в виде определенной выгоды от реализации способов экономического функционирования объектов собственности может быть различной. Государство или муниципалитет выступают стороной, заинтересованной в получении соответствующего конкретного результата и достижении цели участниками процесса функционирования объектов собственности. Рассматриваемые способы экономического функционирования можно применять без предварительного внесения капитальных вложений. Учет финансовой составляющей необходим для каждой из сторон-участниц, так как использование собственности на основе того или иного способа ее экономического функционирования позволяет им решать свои задачи. При выполнении взаиморасчетов между сторонами в ходе реализации конкретного способа функционирования объектов собственности вступают в действие такие экономические механизмы, как ипотека, кредитование или расчеты частью чистой прибыли, оставляемой в распоряжении конкретного объекта собственности. Взаиморасчеты за использование собственности можно перевести, например, в плоскость товарных поставок в районы Севера или другие регионы страны в зависимости от потребности в реализации той или иной задачи. Денежные расчеты между сторонами необходимо осуществлять, основываясь на тех принципах, которые присущи только применяемому способу экономического функционирования. Возможен вариант с отсрочкой платежа до времени достижения положительного результата. Такую отсрочку следует рассматривать как своеобразную форму кредитования государством или муниципалитетом функционирования объектов собственности в целях развития, например, малого бизнеса, наполнения рынка необходимыми товарами или услугами, создания рабочих мест или решения социальных проблем региона и государства в целом. Конкретные способы экономического функционирования объектов государственной и муниципальной раскрываются на основе соответствующей схемы использования недвижимости (рис. 2). S1 S2 S3
S1 - начальное состояние объекта собственности (осуществляется идентификация товара, выбираются организационные и правовые операции для проведения соответствующих процедур с ним); S2 - промежуточное состояние (собственник выбирает тот или иной способ функционирования); S3 – конечное состояние (получение экономического результата) Лизинг выступает как существенная, адекватная современным условиям форма взаимодействия экономических объектов рынками государства и муниципалитетов. Его значимость и возможность применения в целях повышения эффективности экономики велики. Для активного продвижения на рынок и развития лизинга государству и муниципалитетам необходимо использовать все свои полномочия — властные и экономические. Его широкое применение в России будет способствовать решению таких важнейших задач, как структурная перестройка экономики страны, повышение конкурентоспособности объектов собственности в важных для государства и муниципалитетам в отраслях экономики, привлечение инвестиций в сферу производства, стимулирование внедрения научно-технических достижений. Согласно Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» существуют следующие основные виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. По своему экономическому содержанию он относится к прямому инвестированию, при осуществлении которого лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), понесенные в материальной и денежной форме, и выплатить вознаграждение. В сущности, при этом складывается комплекс имущественных отношений в связи с передачей собственности во временное пользование до полной компенсации ее получателем первоначальной стоимости. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами функционирования объектов собственности состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного парка. Две трети предприятий в нашей стране нуждаются в обновлении основных фондов. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в рыночной экономике на лизинг приходится около 25—30% общего объема инвестиций. Мировой рынок лизинга оценивается примерно в 400 млрд. долл. В Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2008г. не предусмотрены ассигнования на поддержку лизинга, хотя его доля в общем объеме инвестиций в России составляет лишь около 20%. Общее число компаний, получивших лицензии на осуществление лизинговой деятельности, — более 1000 из них реально работают не более трети, а около 60% рынка составляет "серый" лизинг — фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей. Наибольший спрос предъявлялся на следующие виды иностранной продукции, предложенной лизинговыми компаниями: оборудование для промышленности (27%); грузовики, автомобили, вагоны и самолеты (26%); телекоммуникационное и компьютерное оборудование (15%); оборудование для тяжелой, добывающей, строительной, лесной и деревообрабатывающей промышленности (12%); сельскохозяйственное оборудование и тракторы (8%); пищевое оборудование (4%); медицинское оборудование (4%); банковское оборудование и кассовые аппараты (4%). О привлекательности лизинга свидетельствует такое немаловажное обстоятельство, как возможность с его помощью ускорять амортизацию имущества. Проведенные рядом специалистов расчеты эффективности внедрения лизинга как активного способа экономического функционирования объектов собственности показывают, что при ускоренной амортизации, когда соответствующие отчисления превышают затраты по лизингу, первоначальная балансовая стоимость оборудования восстанавливается намного раньше, что достигается посредством увеличения собственного инвестиционного капитала и ускорения его оборачиваемости. Однако этот метод может представлять интерес лишь для компаний, имеющих достаточный объем ресурсов и ориентированных на долгосрочное развитие. Тогда ускоренная амортизация имущества не только сэкономит сумму, равную налогу на прибыль в текущем периоде, но и благодаря ускорению процесса возврата собственных инвестиций приблизит момент реинвестирования, что обеспечит дополнительную прибыль, и, следовательно, повысит рентабельность собственного капитала. Такой процесс реинвестирования собственного капитала отдаляет момент налогообложения будущей прибыли, а значит, снижает текущую стоимость налога на прибыль. Используя в лизинговой сделке максимально возможный коэффициент ускорения амортизации, следует иметь в виду, что его величина ограничивается, с одной стороны, законодательством, а с другой — уровнем рентабельности текущей хозяйственной В настоящее время не затрагиваются вопросы передачи в лизинг таких крупных объектов государственной собственности (представляющих несомненный интерес для инвесторов), как имущественные комплексы предприятий и земельные участки под приватизированными предприятиями. Рассматриваются иные формы их функционирования. Практика передачи имущества предприятий или предприятия в целом: в лизинг отсутствует, нет нормативной базы для ее реализации. По отношению к указанным объектам рассматривается только способ передачи в доверительное управление. Не разработан экономический механизм внедрения такого способа экономического функционирования государственной собственности. Формально лизинг можно применить к любому виду имущества, исходя из существующих в рыночных условиях товарно-денежных отношений, т. е. рассматривая указанные объекты собственности как определенный вид товара. Осуществление лизинга предприятий как имущественных комплексов позволит расширить объем товарных предложений, задействовать свободные производственные площади и привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. Это окажет определенное положительное влияние на функционирование конкретных предприятий в целях развития экономики территории, обеспечит заинтересованность в расширении региональных товарных рынков и увеличит занятость трудовых ресурсов. Земельные участки под приватизированными предприятиями в ряде нормативных актов и отдельными авторами предлагается включать в уставный капитал акционерных обществ (далее — АО), продавать АО (занимающим земельный участок) но нормативной цене, вносить в уставный капитал в качестве оклада государства или сдавать в аренду заинтересованным организациям. Арендные отношения, сложившиеся в настоящее время по поводу земельных участков под приватизированными предприятиями, не позволяют сформировать институт собственности в этой сфере. Для оживления рынка земли и роста инвестиционной привлекательности предприятий земельные участки вводятся в экономический оборот в соответствии с Земельным кодексом России. Это в значительной степени способствует повышению интереса к предприятиям как к объектам лизинга. Одновременно те, кто приватизируют объекты государственной собственности, получат право собственности на занимаемые зданиями земельные участки. Аренда в последнее время нашла широкое применение как срочное возмездное владение и использование имущества. Она не предусматривает отчуждения государственной или муниципальной собственности, а применяется в целях получения государством или муниципалитетами в виде ренты определенных взносов собственнику за пользование ею. Аренда представляет собой форму сдачи объектов собственности — земли, средств производства, имущества и др. - во временное пользование другому липу (арендатору) на договорных условиях за некоторую плату, применяется в целях содействия развитию предпринимательства и является возобновляемым источником поступления средств собственнику. В системе финансовых взаимоотношений в России (в отличие от многих стран Запада) аренда имущества, вносящая свой вклад в прирост народнохозяйственной прибыли, стала важным фактором производства наравне с такими, как труд и капитал. Объекты собственности, сдаваемые в аренду, различны по составу и многообразны по форме. Как показала практика, аренда является инструментом управления и использования собственности, служит достаточно эффективным источником поступления финансовых средств в бюджет собственника. В целях ее широкого применения как источника возобновляемых финансовых ресурсов необходимо расширять возможности предоставления права сдачи в аренду предприятий как имущественных комплексов. Целесообразно рассматривать передачу в аренду производств, цехов, иных подразделений и структурных единиц предприятия, отдельных зданий, входящих в производственный комплекс предприятия или отстоящих от него, нежилых помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, инструмента и других материальных ценностей, находящихся на балансе государственных и муниципальных организаций. Арендаторами могут выступать любые платежеспособные юридические и физические лица. Доверительное управление. В настоящее время в сфере отношений собственности большое внимание уделяется такому институту, как доверительное управление. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, переданным им в хозяйственное ведение. Поэтому требуется целый ряд правовых мероприятий, позволяющих ввести на предприятии доверительное управление. Для этого необходимо из состава государственного унитарного предприятия вывести имущество, прекратив тем самым действие прав на хозяйственное ведение им, и передать его на учет в состав Казны. При передаче объекта собственности в доверительное управление, осуществляемой на основании распоряжения Росимущества от имени государства выступает Казна. На нее возлагаются функции контроля за исполнением обязательств стороной, осуществляющей доверительное управление. При доверительном управлении собственник передает имущество в управление, оставляя за собой право на получение соответствующего дохода от него. Средства от реализации прав доверительного управления государственной собственностью в ходе экономической деятельности перечисляются в федеральный бюджет. Организация доверительного управления осуществляется по договору между собственником и доверительным управляющим, в котором собственник поручает последнему, например, за вознаграждение использовать его имущество для получения соответствующего дохода, участвовать с этим имуществом в имущественном обороте от своего имени, но не в своих интересах. В качестве объекта доверительного управления выступают определенные права, финансовые ресурсы и другие объекты государственной собственности. Экономическая суть указанных форм функционирования объектов государственной собственности, если не затрагивать правовую сторону, одинакова. В отношениях собственности фиктивному праву владения имуществом часто сопутствует фиктивная ответственность. В итоге за результаты хозяйствования отвечает государство. Поэтому данные формы функционирования должны регламентироваться как в части указания способов функционирования, так и в отношении ответственности за результаты деятельности. Наиболее сложной является задача регламентации экономической деятельности в ходе реализации прав на доверительное управление. Это касается в первую очередь формирования амортизационных отчислений и порядка их дальнейшего использования Возможны варианты, когда он либо устанавливается в договоре, либо не устанавливается, а отчисления используются стороной, осуществляющей доверительное управление, по своему усмотрению. В каждом случае это необходимо особо оговаривать, исходя из сроков заключения договора и объема выполняемых работ. Однако доверительное управление при всех его объективных и субъективных достоинствах имеет определенный недостаток. Он заключается в том, что после передачи объекта собственности в управление эта форма хозяйствования представляет собой зеркальное отображение хозяйственного ведения. Государство передает в ведение свою собственность на условиях, которые должны не только определять ответственность получателя за ее техническое или- иное состояние, но и учитывать невозможность перехода в собственность по итогам деятельности. Он может быть вызван неумышленным банкротством данного объекта собственности или иными причинами. Концессия. Понятие концессии, существовавшее еще в Российской империи, определяется как пожалование, уступка, дозволение или отношения по поводу дозволения на совершение определенных действий концессионером. Концессия как общеэкономический метод представляет собой одну из экономических основ функционирования объектов государственной собственности. По своему экономическому смыслу она ближе всего к аренде имущества собственника. Различие заключается в том, что для осуществления деятельности применительно к конкретному объекту собственности используются средства иностранного предпринимателя. При этом государство предоставляет инвестору возможность извлекать выгоду, получение которой недоступно для него на общих основаниях. Данный способ экономической деятельности пока не нашел в России практического применения и не получил нормативного оформления в окончательном виде. Соглашение о разделе продукции. На регулирование отношений, возникающих в процессе заключения концессионных договоров, направлен Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". В соответствии с данным Законом Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. В свою очередь, субъект предпринимательской деятельности обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. В качестве объектов собственности в СРП чаще всего выступают природные ресурсы в виде полезных ископаемых (нефть, газ и др.)- Отношения собственности здесь формулируются как пользование определенным объектом собственности, по результатам функционирования которого инвестор распределяет доход с учетом доли собственника в пользу государства. Такое распределение осуществляется на основе рентного принципа платности недропользования, суть которого заключается в необходимости введения единого рентного налога. Механизм реализации данного способа экономического функционирования государственной собственности представляет собой систему общественных отношений и регулируется правовыми нормами, регламентирующими перемещение материальных благ из сферы производства в сферу обращения, а из последней — в сферу производительного или личного потребления. Когда товар, пройдя стадию распределения, подвергается обмену или купле-продаже на рынке, возникает одна из форм обязательственного права, поэтому в данном случае действуют экономические принципы и механизмы, связанные с переходом прав собственности на переданный товар. Экономическая роль государства в этом процессе заключается в нахождении баланса интересов всех его участников. Рынок определяет объем выпуска продукции и устанавливает цены, тогда как государство разрабатывает порядок налогообложения и осуществляет денежно-кредитное регулирование процесса взаиморасчетов. Рассмотренные способы экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности характеризуют взаимодействие государства или муниципалитетов как титульных собственников конкретных объектов собственности со стороной, выступающей их потребителем, на устанавливаемых государством или муниципалитетами условиях и отличаются от иных экономических механизмов, действующих в сфере отношений собственности. К таким механизмам, в частности, относятся: • единые правила и процедуры принятия решений; • возмездное пользование объектами собственности; • рыночная оценка их стоимости; • инвентаризация объектов собственности; • использование высокодоходного объекта собственности в коммерческих целях; • запрещение предоставления объектов собственности в аренду по ставкам ниже рыночных цен; • сокращение льгот на их использование; • предоставление в пользование объектов собственности путем проведения торгов; • продажа объектов собственности на инвестиционных условиях. При осуществлении упомянутых способов экономического функционирования государственной и муниципальной собственности возникают следующие виды отношений между сторонами собственником и потребителем объекта собственности: • отношения по поводу присвоения собственником доходов производства; • отношения по поводу экономической реализации прав собственности. При использовании конкретного объекта собственности на основе выбранного способа его экономического функционирования осуществляется конкретный вид производственно-хозяйственной деятельности, экономический смысл которой выражает отношения по поводу надлежащего использования имущества и присвоения результатов этой деятельности собственником. Эффективное использование объектов собственности, диктуемое потребностью развития рыночных отношений, является объективной необходимостью. Вместе с тем более важной функцией государственной и муниципальной собственности является обеспечение жизнедеятельности государства и муниципалитетов в целом. Это положение необходимо реализовывать при передаче объектов собственности посредством выбора соответствующих способов их функционирования. В настоящее время нет достаточной ясности в вопросе о том, кто от имени государства может выступать стороной, представляющей его интересы в части практической реализации различных способов экономического функционирования объектов государственной собственности. Существующие взаимоотношения государства и муниципалитетов с их собственностью имеют специфическую форму. Они не в полной мере раскрывают возможности известных способов экономического функционирования объектов государственной собственности. Такой подход к государственной собственное в определенной мере снижает практическую ценность и эффективность использования, сдерживает формирование рыночных отношений в сфере собственности. При этом отсутствует необходимость во внедрении развитии рассматриваемых способов экономического функционирования объектов государственной собственности, а также ухудшаются качество их использования и физическое состояние, уменьшается доход собственника — государства и муниципалитетов - от владения этой собственностью. В перспективе такое положение может привести к потере способности отдельных видов объектов государственной и муниципальной собственности приносить в необходимом объеме доход от их использования. Поэтому так важно решать правовые, организационные и экономические вопросы деятельности объектов государственной и муниципальной собственности, исходя из объективных потребностей в их функционировании. В настоящее время имеется ряд причин низкой рентабельности государственной и муниципальной собственности. Одна из них — ее специфическая структура. Большинство объектов государственной и муниципальной собственности сосредоточено в невыгодных для частного капитала отраслях, где прибыль отсутствует либо незначительна. Для улучшения экономических результатов использования тех или иных способов их функционирования представляется целесообразным как можно в более короткий срок рационализировать их структуру. Другая причина кроется в том, что государственная и муниципальная собственность функционирует нередко в целях решения задач социального и стратегического характера. Такой масштаб задач требует значительных расходов, а их решение, как правило, не приносит прибыли. Наличие объектов социальной сферы в определенной степени ухудшает конечные показатели экономической деятельности. Государственные компании затрачивают больше средств, чем частные, на социальные мероприятия, жилищное строительство, обучение кадров, работы по благоустройству. Поэтому при выборе способов экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности необходимо принимать во внимание цель их деятельности. Передачу государственных объектов социальной сферы целесообразно осуществлять в рамках применяемых способов экономического функционирования государственной и муниципальной собственности. При их переводе в реальный сектор экономики необходимо учитывать, возможно ли их коммерческое использование или они должны выполнять предписанные функции социального характера. Введение объектов социального назначения в экономический оборот требует установления соответствующих критериев конечной результативности их функционирования. Необходимо, чтобы их пользователь получал временные льготы экономического характера, а государство несло финансовую ответственность за результаты их деятельности. Таким образом, приведенные способы экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности характеризуют возможности преобразования экономических отношений в народном хозяйстве России с цельно более полного использования потенциала этих объектов. Экономические взаимоотношения государства и муниципалитетов как собственников конкретных объектов с иными субъектами рынка по поводу собственности отражают специфический оборот капитала. Способы экономического функционирования государственной и муниципальной формы собственности исключают ее изменение. Они предоставляют собственнику возможность получения только части добавочной стоимости от вновь созданного продукта в ходе производительного использования капитала. Такой способ оборота капитала обеспечивают лизинг, концессия; аренда, доверительное управление и СРП. Законодательные инициативы государства по приданию нового импульса для использования возможностей способов экономического функционирования собственности свидетельствуют об актуальности и необходимости их применения в современной рыночной экономике. Вместе с тем незавершенность законодательного разрешения вопросов о порядке применения способов экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности, о создании структур, осуществляющих организационно-экономическую деятельность по реализации упомянутых способов, ограничивает возможности формирования государственного и муниципального сектора экономики и эффективное функционирование объектов государственной и муниципальной собственности. Сдерживающим фактором в разрешении рассматриваемой проблемы является отсутствие в настоящее время четко обозначенных приоритетов государства в стратегии развития экономики, особенно в сфере государственной и муниципальной собственности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |