Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты управления собственностью. 2 страница




Важное значение для развития рыночных отношений имеет определение границ функционирования объектов государствен­ной и иных форм собственности. Это необходимо для собствен­ников, присваивающих результаты функционирования объек­тов их собственности на основе сформированного механизма, который, однако, нуждается в совершенствовании. Его даль­нейшее развитие представляется серьезной и необходимой за­дачей.

Рынок имеет свои закономерности развития, и государство в целях обеспечения объективности рыночных отношений ока­зывает на них регулирующее воздействие, а также участвует в реализации действующих принципов и подчиняется им. Госу­дарство и государственная собственность являются участника­ми экономических отношений и одновременно их субъектом и объектом. В то же время в качестве объекта отношений соб­ственности выступает национальное богатство страны, а в роли субъекта — организационные структуры, функционирующие в интересах реализации интересов государства в сфере отноше­ний собственности.

 

1.3 Специфика функционирования государственной и муниципальной собственности.

Хозяйственная практика последних лет показала, что изме­нение форм собственности посредством приватизации государ­ственного и муниципального имущества само по себе не приводит к повышению эффективности производства. Вместе с тем логика экономи­ческой деятельности свидетельствует о том, что эта цель дос­тижима тогда, когда способы функционирования собственно­сти адекватны конкретным экономическим условиям. Способы экономического функционирования объектов государственной ^собственности при осуществлении хозяйственной деятельнос­ти различны. К ним относятся лизинг, аренда, доверительное управление, концессия, соглашение о разделе продукции (да­лее — СРП). По своей сути они направлены на дерегулирова­ние экономики, улучшение показателей экономического раз­вития народного хозяйства.

Способы экономического функционирования объектов соб­ственности выступают элементами стратегии государства по рас­ширению их конкурентных возможностей в условиях форми­рования рыночной экономики. Прежде всего они должны способствовать выполнению таких задач, как повышение ка­питализации и инвестиционной привлекательности объектов собственности, осуществление структурных преобразований в экономике, а также оказывать влияние на формирование государственного, муниципального, частного и смешанного секторов посредством изменения отношений собственности.

Подходы к выбору того или иного способа ее функциониро­вания, экономически целесообразного и оправданного с пози­ций государства и муниципалитетов как титульных собственников, в настоящее время недостаточно разработан. Его осуществляет государство и муниципалитеты на основе анализа применимости определенного способа к кон­кретным объектам собственности для реализации своих задач.

По экономическим результатам и последствиям процесс изменения способа функционирования объекта собственности сродни приватизации государственной и муниципальной собственности, но от­личается масштабами, темпами и продолжительностью осуще­ствления перехода прав собственности на этот объект, а также методами организации перехода. Такой процесс позволяет реа­лизовать интересы сторон — его участников с обоюдной выго­дой. Предполагается частичная, полная или временная переда­ча права собственности на функционирующий капитал или права пользования им. Выбор конкретного способа функционирования, позволяющего участнику выполнить собственные производственные или иные задачи, зависит в определенной степени от предпочтений в обществе и состояния экономики государства. В основе выбора лежит принцип необходимости достижения определенной экономической эффективности.

Способы экономического функционирования различных объектов государственной и муниципальной собственности в хозяйственном обо­роте неодинаковы. Они отличаются назначением, организаци­ей исполнения, качеством и результатами. В экономической системе объектов собственности они реализуются через отно­шения "объект — субъект".

Современные преобразования в экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к техническо­му состоянию объектов собственности, необходимость более рационального использования финансовых ресурсов на цели технического перевооружения (в условиях их недостаточнос­ти) обусловливают развитие как традиционных, так и нетра­диционных экономических механизмов реализации существу­ющих способов функционирования объектов собственности.

В отечественной литературе эти способы освещены недоста­точно полно. Вопросы выбора рационального способа функци­онирования объектов собственности, в особенности государственной и муниципальной не были исследованы должным образом ни с теоретической, ни с практической точки зрения по разным причинам. Основные среди них — отсутствие обоснованной нор­мативной базы и достаточных мотиваций в ходе осуществле­ния современных реформ.

Финансовая составляющая в виде определенной выгоды от реализации способов экономического функционирования объектов собственности может быть различной. Государство или муниципалитет выступают стороной, заинтересованной в получении соответ­ствующего конкретного результата и достижении цели участ­никами процесса функционирования объектов собственности.

Рассматриваемые способы экономического функциониро­вания можно применять без предварительного внесения капи­тальных вложений. Учет финансовой составляющей необходим для каждой из сторон-участниц, так как использование соб­ственности на основе того или иного способа ее экономичес­кого функционирования позволяет им решать свои задачи. При выполнении взаиморасчетов между сторонами в ходе реализа­ции конкретного способа функционирования объектов соб­ственности вступают в действие такие экономические механизмы, как ипотека, кредитование или расчеты частью чистой прибыли, оставляемой в распоряжении конкретного объекта собственности. Взаиморасчеты за использование собственности можно перевести, например, в плоскость товарных поста­вок в районы Севера или другие регионы страны в зависимос­ти от потребности в реализации той или иной задачи. Денежные расчеты между сторонами необходимо осуществлять, основы­ваясь на тех принципах, которые присущи только применяе­мому способу экономического функционирования. Возможен вариант с отсрочкой платежа до времени достижения положи­тельного результата. Такую отсрочку следует рассматривать как своеобразную форму кредитования государством или муниципалитетом функционирования объектов собственности в целях развития, например, малого бизнеса, наполнения рынка необходимыми товарами или услугами, создания рабочих мест или решения социальных проблем региона и государства в целом.

Конкретные способы экономического функционирования объектов государственной и муниципальной раскрываются на ос­нове соответствующей схемы использования недвижимости (рис. 2).

S1 S2 S3

 

S1 - начальное состояние объекта собственности (осуществляется идентификация товара, выбираются организационные и правовые операции для проведения соответствующих процедур с ним); S2 - промежуточное состояние (собственник выбирает тот или иной способ функционирования); S3 – конечное состояние (получение экономического результата)

Лизинг выступает как существенная, адекватная современным условиям форма взаимодействия экономических объектов рынками государства и муниципалитетов. Его значимость и возможность примене­ния в целях повышения эффективности экономики велики. Для активного продвижения на рынок и развития лизинга государству и муниципалитетам необходимо использовать все свои полномочия — власт­ные и экономические. Его широкое применение в России бу­дет способствовать решению таких важнейших задач, как структурная перестройка экономики страны, повышение кон­курентоспособности объектов собственности в важных для государства и муниципалитетам в отраслях экономики, привлечение инвестиций в сферу производства, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

Согласно Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» существуют следующие основные виды лизин­га: финансовый, возвратный и оперативный. По своему эконо­мическому содержанию он относится к прямому инвестирова­нию, при осуществлении которого лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издерж­ки), понесенные в материальной и денежной форме, и выпла­тить вознаграждение. В сущности, при этом складывается ком­плекс имущественных отношений в связи с передачей собствен­ности во временное пользование до полной компенсации ее получателем первоначальной стоимости. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами функционирования объек­тов собственности состоит в том, что предприятиям предос­тавляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредствен­но средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного парка.

Две трети предприятий в нашей стране нуждаются в обновлении основных фондов.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в рыноч­ной экономике на лизинг приходится около 25—30% общего объема инвестиций. Мировой рынок лизинга оценивается примерно в 400 млрд. долл.

В Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2008г. не предусмотрены ассигнования на поддержку ли­зинга, хотя его доля в общем объеме инвестиций в России со­ставляет лишь около 20%. Общее число компаний, получив­ших лицензии на осуществление лизинговой деятельности, — более 1000 из них реально работают не более трети, а около 60% рынка составляет "серый" лизинг — фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей. Наибольший спрос предъявлялся на следующие виды иностранной продук­ции, предложенной лизинговыми компаниями: оборудование для промышленности (27%); грузовики, автомобили, вагоны и самолеты (26%); телекоммуникационное и компьютерное обо­рудование (15%); оборудование для тяжелой, добывающей, строительной, лесной и деревообрабатывающей промышлен­ности (12%); сельскохозяйственное оборудование и тракторы (8%); пищевое оборудование (4%); медицинское оборудование (4%); банковское оборудование и кассовые аппараты (4%).

О привлекательности лизинга свидетельствует такое немаловажное обстоятельство, как возможность с его помощью уско­рять амортизацию имущества. Проведенные рядом специалис­тов расчеты эффективности внедрения лизинга как активного способа экономического функционирования объектов собствен­ности показывают, что при ускоренной амортизации, когда соответствующие отчисления превышают затраты по лизингу, первоначальная балансовая стоимость оборудования восстанав­ливается намного раньше, что достигается посредством увеличения собственного инвестиционного капитала и ускорения его оборачиваемости.

Однако этот метод может представлять интерес лишь для компаний, имеющих достаточный объем ресурсов и ориенти­рованных на долгосрочное развитие. Тогда ускоренная аморти­зация имущества не только сэкономит сумму, равную налогу на прибыль в текущем периоде, но и благодаря ускорению процесса возврата собственных инвестиций приблизит момент реинвестирования, что обеспечит дополнительную прибыль, и, следовательно, повысит рентабельность собственного капи­тала.

Такой процесс реинвестирования собственного капитала отдаляет момент налогообложения будущей прибыли, а зна­чит, снижает текущую стоимость налога на прибыль. Используя в лизинговой сделке максимально возможный коэффици­ент ускорения амортизации, следует иметь в виду, что его ве­личина ограничивается, с одной стороны, законодательством, а с другой — уровнем рентабельности текущей хозяйственной
деятельности компании.

В настоящее время не затрагиваются вопросы передачи в ли­зинг таких крупных объектов государственной собственности (представляющих несомненный интерес для инвесторов), как имущественные комплексы предприятий и земельные участки под приватизированными предприятиями. Рассматриваются иные формы их функционирования. Практика передачи имущества предприятий или предприятия в целом: в лизинг отсутствует, нет нормативной базы для ее реализации. По отношению к ука­занным объектам рассматривается только способ передачи в доверительное управление. Не разработан экономический меха­низм внедрения такого способа экономического функциониро­вания государственной собственности.

Формально лизинг можно применить к любому виду иму­щества, исходя из существующих в рыночных условиях товар­но-денежных отношений, т. е. рассматривая указанные объекты собственности как определенный вид товара. Осуществление лизинга предприятий как имущественных комплексов позво­лит расширить объем товарных предложений, задействовать сво­бодные производственные площади и привлечь инвестиции в реальный сектор экономики. Это окажет определенное поло­жительное влияние на функционирование конкретных пред­приятий в целях развития экономики территории, обеспечит заинтересованность в расширении региональных товарных рын­ков и увеличит занятость трудовых ресурсов.

Земельные участки под приватизированными предприятия­ми в ряде нормативных актов и отдельными авторами предла­гается включать в уставный капитал акционерных обществ (далее — АО), продавать АО (занимающим земельный участок) но нормативной цене, вносить в уставный капитал в качестве оклада государства или сдавать в аренду заинтересованным организациям.

Арендные отношения, сложившиеся в настоящее время по поводу земельных участков под приватизированными предпри­ятиями, не позволяют сформировать институт собственности в этой сфере. Для оживления рынка земли и роста инвестицион­ной привлекательности предприятий земельные участки вво­дятся в экономический оборот в соответствии с Земельным кодексом России. Это в значительной степени способствует повышению интереса к предприятиям как к объектам ли­зинга. Одновременно те, кто приватизируют объекты государ­ственной собственности, получат право собственности на занимаемые зданиями земельные участки.

Аренда в последнее время нашла широкое применение как срочное возмездное владение и использование имущества. Она не предусматривает отчуждения государственной или муниципальной собственности, а применяется в целях получения государством или муниципалитетами в виде ренты определенных взносов собственнику за пользование ею. Аренда представляет собой форму сдачи объектов собственности — зем­ли, средств производства, имущества и др. - во временное пользование другому липу (арендатору) на договорных услови­ях за некоторую плату, применяется в целях содействия разви­тию предпринимательства и является возобновляемым источ­ником поступления средств собственнику. В системе финансовых взаимоотношений в России (в отличие от многих стран Запада) аренда имущества, вносящая свой вклад в прирост народнохо­зяйственной прибыли, стала важным фактором производства на­равне с такими, как труд и капитал. Объекты собственности, сдаваемые в аренду, различны по составу и многообразны по форме.

Как показала практика, аренда является инструментом уп­равления и использования собственности, служит достаточно эффективным источником поступления финансовых средств в бюджет собственника. В целях ее широкого применения как источника возобновляемых финансовых ресурсов необходимо расширять возможности предоставления права сдачи в аренду предприятий как имущественных комплексов. Целесообразно рассматривать передачу в аренду производств, цехов, иных подразделений и структурных единиц предприятия, отдельных зданий, входящих в производственный комплекс предприятия или отстоящих от него, нежилых помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, инструмента и других материальных ценностей, находящихся на балансе государственных и муниципальных организаций. Арендаторами могут выступать любые платежеспособ­ные юридические и физические лица.

Доверительное управление. В настоящее время в сфере отно­шений собственности большое внимание уделяется такому институту, как доверительное управление. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в соответствии с Граж­данским кодексом Российской Федерации владеют, пользуют­ся и распоряжаются имуществом, переданным им в хозяйствен­ное ведение. Поэтому требуется целый ряд правовых меропри­ятий, позволяющих ввести на предприятии доверительное управление.

Для этого необходимо из состава государственного унитар­ного предприятия вывести имущество, прекратив тем самым действие прав на хозяйственное ведение им, и передать его на учет в состав Казны. При передаче объекта собственности в доверительное управление, осуществляемой на основании рас­поряжения Росимущества от имени государства выступает Казна. На нее возлагаются функции контроля за исполнением обязательств стороной, осуществляющей доверительное управление.

При доверительном управлении собственник передает иму­щество в управление, оставляя за собой право на получение соответствующего дохода от него. Средства от реализации прав доверительного управления государственной собственностью в ходе экономической деятельности перечисляются в федераль­ный бюджет.

Организация доверительного управления осуществляется по договору между собственником и доверительным управляющим, в котором собственник поручает последнему, например, за воз­награждение использовать его имущество для получения соот­ветствующего дохода, участвовать с этим имуществом в имуще­ственном обороте от своего имени, но не в своих интересах. В качестве объекта доверительного управления выступают опре­деленные права, финансовые ресурсы и другие объекты госу­дарственной собственности. Экономическая суть указанных форм функционирования объектов государственной собственности, если не затрагивать правовую сторону, одинакова. В отношениях собственности фиктивному праву владения имуществом часто сопутствует фиктивная ответственность. В итоге за результаты хозяйствования отвечает государство. Поэтому данные формы функционирования должны регламентироваться как в части ука­зания способов функционирования, так и в отношении ответ­ственности за результаты деятельности.

Наиболее сложной является задача регламентации эконо­мической деятельности в ходе реализации прав на доверитель­ное управление. Это касается в первую очередь формирования амортизационных отчислений и порядка их дальнейшего использования Возможны варианты, когда он либо устанавлива­ется в договоре, либо не устанавливается, а отчисления ис­пользуются стороной, осуществляющей доверительное управ­ление, по своему усмотрению. В каждом случае это необходимо особо оговаривать, исходя из сроков заключения договора и объема выполняемых работ.

Однако доверительное управление при всех его объектив­ных и субъективных достоинствах имеет определенный недо­статок. Он заключается в том, что после передачи объекта соб­ственности в управление эта форма хозяйствования представляет собой зеркальное отображение хозяйственного ведения. Госу­дарство передает в ведение свою собственность на условиях, которые должны не только определять ответственность полу­чателя за ее техническое или- иное состояние, но и учитывать невозможность перехода в собственность по итогам деятельно­сти. Он может быть вызван неумышленным банкротством дан­ного объекта собственности или иными причинами.

Концессия. Понятие концессии, существовавшее еще в Рос­сийской империи, определяется как пожалование, уступка, доз­воление или отношения по поводу дозволения на совершение определенных действий концессионером.

Концессия как общеэкономический метод представляет со­бой одну из экономических основ функционирования объек­тов государственной собственности. По своему экономическо­му смыслу она ближе всего к аренде имущества собственника. Различие заключается в том, что для осуществления деятель­ности применительно к конкретному объекту собственности используются средства иностранного предпринимателя. При этом государство предоставляет инвестору возможность извле­кать выгоду, получение которой недоступно для него на общих основаниях.

Данный способ экономической деятельности пока не на­шел в России практического применения и не получил норма­тивного оформления в окончательном виде.

Соглашение о разделе продукции. На регулирование отноше­ний, возникающих в процессе заключения концессионных до­говоров, направлен Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". В соответ­ствии с данным Законом Российская Федерация предоставля­ет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на по­иск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.

В свою очередь, субъект предпринимательской деятельности обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.

В качестве объектов собственности в СРП чаще всего высту­пают природные ресурсы в виде полезных ископаемых (нефть, газ и др.)- Отношения собственности здесь формулируются как пользование определенным объектом собственности, по резуль­татам функционирования которого инвестор распределяет до­ход с учетом доли собственника в пользу государства. Такое распределение осуществляется на основе рентного принципа платности недропользования, суть которого заключается в не­обходимости введения единого рентного налога.

Механизм реализации данного способа экономического функционирования государственной собственности представ­ляет собой систему общественных отношений и регулируется правовыми нормами, регламентирующими перемещение ма­териальных благ из сферы производства в сферу обращения, а из последней — в сферу производительного или личного по­требления. Когда товар, пройдя стадию распределения, подвергается обмену или купле-продаже на рынке, возникает одна из форм обязательственного права, поэтому в данном случае действуют экономические принципы и механизмы, связанные с переходом прав собственности на переданный товар. Эконо­мическая роль государства в этом процессе заключается в на­хождении баланса интересов всех его участников. Рынок опре­деляет объем выпуска продукции и устанавливает цены, тогда как государство разрабатывает порядок налогообложения и осуществляет денежно-кредитное регулирование процесса взаиморасчетов.

Рассмотренные способы экономического функционирова­ния объектов государственной и муниципальной собственности характеризуют взаимодействие государства или муниципалитетов как титульных собственников конкретных объектов собственности со стороной, выступающей их потребителем, на устанавливаемых государством или муниципалитетами условиях и отличаются от иных экономических механизмов, действующих в сфере отношений собственности. К таким механизмам, в ча­стности, относятся:

• единые правила и процедуры принятия решений;

• возмездное пользование объектами собственности;

• рыночная оценка их стоимости;

• инвентаризация объектов собственности;

• использование высокодоходного объекта собственности в коммерческих целях;

• запрещение предоставления объектов собственности в аренду по ставкам ниже рыночных цен;

• сокращение льгот на их использование;

• предоставление в пользование объектов собственности путем проведения торгов;

• продажа объектов собственности на инвестиционных условиях.

При осуществлении упомянутых способов экономического функционирования государственной и муниципальной собственности возника­ют следующие виды отношений между сторонами собствен­ником и потребителем объекта собственности:

• отношения по поводу присвоения собственником доходов производства;

• отношения по поводу экономической реализации прав собственности.

При использовании конкретного объекта собственности на основе выбранного способа его экономического функциони­рования осуществляется конкретный вид производственно-хо­зяйственной деятельности, экономический смысл которой выражает отношения по поводу надлежащего использования имущества и присвоения результатов этой деятельности соб­ственником. Эффективное использование объектов собствен­ности, диктуемое потребностью развития рыночных отноше­ний, является объективной необходимостью.

Вместе с тем более важной функцией государственной и муниципальной соб­ственности является обеспечение жизнедеятельности государства и муниципалитетов в целом. Это положение необходимо реализовывать при передаче объектов собственности посредством выбора соответствующих способов их функционирования.

В настоящее время нет достаточной ясности в вопросе о том, кто от имени государства может выступать стороной, представ­ляющей его интересы в части практической реализации раз­личных способов экономического функционирования объек­тов государственной собственности.

Существующие взаимоотношения государства и муниципалитетов с их собственностью имеют специфическую форму. Они не в полной мере раскрывают возможности известных способов экономического функционирования объектов государственной собственности. Такой подход к государственной собственное в определен­ной мере снижает практическую ценность и эффективность использования, сдерживает формирование рыночных отношений в сфере собственности. При этом отсутствует необходи­мость во внедрении развитии рассматриваемых способов эко­номического функционирования объектов государственной собственности, а также ухудшаются качество их использова­ния и физическое состояние, уменьшается доход собственни­ка — государства и муниципалитетов - от владения этой собственностью.

В перспективе такое положение может привести к потере способности отдельных видов объектов государственной и муниципальной собственности приносить в необходимом объеме доход от их ис­пользования. Поэтому так важно решать правовые, организационные и экономические вопросы деятельности объектов государственной и муниципальной собственности, исходя из объективных потребностей в их функционировании.

В настоящее время имеется ряд причин низкой рентабель­ности государственной и муниципальной собственности. Одна из них — ее специфическая структура. Большинство объектов государственной и муниципальной собственности сосредоточено в невыгодных для частного ка­питала отраслях, где прибыль отсутствует либо незначительна. Для улучшения экономических результатов использования тех или иных способов их функционирования представляется це­лесообразным как можно в более короткий срок рационализи­ровать их структуру.

Другая причина кроется в том, что государственная и муниципальная соб­ственность функционирует нередко в целях решения задач со­циального и стратегического характера. Такой масштаб задач требует значительных расходов, а их решение, как правило, не приносит прибыли. Наличие объектов социальной сферы в определенной степени ухудшает конечные показатели эконо­мической деятельности. Государственные компании затрачи­вают больше средств, чем частные, на социальные меропри­ятия, жилищное строительство, обучение кадров, работы по благоустройству. Поэтому при выборе способов экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности необходимо принимать во внимание цель их деятельно­сти.

Передачу государственных объектов социальной сферы це­лесообразно осуществлять в рамках применяемых способов экономического функционирования государственной и муниципальной собственности. При их переводе в реальный сектор экономики необходимо учитывать, возможно ли их коммерческое использова­ние или они должны выполнять предписанные функции социального характера. Введение объектов социального назна­чения в экономический оборот требует установления соот­ветствующих критериев конечной результативности их функ­ционирования. Необходимо, чтобы их пользователь получал временные льготы экономического характера, а государство несло финансовую ответственность за результаты их деятель­ности.

Таким образом, приведенные способы экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности характеризуют возможности преобразования экономических от­ношений в народном хозяйстве России с цельно более полного использования потенциала этих объектов.

Экономические взаимоотношения государства и муниципалитетов как собственников конкретных объектов с иными субъектами рынка по по­воду собственности отражают специфический оборот капитала. Способы экономического функционирования государственной и муниципальной формы собственности исключают ее изменение. Они предос­тавляют собственнику возможность получения только части добавочной стоимости от вновь созданного продукта в ходе производительного использования капитала. Такой способ оборота капитала обеспечивают лизинг, концессия; аренда, доверительное управление и СРП.

Законодательные инициативы государства по приданию нового импульса для использования возможностей способов экономического функционирования собственности свидетельствуют об актуальности и необходимости их применения в со­временной рыночной экономике.

Вместе с тем незавершенность законодательного разрешения вопросов о порядке применения способов экономического функционирования объектов государственной и муниципальной собственности, о со­здании структур, осуществляющих организационно-экономиче­скую деятельность по реализации упомянутых способов, огра­ничивает возможности формирования государственного и муниципального сектора экономики и эффективное функционирование объектов государственной и муниципальной собственности. Сдерживающим фактором в разрешении рассматриваемой проблемы является отсутствие в насто­ящее время четко обозначенных приоритетов государства в стра­тегии развития экономики, особенно в сфере государственной и муниципальной собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.