Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разраничение государственной, региональной и муниципальной собственности




В собственности РФ, субъектов РФ и муниципалитетов находится имущество, необходимое им для осуществления полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными актами муниципалитетов.

В собственности РФ находится также имущество стратегического назначения: виды имущества, находящиеся в собственности РФ; виды имущества, которые могут находиться в государственной и муниципалитетной собственности, а также особенности оборота государственного и муниципалитетного имущества, в том числе ограничение оборота или исключение из оборота отдельных видов данного имущества.

Основными правовыми документами, определяющими порядок разграничения государственной собственности являются: ст.72 Конституции РФ и Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями и дополнениями).

Вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Вышеуказанным постановлением Верховного Совета РФ №3020-1 были утверждены три перечня видов объектов, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Согласно этому постановлению, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе - ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные цен­ности, учреждения культуры общероссийского значения, расположен­ные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования фе­деральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся; государственная казна РФ, имущество воору­женных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета.

Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министер­ства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Ми­нистерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.

Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны ок­ружающей природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народно­го хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хо­зяйства.

Это — предприятия и объекты добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья; топливно-энергетического ком­плекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобиль­ного; речного и морского флота, газофикации (за исключением муни­ципальной), федеральных автомобильных дорог общего пользования, предприятия связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные цент­ры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельско­хозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, пред­приятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.

5. Прочие объекты - предприятия фармацевтической промышлен­ности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2)составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных об­разований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, за­нимающие доминирующее положение на российском или местных рын­ках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой сто­имостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или чис­ленностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энерге­тического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверо­совхозы.

В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, на­ходящиеся в ведении центральных органов государственного управ­ления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, уч­реждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геоло­го-разведочные и изыскательские организации, научно-производст­венные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации воднохозяйственных систем и соору­жений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Минис­терства печати и массовой информации России, общереспубликан­ские предприятия строительства, производство строительных мате­риалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, име­ющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодиль­ные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций так­же включены в перечень таких объектов.

Постановлением № 3020-1 (Перечень 3) к муниципальной собствен­ ности местных органов самоуправления отнесены объекты государст­венной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов район­ного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Со­ветов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслужи­вающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транс­порта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслужива­ющие их предприятия и др.

К муниципальной собственности отнесены и такие объекты госу­дарственной собственности, находящиеся в ведении органов государ­ственной власти и управления субъектов федерации, как предприя­тия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, оптовоскладские мэщности, предприятия и под­разделения производственно-технической комплектации, необходи­мые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных пред­приятий.

В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и дис­пансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдаю­щих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.

В состав муниципальной собственности входят предприятия и объ­екты общественного питания, учреждения народного образования, здра­воохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все пред­приятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслу­живания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-тер­риториальных образований, входящих в их состав.

В соответствии с п. 3 этого постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собст­венность субъектов федерации.

Особое значение имеет последний абзац п. 3 данного постановления. В нем прямо указано, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собст­венности.

Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной. '

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п. 1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет бюджетных средств и находящиеся за пределами территории России, правовой режим, которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

Во исполнение данного постановления Верховного Совета РФ №3020-1 18 марта 1992 г. Было создано распоряжение Президента РФ № 114-РП «Об утверждении Положения об определении необходимого состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (далее Положение).Это распоряжение определило порядок составления перечня объектов, подлежащих передаче собственности субъектов РФ и процедуру передачи.

Особенности передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собвственности на нижестоящие уровни были определены Указом Президента РФ от 28.10.1994 г. №2027 «О полномочиях Правительства РФ по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», и принятым во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурных и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность».

Необходимо различать право государственной собственности от права муниципальной собственности. Во-первых, разные носители этих прав: в первом случае это Российская Федерация и ее субъекты, во-вторых, субъектами муниципальной собственности выступают различные муниципальные образования.

От имени муниципального образования, как отмечалось выше, права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований – население непосредственно.

Процесс разграничения государственной, региональной и муниципальной собственности динамичен и требует постоянного совершенствования. В этой связи будет полезен зарубежный опыт, имеющихся в этой сфере знаний.

Размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов в развитых зарубежных странах осуществляется различными способами. Однако, специалистами сформулированы единые подходы, касающиеся:

а)исключительно компетенции федеральных органов власти и управления;

б)совместной компетенции органов власти управления федерации и ее субъектов;

в)исключительной компетенции властных и управленческих структур субъектов федерации.

Также подходы реализуются в США, ФРГ, Австралии и у нас.

Вопросы исключительной компетенции формулируются в конституциях и других правовых актах, а право принятия решений по ним принадлежит либо федерации, либо субъектам федерации.

В США исходят из того, что полномочия, не представленные в Конституции США и не запрещение для отдельных штатов, сохраняются а штатами или за народом (ст.10 Конституции США).[37]

Понятие совместной компетенции (федерации и субъектов федерации) подразумевает решение конкретных вопросов как центральной властью так и субъектами федерации. Подразумевается самостоятельное регулирование вопросов совместной компетенции субъектов федерации до принятия соответствующего федерального закона, разграничивающего совместную компетенцию между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Тем самым определяются пределы федерального центра в вопросах совместной компетенции.

Предметы же ведения субъектов федерации устанавливаются различными способами. В одних государствах (Австрии, России) они социально не перечисляются и это обычно вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации и к совместному ведению федерации и ее субъектов. В других странах (например, в Индии) дается исчерпывающий перечень предметов ведения штатов (как исключительная компетенция субъектов федерации). А в Мексике, например, в Конституции страны дается регламентация вопросов, которые не могут быть предметом ведения штатов.[38]

Общим местом является дублирование полномочий и наличие пробелов в конституционно-правовом регулировании их разграничения. Это влечет путаницу в межуровневых отношениях, например, в определении уровня власти, ответственного за осуществления конкретных полномочий.

Наиболее совершенной на взгляд специалистов представляется австрийская модель, предусматривающая четыре сферы ведения:[39]

· федеральная (занонодательные и ис­полнительные полномочия принадле­жат федерации);

· земельная (занонодательные и испол­нительные полномочия принадлежат землям);

· совместная [занонодательные полно­мочия принадлежат и федерации, и землям, а исполнительные - землям);

· рамочная (занонодательные полномо­чия принадлежат и федерации, и зем­лям в пределах, установленных феде­рацией, а исполнительные - землям).

Аналогичная модель, определяющая полномочия в зависимости от критерия целесообразности их единообразного уре­гулирования для всех земель, применяет­ся в Германии.

В заключение следует отметить, что выбор конкретной модели разграничения предметов ведения и полномочий обуслав­ливается совокупностью политических и экономических факторов, оптимальное сочетание которых приводит к эффектив­ным взаимоотношениям разных уровней власти, что наблюдается, как правило, у развитых государств с высоким уровнем жизни населения.

Для нашей страны необходимо осуще­ствить комплексный политико-экономиче­ский анализ, позволяющий усовершенст­вовать конституционную модель разграни­чения компетенции органов государствен­ной власти Федерации и органов власти ее субъектов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.