![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какие были и есть учебники
Какие для бухгалтера нужны учебники Дата публикация: 23.08.2007 В современных условиях каждому из нас практически ежедневно приходится повышать свой профессиональный уровень. На нас обрушивается огромный поток различной информации, в том числе большое количество специальной литературы. Зачастую нам бывает сложно разобраться, какие из этих книг действительно стоит прочесть. В данной статье свой подход к оценке полезности литературы по бухгалтерскому учету излагает Я. В. Соколов, д. э. н., профессор, член Методологического совета во бухгалтерскому учету при Минфине России. Многие со времен итальянского купца Б. Котрульи (XV в.) полагали, что «... без живого слова, бухгалтерию лишь с трудам можно изучить по письменным руководствам». Обратите внимание: хотя и «с трудом», но все-таки можно. Вот шестьсот лет множество людей во всех странах мира и сочиняют учебники по бухгалтерскому учету. И самое любопытное: первый учебник «Трактат о счетах и записях» математика Луки Пачоли (1445–1517) регулярно переиздается до сих пор. Ясно, что было много авторов, которые хотели написать книгу лучше, чем самая первая. Это было нетрудно. Жизнь менялась. Возникали новые операции, и в течение нескольких веков многие авторы просто брали Трактат и дополняли его новыми сведениями. С XVIII века стали писать от себя. Но и в конце XIX века были в России люди, уверенные, что в Трактате описана практика сегодняшнего дня. За столь длительное время у педагогов появилось естественное желание учить лучше, чем учили раньше, или лучше, чем учат другие. Поэтому можно выделить в методическом отношении несколько типов учебников. 1. Чисто процедурный. Цель: научить учащегося работать, дать ему квалификацию. Придет такой человек к работодателю и скажет: «Я учился по книгам А. С. Маргулиса. Вот аттестат». И сразу же такому аттестатодержателю назначат хорошую работу. Процедура в таких учебниках излагается или широко, или узко. В первом случае приводятся материалы от четкого описания всего документооборота до порядка составления отчетности. Наиболее ярким выражением подобного подхода могут служить учебники по учету в торговле Н. И. Ильина. Иногда считается, что квалификацию легче всего приобрести по учебнику, который просто воспроизводит реальные записи реальных фактов хозяйственной жизни в реальных регистрах. Такими были книги «Ключ коммерции» (первый учебник на русском языке) и классические работы П. И. Рейнбота, С. М. Барана и многих других авторов. Такие учебники были особенно популярны в XVIII и XIX в. В XX в. получил признание другой, более узкий подход к учебнику. Многие авторы стали исходить из того, что превращение аудитории в бухгалтерию не дает эффекта: копии документов не имеют юридической ответственности и не впечатляют молодежь, любящую танцы и другие виды активного отдыха. Документы, которые заполняют в аудитории, студенты часто воспринимают не как документы, а как игрушки. Бухгалтерская процедура трудна, работа кажется однообразной, и редко кто из учеников испытывает радость, поглаживая «бумажки». Поэтому педагоги бухгалтерии вдруг вспомнили заповедь великого учителя Яна Амоса Каменского: «Во всякой науке учите главному я существенному, предоставляя остальное самообразованию и жизни». И тут многие авторы пришли к выводу, что всему не научишь, надо в аудитории и в учебниках учить самому главному — проводкам. Научить по инструкциям и плану счетов тому, как составлять корреспонденции счетов — дело доступное и достаточно легко достигаемое в аудитории в ходе учебного процесса. Ярким выразителем такого подхода был великий русский бухгалтер Е. Е. Сиверс (1852–1917). Излагая учебный материал, он впервые применил различные графические средства: схемы счетов («самолетики»), граф-схемы с геометрическими фигурами и т. д. Этот тип процедурного учебника в настоящее время самый распространенный. При этом очень часто проводки излагаются просто в справочных таблицах, что доставляет удовольствие не только учащимся, но и практикующим бухгалтерам. Все перечисленные варианты имеют много плюсов, ибо готовят молодых людей к практической работе, и один минус — они не раскрывают смысл, скрытый за излагаемой бухгалтерской процедурой, все экономические и юридические проблемы остаются за рамками учебного материала. 2. Чисто содержательный. Авторы учебника исходят из того, что предметом обучения в аудитории должна быть не процедура, а проблема, вернее проблемы. В связи с этим резко меняется характер учебника и его цель. Теперь он оказался рассчитан не на тех, кто хочет выполнять бухгалтерскую работу и получать соответствующую квалификацию, а на тех, кто должен получить компетенцию, т. е. на человека, который понимает степень условности показателей финансовой отчетности, осознает не арифметику — как их считали, а четко представляет принципы, из которых эти расчеты вытекают. Такой учебник составляется без единой проводки, и его может понять любой грамотный читатель «от портного до поэта» и, что самое важное, этот учебник может прочесть и бухгалтер, проведший всю жизнь на практической работе, и ему будет это очень интересно, ибо перед ним открываются фундаментальные пласты великой науки — бухгалтерии. Такой учебник существует: Э. С. Хендриксен, М. Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Это блестящая книга. По такой же методике составлены тексты МСФО. Огромный том, и ни одной проводки. Это новое слово в учебном процессе. Преимущество этого направления в бухгалтерской дидактике в том и состоит, что человек понимает содержание учета, а недостаток связан с тем, что такой бухгалтер напоминает евнуха: все понимает, а сделать ничего не может.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |