Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие были и есть учебники




Какие для бухгалтера нужны учебники

Дата публикация: 23.08.2007

В современных условиях каждому из нас практически ежедневно приходится повышать свой профессиональный уровень. На нас обрушивается огромный поток различной информации, в том числе большое количество специальной литературы. Зачастую нам бывает сложно разобраться, какие из этих книг действи­тельно стоит прочесть. В данной статье свой подход к оценке полезности литературы по бухгалтерскому учету излагает Я. В. Соколов, д. э. н., профессор, член Методологического совета во бухгалтерскому учету при Минфине России.

Многие со времен итальянского купца Б. Котрульи (XV в.) пола­гали, что «... без живого слова, бухгалтерию лишь с трудам мож­но изучить по письменным руководствам». Обратите внимание: хотя и «с трудом», но все-таки можно. Вот шестьсот лет множест­во людей во всех странах мира и сочиняют учебники по бухгал­терскому учету.

И самое любопытное: первый учебник «Трактат о счетах и запи­сях» математика Луки Пачоли (1445–1517) регулярно переиздается до сих пор.

Ясно, что было много авторов, кото­рые хотели написать книгу лучше, чем самая первая. Это было нетрудно. Жизнь менялась. Возникали новые операции, и в течение нескольких веков многие авторы просто брали Трактат и дополняли его новыми све­дениями. С XVIII века стали писать от себя. Но и в конце XIX века были в России люди, уверенные, что в Трак­тате описана практика сегодняшнего дня.

За столь длительное время у педагогов появилось естественное желание учить лучше, чем учили раньше, или лучше, чем учат другие. Поэтому можно выделить в методическом отношении не­сколько типов учебников.

1. Чисто процедурный. Цель: научить учащегося работать, дать ему квалификацию. Придет такой человек к работодателю и ска­жет: «Я учился по книгам А. С. Маргулиса. Вот аттестат». И сразу же такому аттестатодержателю назначат хорошую работу. Проце­дура в таких учебниках излагается или широко, или узко. В пер­вом случае приводятся материалы от четкого описания всего до­кументооборота до порядка составления отчетности. Наиболее ярким выражением подобного подхода могут служить учебники по учету в торговле Н. И. Ильина.

Иногда считается, что квалификацию легче всего приобрести по учебнику, который просто воспроизводит реальные записи реаль­ных фактов хозяйственной жизни в реальных регистрах. Такими были книги «Ключ коммерции» (первый учебник на русском язы­ке) и классические работы П. И. Рейнбота, С. М. Барана и многих других авторов. Такие учебники были особенно популярны в XVIII и XIX в. В XX в. получил признание другой, более узкий подход к учебнику. Многие авторы стали исходить из того, что превращение аудитории в бухгалтерию не дает эффекта: копии документов не имеют юридической ответственности и не впечат­ляют молодежь, любящую танцы и другие виды активного отды­ха. Документы, которые заполняют в аудитории, студенты часто воспринимают не как документы, а как игрушки. Бухгалтерская процедура трудна, работа кажется однообразной, и редко кто из учеников испытывает радость, поглаживая «бумажки». Поэтому педагоги бухгалтерии вдруг вспомнили заповедь великого учите­ля Яна Амоса Каменского: «Во всякой науке учите главному я существенному, предоставляя остальное самообразованию и жиз­ни». И тут многие авторы пришли к выводу, что всему не научишь, надо в аудито­рии и в учебниках учить самому главному — провод­кам.

Научить по инструкциям и плану счетов тому, как со­ставлять корреспонденции счетов — дело доступное и достаточно легко достигаемое в ауди­тории в ходе учебного процесса.

Ярким выразителем такого подхода был великий русский бухгал­тер Е. Е. Сиверс (1852–1917). Излагая учебный материал, он впер­вые применил различные графические средства: схемы счетов («самолетики»), граф-схемы с геометрическими фигурами и т. д. Этот тип процедурного учебника в настоящее время самый рас­пространенный.

При этом очень часто проводки излагаются просто в справочных таблицах, что доставляет удовольствие не только учащимся, но и практикующим бухгалтерам. Все перечисленные варианты имеют много плюсов, ибо готовят молодых людей к практической рабо­те, и один минус — они не раскрывают смысл, скрытый за изла­гаемой бухгалтерской процедурой, все экономические и юридиче­ские проблемы остаются за рамками учебного материала.

2. Чисто содержательный. Авторы учебника исходят из того, что предметом обучения в аудитории должна быть не процедура, а проблема, вернее проблемы. В связи с этим резко меняется характер учебника и его цель. Теперь он оказался рассчитан не на тех, кто хочет выполнять бухгалтерскую работу и получать соот­ветствующую квалификацию, а на тех, кто должен получить ком­петенцию, т. е. на человека, который понимает степень условно­сти показателей финансовой отчетности, осознает не арифметику — как их считали, а четко представляет принципы, из которых эти расчеты вытекают. Такой учебник составляется без единой про­водки, и его может понять любой грамотный читатель «от портно­го до поэта» и, что самое важное, этот учебник может прочесть и бухгалтер, проведший всю жизнь на практической работе, и ему будет это очень интересно, ибо перед ним открываются фунда­ментальные пласты великой науки — бухгалтерии. Такой учебник существует: Э. С. Хендриксен, М. Ф. ван Бреда. Теория бухгалтер­ского учета. Это блестящая книга. По такой же методике состав­лены тексты МСФО. Огромный том, и ни одной проводки. Это новое слово в учебном процессе.

Преимущество этого направления в бухгалтерской дидактике в том и состоит, что человек понимает содержание учета, а недоста­ток связан с тем, что такой бухгалтер напоминает евнуха: все по­нимает, а сделать ничего не может.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.