Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 2 страница




Новый виток гонки вооружений


1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отноше­нии. Реализация этой внешнеполитической задачи осуществлялась в со­ответствии с доктриной ограниченного суверенитета, получившей на За­паде название «доктрина Брежнева». Ее сущность заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны им­периалистических сил все социалистическое содружество должно выс­тупить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену (т.е. конкретной стране) братскую помощь, в том числе и военную.

Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 г. вошли на ее территорию, подавили антисоциалистические вы­ступления и приостановили демократические преобразования.

Сложные отношения были с Китаем. В конце 1960-х гг. они стали просто напряженными, что привело к пограничным конфликтам. Наи­более серьезное военное столкновение произошло в марте 1969 г. на о. Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Все это заставило СССР держать крупные вооруженные формирования около советско-китайской границы.

2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли два совещания коммунистических и рабочих партий (1965, 1969), цель которых заключалась в выработке единой стра­тегии классовой борьбы против мира капитала. Но кризис мирового со­циализма показал истинное положение вещей, что резко уменьшило при­влекательность коммунистического движения в капиталистических странах. Отчетливо это проявилось в конце 1980-х гг., так как не стало ни силы примера, ни материальной подпитки из СССР.

Советский Союз стремился расширить свое геополитическое влия­ние за счет стран «третьего мира». Оказывалась военная и экономи­ческая помощь откровенно диктаторским режимам Ливии, Сирии, Ира­ка, Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Южного Йемена, которые заявляли о своей социалистической и просоветской ориентации.

В контексте мировой политики такая деятельность рассматрива­лась как перманентная борьба двух систем в рамках «холодной войны» и преподносилась как расширение социалистического влияния на зем­ном шаре. Как и международное коммунистическое движение, эти дей­ствия тоже окажутся впоследствии иллюзией.

3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, полу­чившая название «разрядка международной напряженности».


В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР — США, ОВД — НАТО и осознании мировыми политиками не­возможности победы в атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло Программу мира, в которой содержались предложения о запрещении оружия мас­сового поражения, сокращении запасов ракетно-ядерных вооружений, ликвидации военных очагов и прекращении военных конфликтов в раз­личных регионах мира, обеспечении безопасности в Европе, решении спор­ных вопросов между государствами только путем переговоров.

Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:

S подписание в 1970 г. договора между СССР и ФРГ о нормализа­ции отношений;

S заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность терри­ториальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

S улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. Кроме того, СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (в 1972 г.), а также два соглашения об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1 в 1972 г. и ОСВ-2 в 1979 г.)

S успешное проведение в 1972—1975 гг. многоэтапного Европей­ского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 г. подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заклю­чительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем были зафиксированы принципы равноправия, неруши­мости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

Следует отметить, что последние положения стали международно- правовой базой диссидентского движения в СССР и активно поддер­живались Западом.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обо­стрением международных отношений и конфронтацией. Это объясня­лось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ра­кет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической обо­ронной инициативы (СОИ, или программы «звездных войн»).

Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорей­ский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Р. Рейган объявил нашу страну «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продол­жавшейся «холодной войны».

21.5. Культура

Культурная жизнь развитого социализма характеризовалась противо­речивостью и неоднозначностью протекавших процессов (схема 256).


 

Прежде всего это проявлялось в том, что существовало как бы два ее уровня: официально-советский, функционировавший в рамках господ­ствующей идеологии, и неофициальный, демократический, который не приветствовался властями и часто подвергался гонениям и запретам.

В литературе и искусстве единственно разрешенным методом ос­тавался социалистический реализм, существовала очень жесткая цен­зура.

Со второй половины 1960-х гг. центром лучшей отечественной ли­тературы был журнал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским, посто­янная борьба которого с цензурными ограничениями привела к его от­странению в 1979 г. с поста главного редактора.

Часть писателей, оппозиционно настроенных к советской действи­тельности, были насильственно высланы за границу или эмигрировали сами (А. Солженицын, В. Максимов, В. Войнович, И. Бродский и др.).

Произведения социальной направленности публиковали В. Астафь­ев, Ч. Айтматов, Б. Васильев, Б. Можаев, С. Залыгин и др.

Весьма заметным был разрыв между официальной и неофициаль­ной культурой. Получил дальнейшее развитие самиздат (альманах «Метрополь» в 1978 г., в котором приняли участие В. Аксенов, А. Би­тов, Ф. Искандер и др.), альтернативные выставки живописи (например, в 1974 г. художников авангардистов О. Целкова, В. Немухина и других, разгромленная властями при помощи бульдозеров), зарождалось моло­дежное рок-движение. Большое распространение получила так назы­ваемая магнитофонная революция (песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича).

Но и в рамках официальной культуры создавались талантливые произведения. Неизменным успехом пользовались выставки художни­ков И. Глазунова и А. Шилова.

В кинематографе большой интерес был проявлен к фильмам А. Тар­ковского («Андрей Рублев», «Солярис» и др.), Э. Рязанова («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, Или с легким паром» и др.), В. Шукши­на («Калина красная» и др.), В. Меньшова («Москва слезам не верит»).

В театральном искусстве лидировали постановки театра на Та­ганке под руководством Ю. Любимова в Москве и Большого драмати­ческого театра во главе с Г. Товстоноговым в Ленинграде.

Важным шагом в народном образовании стал переход к всеобще­му среднему образованию. Динамично развилась система профтехучи­лищ, которые с конца 1960-х гг. также стали давать учащимся среднее образование.


Высшая школа в основном обеспечивала потребности страны. В 1969г. были возрождены рабфаки как подготовительные отделения для поступления в вузы. Слабым звеном во всей образовательной сфере являлась компьютеризация обучения.

В науке ситуация стабилизировалась и первоочередными считались задачи ее интенсификации. С конца 1970-х гг. стали создаваться меж­ведомственные координационные советы по различным направлениям с целью объединения науки и производства. Но эта проблема не имела простых решений и существует до сих пор.

В фундаментальных и прикладных науках были получены суще­ственные результаты. В 1978 г. Нобелевская премия была присуждена академику П.Л. Капице за открытия в области физики низких темпе­ратур. Продолжалось освоение космического пространства (вывод на околоземную орбиту космических станций «Салют» и «Мир»).

Гуманитарные науки были скованы тисками официальной марксист­ско-ленинской идеологии, но исследования проводились, шло накопле­ние и осмысление новых фактов. Были подготовлены и выпущены в свет многотомные издания: Большая советская энциклопедия в 30 то­мах, История второй мировой войны в 12 томах, История СССР с древ­нейших времен до наших дней в 12 томах (вышло 11).

21.6. Агония социализма

После смерти Л.И. Брежнева пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю.В. Андропов. С его именем связана первая попытка реаними­ровать агонизирующую общественную систему (схема 257). С 1967 по


 

1982 г. он возглавлял КГБ и лучше других знал реальную обстановку в стране.

Им были предприняты попытки укрепить дисциплину, начать борь­бу с коррупцией, провести серьезные кадровые изменения. Народ встретил эти меры с одобрением, но судьба отвела Ю.В. Андропову слишком короткий срок. Его руководство длилось всего 15 месяцев. Вместе с тем следует сказать, что действовал он в рамках коммунис­тической системы и избежать развала социализма без применения чрезвычайных репрессивных методов, по-видимому, уже было нельзя.

Ю.В. Андропова сменил давний соратник Л.И. Брежнева, 73-летний тяжело больной К.У. Черненко (схема 258). Это было связано со

Схема 258

 

стремлением геронтократов продлить свою власть. Вновь стали воз­рождаться худшие брежневские традиции. Началась идеологическая кампания по совершенствованию развитого социализма, была сверну­та борьба с коррупцией и за дисциплину. Стали ухудшаться экономи­ческие показатели, обозначив кризисность ситуации. 10 марта 1985 г. К.У. Черненко скончался.

Контрольные вопросы

1. С какими проблемами столкнулось новое советское руководство после отставки Н.С. Хрущева?

2. Каковы суть экономической реформы 1965 г. и ее основные направ­ления? *

3. С чем связано нарастание кризисных явлений во всех сферах обще­ства?

4. Что такое «доктрина Брежнева» в области внешней политики?

5. Почему сельское хозяйство находилось в перманентном кризисе?

6. Какие главные тенденции были характерны для культуры 1960-х — пер­вой половины 1980-х гг.?

Литература

Адриянов В.И. Косыгин. М., 2003. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992. Л.И. Брежнев. Материалы к биографии. М., 1991. Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. М., 1995. Кн. 2. Кушнерева Ю., Черникова Т. 1960-е годы: иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. М„ 1998.

Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: официальная версия и уроки правды. М., 1993.

Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991. Кн. 1—2.

Медведев Р.А. Генсек с Лубянки. М., 1993.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.

Синявский А.С. Российский город в 1960—1980-е гг. М., 1995. Уроки реформы 1965 г. М., 1992. Семанов С. Юрий Андропов. М., 2003.

Эпелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953—1970 гг. М„ 1999.


22. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1985-1991 ГОДАХ. ПЕРЕСТРОЙКА

22.1. Цели, предпосылки и этапы перестройки

В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновле­нию в результате закулисной борьбы к власти пришло новое полити­ческое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис, По­литбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название «перестройка» (схема 259). Этот период станет одним из самых дра­матических в новейшей отечественной истории.

Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при реше­нии сложных социально-экономических и политических проблем.



Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, при­дав ей второе дыхание.

Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 1970-х — начале 1980-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производитель­ности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На едини­цу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, не­исчерпаемые трудовые ресурсы — выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных — за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затра­ты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...

Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отрасля­ми тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, — никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в ре­гионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции».

Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходи­мостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сфе­рах жизни общества.

Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.

22.2. Попытки экономических преобразований

У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимос­ти, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому пер­воначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в на­родном хозяйстве использовались подходы, традиционные для совет­ской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пу-ци к реформированию стали ре­шения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического разви­тия страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производи­тельности труда, совершенствование экономических отношений, акти-

Таблица 49

Этапы Содержание
Первый (1985— 1987) Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной кампании. Чернобыльская трагедия. Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке. Попытки осуществления экономических реформ путем пе­рестройки управления народным хозяйством. Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
Второй (1988— 1989) Начало развития частной инициативы и предприниматель­ства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы). Осуществление реформы политической системы. Политическое пробуждение общества и его раскол на демо­кратов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-по­литических сил. Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. Усиление борьбы за власть между союзными и национально- республиканскими политическими элитами. Обретение перестроечными процессами неуправляемого ха­рактера
Третий (1990— 1991) Углубление реформы политической системы. Отмена монопольного права КПСС на власть. Учреждение поста Президента СССР. Выработка путей перехода к рыночной экономике. Нарастание политического противоборства. Августовские события 1991 г. Обвальный распад общества и государства. Крах пере­стройки

 

визацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В оте­чественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальных вложений, по тем временам это были огромные средства.

Основные этапы перестройки

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисцип­лины и повышения организованности. Для повышения качества выпус­каемой продукции на крупных предприятиях ввели государственную приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократи-

Схема 260

 

ческой структурой, что привело к увеличению административного пер­сонала и практически не отразилось на качестве товаров.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, осно­ванная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате суще­ственно сократились поступления в госбюджет. Социальные и эконо­мические издержки такой инициативы самым негативным образом по­влияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Черно­быльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радио­активное облучение получили десятки тысяч человек, заражению под­верглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.


Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало ис­кать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со­кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосу­дарственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направ­ления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верхов­ного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Ми­нистров утвердил постановление о перестройке планирования, ценооб­разования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за ра­дикальную экономическую реформу, относились следующие:


 

• перевод предприятий на полный хозрасчет;

• радикальная перестройка централизованного руководства эконо­микой;

• коренное изменение планирования;

• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;

• создание новых организационных структур управления;

• всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые го­ризонтальные связи с другими организациями. Но реального воплоще­ния эти меры практически не получили, сохранялся диктат централь­ных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствова­ла система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства това­ров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направле­ния сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возму­щалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального харак­тера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова нако­нец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реаними­ровать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной эко­номике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономи­ки страны на рыночные рельсы (схема 262). Одна программа была пред­ложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая — группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение при­давалось реформе цен, согласно которой предполагалось администра­тивным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.