КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки распада СССР
Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности Борьба за власть между центральными национально-региональными политическими элитами советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки
Кризис коммунистической идеологии, ослабление роли КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно- Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-
политической монополии на власть, составлявших основу СССР
Но помимо негативных есть факторы, которые, безусловно, можно считать позитивными результатами перестройки. К ним относятся и ликвидация гонки вооружений, и прекращение военного противостояния держав, и утверждение политических свобод, и др. (схема 272).
Контрольные вопросы 1. Какими факторами было обусловлено начало перестройки? 2. Почему не сработала концепция ускорения социально-экономического развития страны? 3. Была ли необходимость в реформе политической системы в стране? 4. В чем заключались причины неудач экономического реформирования? 5. Что такое «новое политическое мышление»? 6. С чем связанно обострение межнациональных отношений в период перестройки? 7. Были ли распад СССР и крах перестройки неизбежены? Литература Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985— 1991. М., 2002. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР — Россия: от М.С. Горбачева до В.В. Путина. М., 2003. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. М., 1995. Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992. Грачев А.С. Горбачев. М., 2001. Игрицкий Ю.Ц. Общественные трансформации в СССР после 1985 г.: взгляды и концепции. М., 1998. May В.А. Экономика и власть. Политическая история экономических реформ. 1985—1994. М„ 1995. Перестройка: Десять лет спустя (апрель 1985 г. — апрель 1995 г.). М., 1995. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. М., 1998. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985—2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. Чешко С.В. Распад Советского Союза. ЭтногГолитический анализ. М., 1996. Шахназаров Г.Х. Цена свободы. Реформация Горбачева глазами его помощника. М., 1993. Яковлев А.Н. Омут памяти. М., 2000. 23. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 23.1. Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым. В России к осени 1991 г. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всех городах были введены талоны, по которым теоретически можно было приобрести от полкило до килограмма мяса в месяц, от пяти до десяти яиц, килограмм сахара и другие товары первой необходимости. Часто эти талоны просто нечем было отоварить. К декабрю 1991 г. товарные запасы в розничной торговле в целом соответствовали 32 дням, по мясу и рыбе — 10 дням, яйцам — 3 дням, животному маслу — 21 дню, одежде — 35 дням, обуви — 29 дням. Запасы продовольственного зерна составляли 3 млн тонн (при потребности свыше 5 млн тонн). Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счет немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту. Валютные резервы были фактически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за все время существорания государства составлял менее 300 тонн (289,6 тонн на 1 января 1992 г.). Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути: первый — вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но этот путь в XX в. страна уже проходила несколько раз; второй — либерализовать экономику через радикальные реформы. В последние месяцы 1991 г. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар. Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы. До сих пор идут споры о том, как именно надо было начинать и вести реформы в России, предлагаются всевозможные варианты более мягкого, постепенного, эволюционного вхождения в рыночную экономику. Абстрактно, конечно, эволюционные реформы всегда лучше революционных. Но они были бы возможны, если бы в стране хоть как-то работала старая административная система и рынок мог формироваться параллельно с плановым хозяйством, а не вместо него. Таким путем шел Китай, сохранивший монопольную власть компартии и внедрявший капитализм «снизу» — через индивидуальные и кооперативные формы. В России ситуация была критическая, и с 1992 г. началась реализация радикальной экономической реформы (схема 273). Ее первым шагом стала либерализация цен, т.е. отказ от их государственного регулирования. Цены возросли в десятки и сотни раз. Но «шокотерапия» вскоре дала первые результаты. Прилавки магазинов наполнились товарами. Однако покупательная способность большинства населения была низкой, так как при такой ситуации все сбережения граждан были быстро израсходованы, а рост зарплаты искусственно сдерживался. Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертация рубля, появилась легальная возможность обмена на иностранную валюту. На рынок хлынул поток импортных товаров, что ухудшило положение отечественных товаропроизводителей. Не оправдались надежды, связанные с вступлением России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), многомиллиардные кредиты от Запада не были получены. Большинство западных инвесторов предпочитало не рисковать на российском рынке. Не принесла ощутимых успехов и конверсия оборонного комплекса, так как не было продуманной программы ее осуществления. Не получив поддержки от государства, многие предприятия оборонной промышленности просто приостановили свою деятельность. В тяжелом положении оказались и машиностроительные отрасли комплекса. Про-
цесс падения производства затронул практически все сферы промышленности и сельского хозяйства. Экономика держалась за счет топлив- но-добывающей и металлургической отраслей, а также увеличения экспорта их продукции. Экономические реформы охватили и аграрный сектор народного хозяйства. В первую очередь были созданы правовые основы для становления частного фермерства. Однако опыт показал, что в обозримом будущем оно не сможет стать ведущим в сельском хозяйстве, поэтому главная проблема заключалась в преобравовании колхозов и совхозов в хозяйствующие организации, способные адаптироваться к рыночным условиям. С этой целью была предпринята процедура формальной перерегистрации хозяйств, в ходе которой земля и фонды передавались коллективам работников и пенсионерам и делились на условные паи. Далее каждый владелец пая мог принять решение о выходе из хозяйства с землей и частью имущества или остаться в коллективе. Тем самым колхозы и совхозы были фактически отделены от государства. В настоящее время практически все хозяйства страны перерегистрировались. Большинство из них стали коллективными хозяйствами с коллективно-долевой собственностью. Часть хозяйств преобразовалась в так называемые ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов (например, некоторые хозяйства Нижегородской области). В этом случае прежний (колхозно-совхозный) вид хозяйства ликвидировался и разделялся на достаточно целостные производства индивидуального и кооперативного типа, которые сообща использовали бывшую инфраструктуру коллективных хозяйств советского типа. Но реальная экономическая практика показала, что товарность сельского хозяйства от этого сильно не увеличилась. Оно и сейчас слабо конкурирует с импортными товаропроизводителями, и кризисные явления в аграрной сфере продолжаются. Важным направлением в проведении экономических реформ считалась приватизация. С ее помощью предполагалось осуществить процесс разгосударствления собственности и покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения, запустив тем самым в действие механизм рыночной конкуренции. В конце 1992 г. началась выдача населению приватизационных чеков (ваучеров) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей, которые оно могло вкладывать в приватизируемые предприятия и инвестиционные фонды. Предполагалось, что таким путем будет создан достаточно широкий слой собственников, который станет основой для формирования среднего класса страны. Но началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками, отдельными состоятельными людьми, мафиозными структурами. В результате для большинства населения ваучеризация ничего не дала и не сделала их, как полагали реформаторы, процветающими собственниками. Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем: начались хронические задержки выплаты заработной платы; появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался; обострилась криминогенная обстановка в обществе; стал падать жизненный уровень значительной части населения (схема 274). Введение рынка «по-российски» сделало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение. Доходы 70% населения опустились ниже уровня достойного существования. Ускоренными темпами богатели лишь немногие. По признанию западных исследователей, уже сегодня разрыв в доходах в России больше, чем в США. Наиболее увере-
Схема 274 ны в собственном будущем работники аппарата управления. Потеряли веру в лучшую жизнь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми. Хотя одно преимущество рыночных преобразований по достоинству оценивают большинство: предпочтение отдается товарному изобилию с высокими ценами, а не дефициту потребительских товаров по доступным основной массе населения ценам. Но в целом социальная ситуация в России очень тяжелая. Средний класс, на который рассчитывали реформаторы, в развитых странах составляет не менее 2/3 населения, а в России — меньшинство. При этом из него практически были «вымыты» интеллигенция и квалифицированные рабочие, из которых и формируется в основном средний класс в странах Запада. Эти категории в России становятся обездоленными, что подрывает социальную базу реформ и грозит социальным взрывом. Резкое снижение жизненного уровня россиян стало главной причиной быстрого падения рождаемости. Смертность превысила рождаемость. На грани выживания оказались работники бюджетной сферы: науки, образования, культуры, здравоохранения. Массовый характер приняла «утечка умов» за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни. Острые социально-экономические проблемы и контрасты составили в совокупности очень высокую «социальную^ену» проводимых реформ. Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 г. Первые признаки экономического роста появляются в 1997 г., когда объем промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом. Финансовый кризис 17 августа 1998 г., при всей его тяжести и трагичности для части населения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999—2004 гг. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства (схема 275). С 2000 г. ВВП имеет положительный рост, и это обнадеживающие показатели для экономики переходного периода. Вместе с тем экономическая система, которая сложилась в России в результате реформ, далека от классически рыночной. Ее по-прежнему отягощает наследие прошлого, а экономические, политические и социальные отношения вовсе не соответствуют процветающему рыночному хозяйству. Современная оценка нынешнего российского общества преимущественно носит негативную окраску: «бандитский», «грабительский», «олигархический» капитализм. Более научно обоснованное определение попытался дать лидер партии «Яблоко» Г.А. Явлинский. Он назвал сегодняшнее состояние в стране «периферийным капитализмом», схожим с системами Азии и Латинской Америки, где отсутствуют развитые атрибуты гражданского общества и существует зависимость местного бизнеса от власти и экономики развитой части мира. России еще много предстоит пережить, прежде чем ее экономика станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.
23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Правительство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти (схема 276). Центром оппозиции Правительству стал Верховный Совет РСФСР во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым. На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин под влиянием мощный волны критики в адрес Правительства был вынужден отстранить от занимаемой должности Е.Т. Гайдара и назначил вместо него B.C. Черномырдина, который поддерживал проведение реформ, но готов был к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжалось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом, в ходе которой на сторону последнего перешел вице-президент А.В. Руцкой. В стране фактически начало складываться двоевластие. 20 марта 1993 г. Б.Н. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточно резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съезда народных депутатов, которые, по его мнению, мешают продолжению реформ в стране. В ответ на это законодательная власть срочно созвала внеочередной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отрешении Президента России от должности. Импичмент не удался, противники Президента не набрали необходимого количества голосов. Тогда было решено провести 25 апреля 1993 г. общероссийский референдум по вопросам, сущность которых составляла основу противостояния властей. Но ни одна из сторон по итогам референдума не получила решающей поддержки избирателей. Длительное противостояние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме вооруженного конфликта. 21 сентября 1993 г. в «Обращении к гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин сообщил, что подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым распускались Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначались выборы в новый орган представительной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации. Президент, обосновав необходимость этого решительного шага, отмечал, что единственным способом преодо Верховный Совет РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифицировали действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот. Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путем одновременных выборов Парламента и Президента страны властями услышаны не были. Лидеры «непримиримой оппозиции» вывели своих вооруженных сторонников на баррикады. Президент ввел в Москву
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |