КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К переключению внимания
Вводные замечания. Распределение внимания, как способность одновременной его направленности на два или несколько объектов или видов деятельности, как способность к произвольному переключению внимания, а также как способность к быстрому переходу от одного вида деятельности к другому, может оцениваться по итогам выполнения специальных физических упражнений (апробированы П. П. Пархоменко). Методика наблюдения. При наблюдении за обследуемыми во время выполнения упражнений учитываются свойства их произвольного внимания — наблюдательность и быстрота психомоторного реагирования на различные стимулы (с 1-го, со 2-го или с 3-го обращения экспериментатор вступает в контакт с испытуемым). Насколько длительно по времени сохраняется у испытуемого высокая степень произвольного внимания, — не истощается ли она? Во время наблюдения преподавателя (тренера, экспериментатора) за испытуемыми учитываются их поведенческие реакции, наличие растерянности, недоумения на лице при выполнении заданий по оценке внимания (что характеризует для них субъективную трудность выполнения именно этих заданий). При наблюдении за испытуемыми в процессе выполнения предлагаемых ниже упражнений учитывается внимательность обследуемого к командам преподавателя; например, при подаче сигналов на изменение направления движения, переход от ходьбы к бегу и т. д., выполнение упражнений по показу, способность видеть подсказки жестами и реагировать на замечания тренера-преподавателя. В спортивных играх при изучении психомоторики спортсменов учитывается, как обследуемый «видит поле», как он распределяет внимание между своими и чужими игроками и др. Упражнение 1. Запомни свое место в строю. Всем обучаемым предлагается запомнить свое место в строю во время исходного построения и быть готовым встать на это место по соответствующему сигналу после того, как спортсмены разойдутся кто куда по залу (например, при команде «Встать на свое место в строй!» при подаче тренером (экспериментатором) двух длинных свистков или поднятых вверх красного и белого флажков). Затем упражнение можно усложнить, соединив обе команды вместе. При выполнении команды отмечаются те Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 45 испытуемые, кто последними занимают свои места в строю и делают ошибки перебеганием с места на место. При этом иногда даются ложные сигналы (например, поднимаются вверх два красных флажка) и отмечаются лица, реагирующие на ложный сигнал. Упражнение 2. Запомни много команд. Обучаемые делятся на 2 группы, одни выполняют предлагаемые действия, другие следят за ошибками. Подаются несколько команд, например: «Шаг вперед, поворот налево, поворот кругом!» Все в играющей шеренге их выполняют, допустившие ошибку делают два шага вперед. Следующая команда включает задание на 4, 5 и 6 действий. Выигрывает группа, которая совершит меньше ошибок после выполнения команд на 6 действий. Упражнение 3. Запрещенное движение. При выполнении ряда движений поточным способом (по командам или показу) заранее условливаются не выполнять одно-два движения (например, руки на пояс и наклон вперед). Кто ошибается и выполнит «запрещенное» движение вслед за преподавателем, делает шаг вперед, при повторной ошибке — еще шаг и т. д. В конце упражнения отмечаются самые невнимательные. Упражнение 4. Делай наоборот. При выполнении вольных упражнений по методу «делай за мной» обучаемые должны делать упражнения зеркальным способом, т. е. если преподаватель поднимает правую руку, обучаемый — левую; преподаватель наклоняется влево, обучаемый — вправо и т. д. Упражнение 5. Делай, как я. Тренер-преподаватель на месте или в движении быстро выполняет ряд последовательных упражнений, а спортсмены или обучаемые повторяют их и следят друг за другом (кто делает ошибки, кто медленно переключается с одного упражнения на другое). Экспериментатор наблюдает за испытуемыми и фиксирует их движения и ошибки в заранее заготовленный протокол. Упражнение 6. Точные повороты. В быстром темпе подаются команды для поворотов с точностью до 45°, например: «На 135° напра-во!», «На 225° напра-во!», «На 270° нале-во!» и т. д. Упражнение 7. Посчитай флажки. Обучаемые движутся в колонне по одному в обход площадки (зала), выполняя вольные упражнения в движении. Водящий в центре через 10-15 с подает команды свистками и поднимает 1-3 флажка. Надо считать и суммировать количество поднятых флажков. Команды к счету подаются 5-6 раз. Упражнение 46 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела может быть усложнено, если отдельно подсчитывать белые и красные флажки. Упражнение 8. Выполняй команды по сигналам. Объясняется назначение нескольких сигналов, например: свисток — движение правым боком вперед, два свистка — обычное движение шагом в колонну по одному; поднятый флажок — никто не должен касаться пола левой ногой и т. п. Упражнение 9. Будь внимателен. После выполнения нескольких упражнений колонна поворачивается лицом к стене, и задаются вопросы о размещении оборудования в зале, о плакатах, стендах, картинах, о количестве электроламп и т. д. Упражнение 10. Следи за командой. Выполняется упражнение (например, комплекс утренней физической зарядки) по подразделениям. Каждое движение выполняется по командам «Делай—раз!», «Делай—два!» и т. д. Условие — пропускать движения, если в команде пропущено слово «делай». Упражнение 11. Делай наоборот. Дается задание в каком-либо упражнении выполнять все движения противоположно поданным командам (в противоположную сторону). Например, по команде «Левую руку вверх!» — надо поднять правую руку. Упражнение 12. Обегание стоек по различным сигналам. На баскетбольной площадке расставляются в линии 3 стойки через 6 м. Находясь под щитом на лицевой линии, по команде «Марш!» начать бег и обежать стойки по ходу и обратно. Количество кругов возле каждой стойки и направление обегания определяются экспериментатором сигналами флажков в левой и правой руке (количество флажков означает количество обеганий, направление кругов зависит от того, в какой руке флажки: левая рука — левый круг, правая — правый круг). Если же при этом экспериментатор подает сигналы свистком, то количество обеганий определяется количеством свистков, а флажки в левой или правой руке означают только, каким кругом должен бежать обследуемый. Регистрируется общее время обегания стоек, количество ошибок, штрафное время за ошибки (обегание в противоположную сторону — 2 с, пропуск круга — 4 с, лишний круг не штрафуется). Нормативные оценки за это упражнение выведены в 5-балльной шкале: «отлично» — 26,5 с; «хорошо» — 26,6-28,2 с; «удовлетворительно» — 28,3-29,9 с; «плохо» — 32 с; «очень плохо» — 34,5 с. Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 47 Упражнение 13. Ведение мяча вокруг стоек по сигналам. На баскетбольной площадке расставлены 2 стойки: 1-я — в 5 м от линии старта, 2-я — через 5 м по ходу. Обследуемый должен, находясь на лицевой линии, по команде «Марш!» добежать до противоположного щита, взять мяч и повести его баскетбольным способом к стойкам. При подходе к 1-й стойке, за 2-3 м, он получает команду от экспериментатора, который поднимает определенное количество флажков в левой или правой руке, что и означает направление обегания и количество кругов (как в предыдущем упражнении). Сумма всех кругов обеих стоек — 4. Регистрируется общее время выполнения задания, количество ошибок, штрафное время за ошибки. Оценки выводятся в 5-балльной шкале: «отлично» — 25,3 с; «хорошо» — 25,4-28,1 с; «удовлетворительно» — 28,2-30,9 с; «плохо» — 31,0-34,9 с; «очень плохо» — 35 с. Упражнение 14. Движение по гимнастической скамейке с мячом. Обследуемому предлагается пройти по рейкам двух перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, вперед и назад и громко произносить числа по таблице умножения на шесть (1x6=6; 2 х 6 = 12; 3 х 6 = 18 и т. д.) при прохождении в одну сторону и на семь при возвращении. (Более сложный вариант этого упражнения: под каждый счет таблицы необходимо также выполнять одно перебрасывание баскетбольного мяча из руки в руку. Расстояние между кистями рук около 1 м.) Регистрируется время прохождения вперед и назад, за каждую ошибку в таблице умножения, за потерю равновесия (мяча) набавляется по секунде. Оценки в 5-балльной шкале: «отлично» — 13 с; «хорошо» — 13,1-15,0 с; «удовлетворительно» — 15,1-17 с; «плохо» — 17,1-19,9 с; «очень плохо» — 20 с. Завершение работы. Преподаватель (тренер, экспериментатор) доводит до испытуемых результаты выполнения ими предложенных упражнений и предлагает обсудить следующие вопросы: 1) Какие свойства внимания важны в спортивной деятельности? 2) Какие причины и факторы могут вызвать состояние растерянности спортсмена, проявляющиеся в его «несобранности»? Задание 5. Психомоторная совместимость спортсменов в командах1 Вводные замечания. Цель данного задания — ознакомиться с простым инструментальным способом экспериментального изучения психо- Румянцева В. И. Психодиагностика совместимости в спортивных командах. Практические занятия по психологии. — М: ФиС, 1989. — С. 94-97. 48 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела моторной совместимости спортсменов в командах с помощью гомео-статической установки Румянцевой. Психомоторная совместимость спортсменов очень важна в командных видах академической гребле, в работе на многоместном тренажере, при выполнении групповых упражнений с общим предметом и др. Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 49 Ассистенты ведут наблюдение за поведением, общением, распределением функций между участниками взаимосвязанной психомоторной деятельности. В протоколе опыта фиксируются время, ошибки, вербальная активность, число речевых реакций (лидерское и ведомое поведение и др.).
Описание методики. Установка Румянцевой (рис. 8) состоит из двух основных частей: полого металлического стержня, укрепленного на утяжеленной металлической платформе, и металлического кольца, по окружности которого равномерно распределены 4 отверстия с резьбой. В них вкручиваются 4 небольших болта с закрепленными на них капроновыми нитями (тонкая веревка, шпагат и др.) длиной от 4 до 6 м. Другой конец нити снабжен металлическими или деревянными ручками для захвата их испытуемыми. В исходном положении перед решением задачи нить намотана на ручки. Методика работы. Опыт групповой. Студенты разбиваются на экспериментальные группы по 4 человека. Назначаются 2 ассистента. Каждая экспериментальная группа получает 1 тренировочную и 1 контрольную попытку. Формируется не более 2-3 групп. Касание кольца о стержень сопровождается звуком и считается ошибкой. Они работают по инструкциям А и Б. Инструкция А: «Надеть кольцо на стержень как можно быстрее. Фиксируются время и число ошибок». Инструкция Б: «Надеть кольцо на стержень как можно точнее. Фиксируются ошибки и время». Завершение работы. Результаты эксперимента в каждой группе подвергаются статистической обработке. Затем проводится сравнительный анализ показателей по нескольким группам. Определяются факторы, повлиявшие на достигнутый уровень психомоторной совместимости в каждой группе, и наличие в ней деловых и эмоциональных лидеров. Задание 6. Комплексное исследование психомоторики спортсменов1 Вводные замечания. Цель данного задания состоит в обучении студентов, специализирующихся по спортивной психологии, комплексному применению методик измерения психомоторных реакций спортсмена для оперативной диагностики состояния его психической готовности к соревнованию. Для того чтобы по показателям психомоторных проб-тестов диагностировать предсоревновательное психо-Функциональное состояние спортсмена, необходимо уметь интерпретировать полученные количественные данные. Как правило, в усло- Киселев Ю. Я. Методы исследования предсоревновательных психических состояний У спортсменов. Практические занятия по психологии. — М.: ФиС, 1989. — С. 116-119. 50 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела виях, связанных с соревновательной деятельностью, все показатели претерпевают изменения по сравнению с фоном. Динамика их обусловлена, с одной стороны, особенностями вида спорта, с другой — индивидуальными особенностями спортсмена. Поэтому практическому использованию психомоторных тестов в целях диагностики психической готовности спортсмена к соревнованию должно предшествовать определение отличия предсоревновательных данных от фоновых. Полученные показатели следует сопоставлять каждый раз с результатами, достигнутыми спортсменом в этом соревновании. Порядок работы. Для выполнения данного задания требуются тремо-метр, теппинг-тест, кистевой динамометр, секундомеры, формы протоколов, список слов-раздражителей для ассоциативной пробы. Формы протоколов
52 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела Подсчитывается: 1) среднее время реакции на «нейтральные» слова, с; 2) среднее время реакции на «полуспортивные» слова, с; 3) среднее время реакции на «спортивные слова», с; 4) число слов-ответов, связанных по смыслу со спортом. Методика работы. Все студенты разбиваются на пары, поочередно обследуют друг друга и записывают фоновые данные в протокол (см. формы протоколов выше). Тремометрия. Тремометр располагается на уровне груди испытуемого. Он берет в правую руку (если она «рабочая») рукоятку штифта, как карандаш при письме (рука согнута в локтевом суставе и не касается туловища), вводит штифт в отверстие диаметром 2 мм и держит его течение 10 с, стараясь не касаться им стенок отверстия и не замыкать контакт. Реакция на время. Испытуемый получает секундомер (надо держать его так, чтобы не видеть циферблата), самостоятельно (без команды) включает, а когда, по его мнению, пройдет ровно 7 (6,8) с, выключает и, не глядя на циферблат, отдает экспериментатору. ■» Теппинг-тест. Прибор располагается на столе перед сидящим испытуемым. Он кладет соединенные пальцы правой руки на подвижную планку прибора и по команде «Быстро... гоп!» начинает постукивать ими в максимально быстром темпе. Сигналом для прекращения работы служит команда «Стоп!», которую подает экспериментатор по прошествии 10 с. Затем испытуемому предлагается нажимать на планку в темпе, составляющем'/, от максимального (т. е. вдвое медленнее). Команда для начала работы — «Спокойно... гоп!», для окончания (через 10 с) — «Стоп!». Динамометрия. В положении основной стойки (рука с динамометром прямая и не касается бедра) измеряется максимальная сила кисти испытуемого. Затем он сжимает динамометр с усилием, составляющим S от максимального. Корректурная проба. Испытуемому предлагается в течение 2 мин просмотреть специальную таблицу строка за строкой, стараясь быстро и правильно отыскать в них определенные, указанные экспериментатором знаки или сочетания знаков, подчеркивая при этом одни и зачеркивая другие. По истечении каждых 30 с экспериментатор подает сигнал «Гоп!» — испытуемый ставит вертикальную черту в том месте таблицы, которое он просматривал в момент сигнала. Через 2 мин Тема 2. Специальные упр ажнения для изучения психомоторики 53 подается команда «Стоп!» — испытуемый ставит две вертикальные черты и прекращает работу. Пульсометрия. Пульс измеряется пальпаторно в течение 10 секунд с последующим подсчетом величины «индивидуальной минуты». Проба на равновесие. Испытуемому предлагается в течение 10 с удерживать равновесие в положении стоя на одной ноге, другая впереди, руки вверху, глаза закрыты. Экспериментатор фиксирует ошибки: покачивания, корригирующие движения стопой опорной ноги (1 балл) и смещения ее (2 балла). Одноразовым показателем пробы на равновесие является сумма баллов, полученная в испытании. Ассоциативный эксперимент. Предварительно дается специальная инструкция: «Отвечайте как можно быстрее на каждое произнесенное мной слово любым словом». Слова-раздражители экспериментатор подбирает перед экспериментом так, чтобы среди них были, чередуясь в случайном порядке, 7 слов, не связанных со спортивной деятельностью испытуемого и эмоционально незначимых — «нейтральных»; 6 слов, которые можно понять и как связанные со спортивной деятельностью, и как не связанные с ней — «полуспортивные» (например, «поле», «вращение», «дыхание», «минута»), 7 слов, связанных по смыслу с соревнованиями по виду спорта, в котором специализируется испытуемый. Экспериментатор включает секундомер сразу же после произнесения слова-раздражителя или одновременно и выключает, услышав слово-ответ. В протокол записываются время реакции (показания секундомера) и слова-ответы. Все пробы (кроме корректурной, пульсометрии и ассоциативного эксперимента) берутся в каждом исследовании 5 раз. Завершение работы. Обработка протоколов, где записаны показания проб-тестов. При наличии пяти показателей вычисляют моду (два крайних — наибольший и наименьший — не учитываются, по трем оставшимся вычисляют среднее арифметическое). Оценивая результаты корректурной пробы, учитывают общее число просмотренных знаков, число ошибок (общее число пропущенных знаков или их сочетаний и неверно зачеркнутых), изменение числа просмотренных знаков и числа ошибок по полуминутным отрезкам времени. При обработке протокола ассоциативного эксперимента вычисляют среднее время реакции на слова-раздражители отдельно по каждой из трех групп и учитывают число слов-ответов, связанных по смыслу с соревновательной Деятельностью испытуемого. 54 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |