Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Различают три основных направления применения психологических • методов и методик в педагогической практике спорта




Различают три основных направления применения психологических • методов и методик в педагогической практике спорта.

1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься но­вичку (ребенку или подростку).

2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на сорев­нованиях как единое целое (спортивная селекция). В настоящее время в большинстве команд высшей лиги включены в штат спе­циальные тренеры-селекционеры, которые отбирают из команд бо­лее низши.1 лиг именно тех спортсменов, которые по своим психи­ческим, физиологическим и физическим качествам претендуют на роль игрока (спортсмена) высшей лиги.

3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в нацио­нальную олимпийскую сборную.

Решение проблемы спортивного отбора, как известно, невозмож­но без психологических знаний о спортсмене и связано с решением следующих четырех задач.

1. Определение модельных характеристик — своего рода спортограм -ма вида спорта со своими требованиями к устойчивости психики, структуре личности и спортивно-важным качествам спортсмена.

2. Прогнозирование — одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.

3. Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требова­ниям спортограммы содержание той или иной психологической ме­тодики для целей диагностики спортивно-важных качеств лично­сти, тем выше эффективность спортивного отбора.

4. Улучшение организации отбора (обычно отбор и спортивная ори­
ентация проводятся в течение ряда лет на нескольких этапах, так
как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики
индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном про­
цессе и, во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей ре­
альной обстановке со всеми возможными усложненными ситуация­
ми, включая экстремальные условия).

Спортивному педагогу в своей практической деятельности прихо­дится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все


10 Введение

вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением вышеназванных задач.

На первом этапе решение задач спортивной ориентации основы­вается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограм-мы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способно­сти юных спортсменов, которые предполагают успешность их спор­тивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей по видам спорта на первом этапе нецелесообраз­но. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта. И в этом педагогу несомненную помощь окажут предлагаемые в данном пособии методики психоди­агностики.

На втором этапе решение задач спортивной селекции основыва­ется на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требова­ниями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям — быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной си­стемы, оперативному мышлению, распределению внимания и т. п. — подходит для занятий спортивными играми или спортивными едино­борствами. На втором же этапе мы должны отобрать данного мальчи­ка уже конкретно для определенного вида спортивных игр (футбола, баскетбола, хоккея, волейбола, тенниса и др.) или спортивных едино­борств (бокса, борьбы, фехтования). Это, так сказать, первичная пси­хологическая селекция. А вторичная заключается в отборе перспек­тивных молодых спортсменов в команды высшей лиги.

Эта проблема более сложная, так как помимо чисто специфиче­ских психологических способностей спортсмена к занятиям тем или иным видом спорта надо определить и уровень развития его волевых, эмоциональных, интеллектуальных и сенсорных качеств, определить его личностные социально-личностные особенности. То есть на дан­ном этапе решается, по существу, и задача прогнозирования успешно­сти выступления спортсмена в том или ином виде спорта.

На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спорт­сменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуальных прогнозных модельных психологи-


Введение 11

ческих характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в экстремальных условиях соревнований. Третий этап является одним из основных, особенно при отборе спортсменов в олимпийскую ко- • манду России, в сборные команды ведомств и обществ для участия в первенствах, международных соревнованиях и.чемпионатах. Эффек­тивность третьего этапа отбора является показателем психологиче­ской подготовленности, эрудиции и педагогической интуиции тренера-педагога, который на основе умелого подбора методик психодиагно­стики, своих наблюдений и внимательного изучения личности спорт­сменов в различных условиях жизни и спортивной деятельности смог отобрать из многих претендентов в команду наиболее подготовлен­ных и надежных спортсменов.

Опыт наиболее известных спортивных тренеров-педагогов пока­зывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эф­фективностью психологического отбора на втором и первом этапах. То есть цикл замыкается: отбор на третьем этапе позволяет обосновать отбор на втором и первом этапах. И наоборот, чем выше эффектив­ность первого этапа, тем выше эффективность второго и третьего эта­пов психологического отбора.

Но вопрос заключается в том, какие методики психодиагностики и какие методы психологической подготовки спортсменов следует ре-

|

комендовать их тренерам на том или ином этапе отбора для решения той или иной задачи? Исходя из исследований спортивных психоло­гов, прежде всего, по-видимому, следует рекомендовать те психологи­ческие методы и методики, которые необходимы для определения личностных, социально-психологических и мотивационных особен­ностей спортсменов на втором и третьем этапах отбора, что важно так­же для решения педагогических задач спортивной селекции и первич­ного комплектования команды. В дальнейшем тренеру необходимо более углубленное знание об индивидуальных особенностях спорт­сменов, с которыми он работает. Надо также учесть, что личностные и индивидуально-типологические особенности личности спортсмена — это наиболее консервативные качества, сформировавшиеся у челове­ка на базе наследственно-врожденных задатков, и они менее всего подвержены быстрым изменениям по желанию тренера или спорт­смена, но и они подвержены временным флуктуациям, развитию или изменению путем упорной тренировки. Как показал спортивный пси­холог Г. Е. Леевик (1986) в своих исследованиях высококвалифици­рованных спортсменов-парашютистов, даже меланхолик с его слабо-


12 Введение

стью нервных процессов может стать мастером парашютного спорта при методически правильной подготовке.

Психологические качества — волевые, интеллектуальные, эмоцио­нальные, мнемические, сенсорные (например, пороги ощущений и др.) являются более подвижными элементами психики и психологии спорт­смена, чем психические свойства темперамента или черты характера спортсмена. Поэтому психодиагностика психологических качеств лич­ности спортсменов может осуществляться в более короткие сроки для решения задач всех трех этапов отбора. Главное, чтобы методики бы­ли стандартизированы и унифицированы применительно к тому или иному виду спорта, проводились в стандартных условиях и психоло­гически грамотным специалистом. Только систематические психоди­агностические исследования могут дать в руки тренеру положитель­ные знания о реальном состоянии личности спортсмена, его реальной психологии и настрое на деятельность, что позволит тренеру досто­верно прогнозировать его поведение в экстремальных условиях со­ревнований.

Психические состояния — наиболее подвижный элемент психоло­гии спортсмена. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной на­дежности, точнее спрогнозировать поведение спортсмена в экстре­мальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку. Методики психодиагностики психического состояния, представленные в данном практикуме, помогут спортивному педаго­гу четче отдифференцировать спортсменов по степени их напряжен­ности, возбуждаемости или заторможенности, определить тревожность или боевую готовность, стартовую апатию или «предстартовую лихо­радку» и подобные им состояния спортсменов.

Важно знать, что ни одна даже самая лучшая методика не сможет дать всестороннюю психологическую характеристику личности спорт­смена. Она вскрывает лишь малую часть, какую-то грань его психоло­гических способностей, черт его личности, качеств, состояний. Поэтому только системный, комплексный подход к изучению личности спорт­смена сможет привести педагога к объективной характеристике пси­хологии спортсмена. Педагог должен научиться применять все мето­дики, описанные в пособии, умело и грамотно их интерпретировать с постоянной мыслью о том, что личность спортсмена, в особенности юного, — это настолько сложное явление, что ошибки в ее оценке не­допустимы.


Введение 13

Он должен помнить также о том, что никакие качества, никакие способности не остаются неизменными. Они все время изменяются. Приведем известные слова Гёте о том, что «природа без конца создает новые формы и то, что существует теперь, никогда не существовало раньше, а то, что было, никогда не вернется». Эти слова педагогу важно помнить всегда: только под влиянием педагога, хорошо вооруженного психологическими знаниями и методами исследования личности спортсмена, проблема психологического отбора и подготовки спорт­сменов к соревнованиям может быть решена успешно. Предлагаемые в практикуме методики психодиагностики и ментального тренинга в спорте окажут спортивному педагогу и спортивному психологу в этом самую непосредственную помощь. Психодиагностические материалы оберегают педагога от грубых педагогических ошибок и могут оказать ему неоценимую помощь в учебной и воспитательной работе, в орга­низации учебно-тренировочных занятий и обеспечении индивидуаль­ного подхода в воспитании юных спортсменов.

В процессе спортивного обучения, тренировки и подготовки к сорев­нованиям информация о развитии у наблюдаемого спортсмена состоя­ния его тренированности, изменений в его мышечно-двигательных ощущениях и психомоторике, сдвигах в моторной памяти, мышле­нии, внимании и др. позволяют творчески мыслящим педагогам-ученым ' определять оптимальные пути дальнейшего спортивного совершен­ствования и двигательного развития спортсменов, обеспечивать на научно-продуманной основе лучшее усвоение юными спортсменами нового учебного материала. В спортивной тренировке знание индиви­дуальных особенностей спортсмена — это путь предупреждения со­стояния перетренированности, путь для достижения спортсменом вы­соких результатов без ущерба для полноценного здоровья его орга­низма и психики.

Наличие сведений'о типологических чертах личности обучаемого помогает выбрать и рекомендовать для него адекватный его свойст­вам нервной системы и темперамента индивидуальный стиль для наи­более эффективной спортивной деятельности. С другой стороны, учет, например, относительной слабости основных нервных процессов у воспитуемого дает основание воспитателю оптимизировать свои воз­действия, не злоупотреблять жесткими нагрузками и дисциплинар­ными мерами по поводу соблюдения спортивного режима, так как это может лишь ухудшить взаимоотношения с тренером и вызвать у спорт­смена состояние обиды на тренера, на тренировках может выразиться в состоянии общей заторможенности и рассеянности. Психодиагно-


14 Введение

стическая информация может явиться также средством обратной связи, характеризующим эффект воспитания и обучения, что позволяет тре­неру своевременно внести коррективы во взаимоотношения со спорт­сменами.

Оценивая основные факторы интеллектуального развития (мне-мический, логический, метафорический и др.), академик Б. Г. Анань­ев в свое время показал, что интеллект развивается во взаимосвязи всех его функциональных компонентов как целостная система ана­лиза и обработки информации человеком. Было выявлено, что измене­ния в межфункциональной структуре интеллекта влияют на измене­ния в каждой из его отдельных функций. Это — богатейший материал для педагогической психологии спорта, для оптимизации учебно-тре­нировочного процесса, ибо активное движение, физические упражне­ния, спортивные соревнования влияют на уровень развития умственных качеств личности, прежде всего на развитие практического интеллек­та человека. Неслучайно, что сейчас наше государство, находящееся в трудном социально-экономическом положении в связи с бурным раз­витием предпринимательства, возглавляет Владимир Путин — мас­тер спорта по дзюдо.

Роль спорта в развитии практического интеллекта людей особен­но очевидна при сравнительном изучении деловых качеств, организа­торских способностей и практической трудовой отдачи бывших спорт­сменов, занимающих руководящие должности в армии и в различных других ведомствах и организациях, с лицами, занимающими те же долж­ности, но не имеющими опыта спортивной жизни. Именно к свойст­вам практического интеллекта, развиваемого спортом, относится до сих пор оспариваемое учеными утверждение известного английского психолога Г. Айзенка о том, что характеристика скорости умственных процессов является фундаментальным базисом интеллектуальных раз­личий. Тем не менее бесспорно, что спортивная тренировка и спор­тивные соревнования учат людей мыслить быстро, точно и практич­но, с установкой на успех.

В данном практикуме представлены простейшие методики изме­рения интеллектуальных способностей спортсменов с учетом времен­ных параметров выполнения тестовых заданий. Однако скорость вы­полнения этих заданий является лишь дополнительным показателем возможностей вербального интеллекта спортсменов, который, наряду с практическим интеллектом, также помогает спортсмену правильно тактически мыслить и выигрывать соревнования.


Введение 15

В спортивной и трудовой профориентации могут применяться од­ни и те же психодиагностические методики. Все зависит от цели их применения. Простейшая их классификация может выглядеть сле­дующим образом.

По направленности на изучение индивидуальных особенностей,

черт личности, состояний:

• методики изучения направленности, интересов;

• личностные методики, характеризующие структурные компоненты
личности;

• социометрия (исследование личности спортсмена в системе внут-ригрупповых отношений);

• методики изучения интеллекта и особенностей мышления;

• методики для выявления патологических особенностей психики,
характера;

• методики изучения творческих способностей (информация может
быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.);

• общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (боль­
шинство методик для исследования процессов мышления);

• методики для изучения психических процессов: памяти, внимания,
восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);

• методики для изучения психомоторных процессов, координации и
точности движений (суппорты, координациометры, специальные

(

физические упражнения); • психофизиологические методики (аппараты для исследования сен-сомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологи­ческие методики); • изучение глазомера, точности оценки пространственных призна­ков (бланковые и аппаратурные тесты);

• изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчи­
вости (комплексные методики иногда с применением физиологи­
ческих и биохимических измерений);

• оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина,
САН и др.).

По форме применения:

• наблюдение (в естественных условиях или моделировании слож­
ных ситуаций, в процессе тестирования);


16 Введение

• беседа (индивидуальная и групповая);

• опросники и анкеты (открытые и закрытые);

• социометрические методики;

• применение бланковых тестов (индивидуальные и групповые);

• применение аппаратных тестов (индивидуальные и групповые);

• обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;

• специальные контрольные физические упражнения (для исследо­вания быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);

• комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения).

По способам применения:

• аналитические тесты (для оценки отдельных психических процес­сов, качеств, функциональных показателей);

• синтетические тесты (направленные на блоки свойств);

• комплексные методики (моделирующие важные компоненты дея­тельности);

• пролонгированные методики (многократное тестирование, в том
числе после воздействия различных факторов, периодов обучения
и тренировки,адаптации).

Отметим ряд требований к психологическим методам и тестам, применяемым для оценки психологических и спортивно-профессио­нальных качеств спортсменов в различных видах спорта.

1. Прогностическая ценность. Заключается в требовании, чтобы ре­зультаты обследования нашли свое выражение в последующих успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения и внеш­них критериев, для предвидения которых применяется тест. Впол­не приемлемо применение тестов, ценность которых характеризу­ется коэффициентом 0,20-0,50.

2. Надежность, стабильность результатов у одного и того же испы­туемого. Достаточная надежность необходима для того, чтобы можно было использовать результат данного теста как стабильный резуль­тат суммарной оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных


Введение 17

по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-чет­ный коэффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, получен­ных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результа­тов, полученных в течение четных периодов. Надежность тестов обычно повышается с его продолжительностью. Минимально до­пущенным значением коэффициента надежности следует считать величину 0,7. 3. Научность, обоснованность, надежность. Применение теста долж­но основываться на каких-либо достаточно определенных принци­пах построения профессиограммы для данного вида трудовой или спортивной деятельности. Психологу, применяющему тест, долж­но быть ясно, какая именно черта или свойство испытуемого под­вергались изучению и почему это свойство следует оценивать имен­но так. Полученные данные должны подвергаться научному ана­лизу и интерпретироваться в связи с определенными научными по­ложениями и психологическими концепциями ученых.

4. Уникальность и дифференцированность. Методика должна быть на­правлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция ме­жду результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств.

5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры.

6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией те­
ста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на резуль­
таты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные осо­
бенности экспериментатора, настроение испытуемого, ошибки ап­
паратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения
экспериментатора, особенно при производстве записей результа­
тов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены
специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что
говорить экспериментатору и испытуемому.

7. Достоверность. Должны проводиться объективные численные из­мерения, которые можно представить таблично или графически.

8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными педагоги­ческого наблюдения, с анализом характеристик и анкетных дан­ных.


18 Введение

9. Наличие эффективных внешних критериев оценки результатов тес­тирования в спортивной практике. 10. Доступность тестов, характеризуемая их достаточной для опера­тивного использования простотой и быстротой выполнения, мас­совостью, возможностью применения с ограниченным количест­вом исследовательского персонала.

Доктор психологических наук, профессор В. Л. Маригцук


Раздел 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.