КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум по спортивной психологииПо спортивной психологии Под редакцией И. П. Волкова ПРАКТИКУМ Санкт-Петербург Москва ■ Харьков • Минск 2002 1 Под редакцией И. П. Волкова Серия «Практикум по психологии» Главный редактор Е. Строганова Заведующий редакцией Л. Винокуров Руководитель проекта Е. Цветкова Выпускающий редактор А. Борин Литературный редактор Н. Римицан Художник обложки К. Радзевич Верстка А. Борин ББК 88.43 УДК 159.9:796 П69 Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-94723-107-7 В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологические методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической помощи и консультировании спортсменов и тренеров на разных этапах спортивного совершенствования и формирования психологической готовности к соревнованиям. © ЗАО Издательский дом «Питер», 2002 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-107-7 OOO «Питер Принт*, 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67. Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 26.04.02. Формат 60 «90/16. Усл. п. л. 18. Тираж 4500 экз. Заказ № 2821. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14. Содержание Предисловие............................................................................. 7 Введение................................................................................... 9 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела в двигательной деятельности спортсмена................... 19 Тема 1. Психомоторика и сенсомоторика спортсменов....... 19 Задание 1. Исследование сенсомоторных реакций.......... 21 Задание 2. Исследования быстроты движений................. 22 Задание 3. Исследование координационной психомоторики.. 24 Задание 4. Измерение вестибулярных реакций................ 26 Задание 5. Исследование двигательной проприорецептивной чувствительности........................................... 27 Задание 6. Измерение точности оценивания и отмеривания параметров движений........................................ 30 Задание 7. Изучение психомоторного проявления волевого усилия................................................................ 35 Тема 2. Специальные физические упражнения для изучения психомоторики спортсменов.................................. 38 Задание 1. Оценка быстроты в действиях...................... 38 Задание 2. Наблюдение и оценка сложно-координированных движений............................................................ 40 Задание 3. Наблюдение устойчивости вестибулярных реакций. 42 Задание 4. Изучение способности к переключению внимания.. 44 Задание 5. Психомоторная совместимость спортсменов в командах............................................................ 47 Задание 6. Комплексное исследование психомоторики спортсменов...................................................... 49 Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии у спортсменов............................................................. 54 Задание 1. Исследование моторных асимметрий............ 55 Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов. 58 4 Содержание Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера...................... 63 Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом.................................................................................................. 63 Задание 1. Умственные способности спортсменов............................ 64 Задание 2. Изучение профиля мышления спортсменов..................... 76 Задание 3. Изучение пластичности—ригидности мышления.. 82 Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров.................................................................... 84 Задание 1. Типы человеческих характеров.......................................... 85 Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций личности.................................................................................... 90 Задание 3. Направленность личности в спорте................................... 98 Задание 4. Изучение агрессивности личности в спорте.... 103 Тема 3. Проявление свойств темперамента и психические состояния в спортивной деятельности................................. «. 109 Задание 1. Измерение свойств темперамента спортсмена... 111 Задание 2. Измерение ситуативной тревожности спортсмена. 116 Задание 3. Измерение предсоревновательного состояния спортсменов........................................................................... 122 Задание 4. Измерение личностной тревоги........................................ 127 Тема 4. Психология тренерской деятельности и личности тренера.......................................................................... 132 Задание 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания тренером себя и других...................................................... 133 Задание 2. Экспертная оценка успешности спортивного менеджера (руководителя, чиновника).......................... 136 Задание 3. Диагностика направленности личности тренера.. 143 Задание 4. Выявление «синдрома выгорания» в тренерской деятельности......................................................................... 149 Задание 5. Прогноз и оценка успешности профессиональной карьеры в спорте.................................................................. 155 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте.......................................................................................... 163 Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом.... 163 Задание 1. Наблюдение за поведением и действиями спортсменов........................................................................... 164 Содержание 5 Задание 2. Наблюдение за поведением и действиями тренера. 169 Тема 2) Изучение мотивации в подготовке спортсменов...................... 172 ■ Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации у спортсмена......................................................................... 173 Задание 2. Оценка стремления спортсмена к эффективному взаимодействию с тренером........................................... 177 Задание 3. Определение характерной для спортсменов потребности в одобрении.................................................. 179 Задание 4. Диагностика силы мотивационной установки к достижению успеха...................................................... 181 Тема 3. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами............................................................................ 184 Задание 1. Обучение тренеров умению преодолевать трудности педагогического общения............................. 184 Задание 2. Обучение тренеров педагогическим умениям выслушивать учеников и вести с ними воспитательную беседу..................................................... 186 Задание 3. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами............................................................... 190 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов........................................................ 195 Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности.. 195 Задание 1. Измерение взаимоотношений в спортивных группах и командах............................................................ 195 Задание 2. Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям.............................................................. 200 Тема 2. Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде............................................................................................ 206 Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.......................... 206 Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов.......................................................................... 209 Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.............................................. 210 Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде............................... 212 6 Содержание Тема 3. Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности......................... 221 Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности................................ 222 Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде.......................................................... 227 Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов........................................... 231 ■ Тема 4, Изучение влияния соревнований на личность спортсменов.............................................................. 233 Задание 1. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов...... 234 I Задание 2. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию......................... 237 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям.............................. 242 Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте................. 242 Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга.. 243 Задание 2. Мысленная репетиция соревновательной ситуации в состоянии релаксации................ 248 Задание 3. Ментальные методы формирования психологической самозащиты от сбивающих влияний.................................... 251 Задание 4. Аудиокассетные методики ментального тренинга в спорте............................................ 254 Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая помощь спортсменам и тренерам............................ 258 Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать клиентов........................................................ 259 Задание 2. Метод интервью в практике консультирования в спорте............................................................ 265 Задание 3. Опыт психологического консультирования спортсменов..................................................... 270 Задание 4. Аудиторно-групповой метод психологического консультирования в спорте............................. 277 Дополнительная литература................................................. 285 Предисловие Спорт формирует личность посредством духовного стремления к физическому совершенству, к успеху в соревновательной деятельности в движении, в напряжении, в преодолении себя и соперников в соревнованиях. В итоге приходит осознание спортсменом своих возможностей в овладении силами своего физического тела и духа. И этим духовным стремлением к совершенству спортсмена наградил бог. Однако земным правилом для спортсмена является русская поговорка: «На бога надейся, а сам не плошай!». Изучение возможностей психики и психологии личности спортсмена начинается с использования методов наблюдения, а измерение — с методов психодиагностики в спорте. В данном практикуме представлены разнообразные методики психодиагностики, психотренинга и психологической помощи в спорте, которые частично уже нашли применение в работе психологов как в сфере спортивной психологии, так и в обучающих и практических целях подготовки психологов разных специальностей. Методики, представленные в практикуме, направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики в спорте: личности спортсмена, личности тренера, их взаимоотношений в совместной спортивной деятельности. При этом в практикуме отражена традиционная для психологии классификация всего многообразия психологических проявлений личности человека по трем главным аспектам их научного изучения: процессы, состояния, свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается в заданиях и упражнениях практикума как учебно-тренировочная деятельность по повышению спортивного мастерства и как соревновательная деятельность. Взаимодействие психики с физическим телом спортсмена проявляется в богатстве его психомоторики и сенсомоторики, что изучается прежде всего аппаратурными методиками и методами наблюдения. Методики изучения межличностных взаимодействий спортсмена и тренера, структуры взаимоотношений и командной сплоченности представлены в разделе социально-психологического обеспечения спортивной деятельности. В практикуме также представлены методики социально-психологического тренинга в целях предупреждения и разрешения конфликтов в общении спортсменов, а также дано описание методики ментального тренинга с использованием аудиокассетных записей при подготовке спортсменов к соревнованиям. 8 Предисловие Психологическое содержание представленных в практикуме методов и методик отражает широкий спектр многих малоизученных психологами процессов и явлений, происходящих в российском и мировом физкультурном и спортивном движении. Спорт как наблюдаемая зрителями (спортивными болельщиками) на стадионах физическая двигательная активность спортсменов имеет глубокий и невидимый социально-психологический слой человеческих взаимоотношений, нравственный смысл которого соответствует известной библейской заповеди «неубий». Изучение психологии людей, занимавшихся спортом с детства и успешно построивших свою постспортивную карьеру, показывает также, что многие закономерности развития современного человека как личности, выявляемые с помощью психологических методов в условиях спорта, могут быть перенесены и на другие виды профессиональной деятельности человека. Например, такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни, а такие психомоторные свойства, как быстрота реакций, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий — оператора, диспетчера, летчика и т. д. С этой точки зрения, и учитель физической культуры, тренер детско-юношеской спортивной школы и другие практические работники и специалисты в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны уметь сочетать свои профессиональные интересы с потребностями общества в воспитании нравственно полноценных и подготовке физически развитых его граждан, помогать своим питомцам определять перспективную область применения своих физических сил и спортивных способностей на жизненную перспективу. При этом важно учесть, что психика, спортсмена является своеобразным двусторонним «психическим зеркалом», сенсорно отражающим внешние условия его спортивной деятельности и экстрасенсорно отражающим не только его собственный внутренний мир, но и сходные мысли и чувства всех других спортсменов на нашей планете.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |