КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом
Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Пояснения к теме. Ниже будут описаны лишь некоторые методики; наблюдения, доступные тренеру с элементарным уровнем психолого-педагогической подготовки в области психологии своего вида спорта1. Некоторые из предлагаемых методик требуют специальных профессиональных знаний, однако общая психолого-педагогическая ори-| ентация в вопросах тестирования может быть очень полезна начинаю- \ щему тренеру, бакалавру, молодому спортивному специалисту, маги-|. стру физической культуры и спорта: I а) для психологически грамотного выбора нужного метода (изучение наблюдаемого внешнего поведения, действий либо субъективных переживаний, оценок и самооценок спортсменов); б) для понимания, какую именно информацию и когда он может получить; ' в) для сбора объективных данных, необходимых для работы с конкретными спортсменами; \ г) для выявления наиболее важных проблем в команде; д) для сбора предварительных «исходных» данных, которые затем могут быть использованы при контакте с психологом команды. Прежде чем применять тот или иной метод психолого-педагогического контроля в спортивной деятельности, следует: 1. Внимательно ознакомиться с его описанием, назначением, интерпретацией и показаниями к применению. См.: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 148-162. 164 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте 2. Заранее отработать процедуру сбора, обработки интерпретации данных исследования. 3. Продумать вводную инструкцию и провести ее так, чтобы у испытуемых был максимум активности и желания участвовать. 4. Во время тестирований соблюдать правила служебной и профессиональной этики во взаимоотношениях со спортсменами, уважать их как личность, признавать их право на собственное мнение, которое может отличаться от взглядов тренера. 5. Участие тренера в исследованиях следует рассматривать как проявление доверия к нему со стороны спортсменов и относиться к этому с пониманием, педагогическим тактом и осторожностью, ни в коем случае не нарушая правил сохранения профессиональной тайны и неразглашения индивидуальных характеристик. 6. Результаты исследований использовать только в интересах спортсмена и команды. Естественно, что результаты, например, только опросных методов дают представление лишь об одной стороне психологических явлений, процессов и отношений, возникающих в спортивной деятельности, — о субъективных представлениях спортсменов. Опросные методы поэтому всегда должны дополняться другими методами (например, наблюдением, инструментальными и аппаратурными методиками), а также опросами других экспертов (компетентных судей, товарищей спортсмена, его родителей, спортсменов, партнеров и др.). Это повысит достоверность и надежность данных, необходимых для эффективного психолого-педагогического контроля в спорте. Задание 1. Наблюдение за поведением и действиями спортсменов Вводные замечания. Метод наблюдения представляет собой специально организованный способ визуальной фиксации различных сторон внешнего поведения, действий и общения человека. Контролируемое или структурное наблюдение, в котором есть четко сформулированная цель исследования, схема фиксации происходящего и соответствующих процедур регистрации, позволяет упорядочить наши представления об особенностях спортивной деятельности — интенсивности спортивного общения (количество обращений в единицу времени или за определенный период деятельности — тайм, партию, сет), объеме общения (общее количество инициированных обращений), направленности общений (от кого к кому, к одному или нескольким партнерам, Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 165 к команде как целому), средствах коммуникации (речевые, неречевые коммуникации, сочетание тех и других) и, наконец, о содержании общения (смысловое значение обращений) и др.1 В спортивной практике давно известны различные способы записи визуально наблюдаемых игр и эффективности игровых действий. Известны и другие виды наблюдения: общее, частное, тематическое, сплошное, выборочное, включенное, невключенное и др. Подробнее о процедуре и технике наблюдения см. в кн.: Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1967; Здравомыслие А. Г. Методология и процедура социологических исследовании. — М.: Мысль, 1969; Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова. — Л: ЛГУ, 1977; Ядов В. А. Социологическое исследование. — М.: Наука. 1986. По Ю. Л. Ханину (См.: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 150). 166 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Широко используется видеозаписывающая аппаратура. Эти технические средства наблюдения позволяют целостно и в деталях анализировать наблюдаемые нюансы поведения спортсменов на старте и во время соревнований, воспроизводить целостные картины и периоды соревновательной деятельности, учитывать частоту и результативность применения отдельных тактико-технических приемов, направление и характер нападающих ударов, нацеленность подач, размещение игроков при выполнении защитных действий, активность спортсменов в отдельные игровые моменты, их общую результативность.Однако видеокамера бывает слепа ко многим субъективно значимым для спортсменов психологическим особенностям их поведения, состояний, взаимоотношений, мыслей и чувств во время тренировок и соревнований. Пожалуй, труднее всего систематизировать наблюдения о содержательной стороне общения партнеров. Поэтому ниже будут представлены описания двух схем контролируемого наблюдения за общением спортсменов и тренера, которые прошли практическую проверку в работе с командами в специальных исследованиях, проведенных в лаборатории ЛНИИФКа под руководством проф. Ю. Л!*Ха-нина (1976-1978 гг.)
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |