Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и интерпретация результатов наблюдения




Правильное и корректное наблюдение фиксирует действительные фак­ты, события, а не мнения, оценки или впечатления о них. Предложен­ная выше схема наблюдения удобна и тем, что при изучении поведе­ния и общения спортсменов исследователь или тренер не вмешивает­ся в сам процесс их взаимодействия, не нарушает естественный ход совместной деятельности. При этом информация не зависит от спо­собности, желания или заинтересованности участников, как это не­редко бывает при опросах. Кроме того, во время опроса респондент далек от напряжений и стресса реальной ситуации взаимодействия или находится под влиянием самой ситуации опроса. Поэтому диаг­ностическая ценность предсказания поведения только по данным ин­тервью довольно ограничена, и различия между тем, что говорит че­ловек, и тем, как он действует, могут быть довольно велики.

Четыре первые категории в приведенной выше схеме наблюдения относятся к содержательной характеристике межличностного обще­ния и поведения спортсменов. Из них первые три отражают особен­ности психической деятельности участников взаимодействия в ин­теллектуальной, волевой и эмоциональной сферах. Пятая категория


Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 167

характеризует результативность деятельности по соотношению ус­пешных и неуспешных действий.

Ориентирующую, побудительную, оценочно-экспрессивную (по­ложительную) категории общения можно условно отнести к продук­тивному виду общения, который характерен для атмосферы сотруд­ничества и взаимопомощи, ориентации на совместные, согласованные действия, отсутствия внутригрупповых конфликтов.

Неодобрения и отрицательные оценки действий партнеров, посто­ронние разговоры относятся к непродуктивному виду общения (псев­докоммуникация), затрудняющему совместные групповые действия, увеличивающему напряженность в группе. Этот вид непродуктивно­го общения, как правило, свидетельствует об отсутствии согласия и единой ориентации в способах решения групповой задачи, о потенци­альных конфликтах в межличностной сфере, о доминировании в мыс­лях эгоцентрических устремлений членов группы, о нежелании сотруд­ничать и помогать друг другу.

Наиболее распространенные речевые обращения, относящиеся к ори­ентирующей категории у волейболистов, — это: «остаемся на месте», «меняемся местами», «выйди»,' «оттянись», «прикрой меня», «под­страхуй меня», «открой ход», «линию», «играем сзади», «я здесь», «вы­хожу», «дай сюда», «один», «пас сюда», «норму» (нормальную пере­дачу), «пас», «короткую», «сзади», «сразу», «без выхода», «плотнее блок», «позже», «раньше», «ничего не будет», «аут»; кроме того, жес­тами, мимикой о месте и направлении передачи, обман (сдвижку, крест, растяжку).

Стимулирующая категория включает обращения типа: «вниматель­нее», «прием», «собрались», «не отпускать», «не стоять», «двигаться», «пошли все», «все сразу», «нужно», «надо», «без очка», «взяли пода­чу», «еще», «догнать», «бери», «достать», «отыграть», «ну бей», «силь­нее», «резче», «быстрей», «руку», «страхуем», «давай», «как-нибудь», «не бойся», «пас», «твой мяч «, «нужно очко» и т. д.

Оценочно-экспрессивные обращения включают положительные оценки действий и поведения партнеров: «молодец», «хорошо», «от­лично», «здорово», касание рукой партнера, похлопывание по плечу, хлопки, «вот так», «ничего», «все в порядке», «я виноват», благодар­ность за передачу («отлично», «здорово было»), свободное общение в перерывах перед партиями, при задержке игры, касание рукой парт­нера при заменах, поднимание руки при ошибке, улыбка партнеру, проявление доброжелательности, ободрения, успокоения, поддержка, помощь.


168 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

Отрицательная оценка действий партнеров, тренера, судей вклю­чает неодобрения, поиски виновного, пререкания, упреки, споры, чрез­мерное переживание своих ошибок и ошибок партнеров. Дискуссия о возможных вариантах прошедшего игрового эпизода, о том, что мож­но или нужно было сделать, недоброжелательный тон, пренебреже­ние, неуважение к партнеру и т. п.

Иррелевантная категория — это, как правило, посторонние разго­воры и общение, не связанные непосредственно с задачами спортив­ной деятельности.

В операционно-манипулятивной категории выделить успешные и неуспешные действия также нетрудно, если есть конкретные крите­рии в определенном виде деятельности. В категорию успешных дейст­вий можно включить и самоотверженную игру в защите (любые дейст­вия, характеризующие стремление игрока во что бы то ни стало до­стать трудный мяч, «вытянуть» безнадежную передачу и т. д.).

Подробное описание основных категорий схемы наблюдения, по мнению Ю. Л. Ханина, — автора данной методики, показывает, что со­держание обращений, связанных с решением конкретной двигатель­ной задачи, зависит от специфики вида спорта.

Данная схема позволяет проводить контент-анализ речевых обра­щений', получать качественные и количественные характеристики взаимодействия и различных форм межличностного общения (рече­вого и неречевого, включая моторные формы). Конкретные проявле­ния общения и взаимодействия относят к той или иной категории в соответствии с их смысловой нагрузкой. Единицей измерения явля­ется одно законченное смысловое значение возгласа, слова, предло­жения, жеста, поведения, которые несут информацию об одном факте, варианте действия и т. д.

Схема наблюдения может применяться, во-первых, непосредствен­но при наблюдении за групповыми процессами. В этом случае факты поведения, обращения, действия взаимодействующих спортсменов относят сразу к соответствующей категории. Во-вторых, схема может применяться для последующей обработки словесных отчетов и обыч­ных протоколов наблюдения. В этом случае зарегистрированные дей-

Контент-анализ (от англ. contents — содержание) — в психологии метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных смы­словых единиц содержания и подсчета их частоты встречаемости в тексте (например, подсчет сходных по смыслу слов и речевых выражений). См.: Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — С. 151.


Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 169

ствия, обращения, реакции просто разносятся по соответствующим ка­тегориям.

Зарегистрированные при наблюдении по данной схеме факты мо­гут быть использованы для заключения об условиях эффективности взаимодействия игроков в команде, о включенности отдельных игро­ков в групповые связи, для развернутой социально-психологической характеристики группы в аспекте взаимосвязей и взаимоотношений ее членов в процессе деятельности, а также для характеристики пове­дения и особенностей общения конкретных членов группы.

Задание 2 Наблюдение за поведением и действиями тренера1

Вводные замечания. Как любой метод исследования, наблюдение за поведением тренера имеет свои достоинства и недостатки. Основным преимуществом наблюдения является возможность фиксации объек­тивно происходящих событий и явлений по мере того, как они возни­кают и развиваются, т. е. в их динамике. При этом можно регистриро­вать сам процесс поведения и деятельности тренера.

Схема контролируемого наблюдения за поведением тренера

Класс I. Реактивное поведение

1. Желаемые действия:

1) положительное подкрепление;

2) отсутствие подкрепления.

2. Реакции на поведение спортсменов:

1) на ошибки спортсменов;

2) на невыполнение действия спортсменами;

3) успокоение и одобрение после ошибки;

4) исправление, коррекция;

5) наказание, неодобрение;

6) исправление с неодобрением;

7) игнорирование ошибки;

8) поддержание порядка.

Р. Смит, Ф. Смолл, Э. Хант, 1976. Цит. по: Ханин Ю. Л. Психология общения в спор­те. - М.: ФиС, 1980. - С. 155-157.


170 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

Класс II. Спонтанное поведение

3. Связанное со спортивной деятельностью:

1) общие технические указания и замечания;

2) общая поддержка и одобрение;

3) организация деятельности.

4. Не связанное со спортивной деятельностью:
1) посторонние разговоры.

Как видно из вышеприведенной схемы, реактивное поведение тре­нера ориентировано на успешные или неуспешные действия спорт­сменов (ошибки), а также на нарушения дисциплины или порядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не свя­зано непосредственно со спортивной (игровой) деятельностью участ­ников команды.

Чтобы воспользоваться данной схемой в научно-практической ра­боте или в исследованиях, приведем краткую сводку основных пове­денческих маркеров и категорий визуально наблюдаемого поведения тренера.

1. Реактивное поведение.

1) Реакции на желаемые действия и успешную деятельность:

а) положительное подкрепление или похвала (К) со стороны тре­
нера по адресу одного или нескольких спортсменов в рече­
вой или неречевой форме — положительная оценка дейст­
вий, похлопывание по плечу после успешных действий;

б) отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия —
тренер никак не реагирует на гол, выигрыш подачи и т. д.;

2) Реакции на ошибки или невыполнение требуемого действия:

а) успокоение и одобрение спортсмена после допущенной им
ошибки (ЕМ);

б) исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спорт­
смену, допустившему ошибку, как исправиться и выполнить
движение или действие правильно. Здесь речь идет о кон­
кретных указаниях и замечаниях, ориентирующих участни­
ка на последующую деятельность;

в) наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера на
нежелательное действие или ошибку спортсмена. Может быть
в речевой или неречевой форме, как R + Р (язвительные за­
мечания, пренебрежительные жесты и т. д.);


 

|

Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 171 г) исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тре­нера. Например: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?» Всякий раз, когда тренер делает конкретное замечание в раздраженном или повы­шенном тоне, это отмечается как коррекция с наказанием (TIM + P);

д) игнорирование ошибок (IM). Отсутствие положительной или отрицательной реакции на ошибки спортсмена. Эта катего­рия (IM) отмечается, когда тренер не реагирует на ошибки какой-либо из реакций, рассмотренных выше (ЕМ, TIM, P пли TIM+P). 3) Реакции на нарушения дисциплины и отвлечения:

а) поддержание порядка (КС). Любые замечания, направленные на поддержание порядка и дисциплины. Обычно это реак­ции тренера на спортсменов, нарушающих дисциплину или отвлекающихся на занятиях, мешающих другим.

2. Спонтанное поведение.

1) Поведение тренера, связанное непосредственно со спортивной деятельностью:

а) общие технико-тактические указания и замечания (TIG). Как

|

и указания из категории TIM, эти обращения тренера наце­лены на то, чтобы способствовать овладению техникой дви­жений или решению какой-то тактической задачи. В отли­чие от реактивной категории TIM, речь здесь идет о замеча­ниях, не связанных с какой-то непосредственной ошибкой и не являющихся реакцией на непосредственную ситуацию, а инициируемых самим тренером (указания в перерывах о рас­становках, зонах защиты или нападения, установки на игру и др.);

б) общая поддержка и ободрение (EG), которые не следуют сразу
за ошибкой. Это также не реакция на какие-то действия, уже

I

совершенные спортсменами, а побуждение к выполнению

задачи в будущем; в) организация деятельности (О) — все замечания и указания, касающиеся очередности выполнения деятельности, предпо­лагаемых замен, характера работы, распределения функций и т. д. Таким образом, речь идет об организационных указа­ниях, которые не направлены на то, чтобы сразу изменить


172 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

деятельность спортсменов. Поэтому сообщение о замене от­носится к категории О, а указание игроку, вышедшему на за­мену, взять на себя опеку определенного нападающего из ко­манды противника является технической инструкцией. 2) Спонтанное поведение, непосредственно не связанное со спор­тивной деятельностью:

а) обращения общего характера и посторонние разговоры (ОС) — шутки, обсуждение вопросов, не связанных с тренировками или соревнованиями (беседы тренера о домашних и учебных делах спортсменов и др.).

К недостаткам метода наблюдения относятся:

а) его трудоемкость и продолжительность;

б) трудность предсказания определенных событий (например, кон­
фликта или агрессивного поведения зрителей);

в) невозможность наблюдения какого-то события или явления из-за
его чрезмерной продолжительности;

г) недоступность некоторых ситуаций для постороннего наблюдателя;

д) серьезную проблему представляет также обеспечение необходимой
надежности наблюдений. Для этого, как правило, тщательно под­
готавливают наблюдателей, чтобы в их записях не было сущест­
венных расхождений. При наблюдениях, кроме того, фиксируется
лишь внешнее поведение спортсменов1.

Завершение работы. Преподаватель предлагает студентам обсудить следующие вопросы: 1) Чем отличается внешнее наблюдение от внут­реннего? 2) Каковы преимущества и недостатки методов наблюдения, применяемых в спортивной практике? Студентам дается задание на педагогическую практику с применением методов наблюдений за спортсменами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.