КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ и интерпретация результатов наблюдения
Правильное и корректное наблюдение фиксирует действительные факты, события, а не мнения, оценки или впечатления о них. Предложенная выше схема наблюдения удобна и тем, что при изучении поведения и общения спортсменов исследователь или тренер не вмешивается в сам процесс их взаимодействия, не нарушает естественный ход совместной деятельности. При этом информация не зависит от способности, желания или заинтересованности участников, как это нередко бывает при опросах. Кроме того, во время опроса респондент далек от напряжений и стресса реальной ситуации взаимодействия или находится под влиянием самой ситуации опроса. Поэтому диагностическая ценность предсказания поведения только по данным интервью довольно ограничена, и различия между тем, что говорит человек, и тем, как он действует, могут быть довольно велики. Четыре первые категории в приведенной выше схеме наблюдения относятся к содержательной характеристике межличностного общения и поведения спортсменов. Из них первые три отражают особенности психической деятельности участников взаимодействия в интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферах. Пятая категория Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 167 характеризует результативность деятельности по соотношению успешных и неуспешных действий. Ориентирующую, побудительную, оценочно-экспрессивную (положительную) категории общения можно условно отнести к продуктивному виду общения, который характерен для атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, ориентации на совместные, согласованные действия, отсутствия внутригрупповых конфликтов. Неодобрения и отрицательные оценки действий партнеров, посторонние разговоры относятся к непродуктивному виду общения (псевдокоммуникация), затрудняющему совместные групповые действия, увеличивающему напряженность в группе. Этот вид непродуктивного общения, как правило, свидетельствует об отсутствии согласия и единой ориентации в способах решения групповой задачи, о потенциальных конфликтах в межличностной сфере, о доминировании в мыслях эгоцентрических устремлений членов группы, о нежелании сотрудничать и помогать друг другу.
Наиболее распространенные речевые обращения, относящиеся к ориентирующей категории у волейболистов, — это: «остаемся на месте», «меняемся местами», «выйди»,' «оттянись», «прикрой меня», «подстрахуй меня», «открой ход», «линию», «играем сзади», «я здесь», «выхожу», «дай сюда», «один», «пас сюда», «норму» (нормальную передачу), «пас», «короткую», «сзади», «сразу», «без выхода», «плотнее блок», «позже», «раньше», «ничего не будет», «аут»; кроме того, жестами, мимикой о месте и направлении передачи, обман (сдвижку, крест, растяжку). Стимулирующая категория включает обращения типа: «внимательнее», «прием», «собрались», «не отпускать», «не стоять», «двигаться», «пошли все», «все сразу», «нужно», «надо», «без очка», «взяли подачу», «еще», «догнать», «бери», «достать», «отыграть», «ну бей», «сильнее», «резче», «быстрей», «руку», «страхуем», «давай», «как-нибудь», «не бойся», «пас», «твой мяч «, «нужно очко» и т. д. Оценочно-экспрессивные обращения включают положительные оценки действий и поведения партнеров: «молодец», «хорошо», «отлично», «здорово», касание рукой партнера, похлопывание по плечу, хлопки, «вот так», «ничего», «все в порядке», «я виноват», благодарность за передачу («отлично», «здорово было»), свободное общение в перерывах перед партиями, при задержке игры, касание рукой партнера при заменах, поднимание руки при ошибке, улыбка партнеру, проявление доброжелательности, ободрения, успокоения, поддержка, помощь.
168 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Отрицательная оценка действий партнеров, тренера, судей включает неодобрения, поиски виновного, пререкания, упреки, споры, чрезмерное переживание своих ошибок и ошибок партнеров. Дискуссия о возможных вариантах прошедшего игрового эпизода, о том, что можно или нужно было сделать, недоброжелательный тон, пренебрежение, неуважение к партнеру и т. п. Иррелевантная категория — это, как правило, посторонние разговоры и общение, не связанные непосредственно с задачами спортивной деятельности. В операционно-манипулятивной категории выделить успешные и неуспешные действия также нетрудно, если есть конкретные критерии в определенном виде деятельности. В категорию успешных действий можно включить и самоотверженную игру в защите (любые действия, характеризующие стремление игрока во что бы то ни стало достать трудный мяч, «вытянуть» безнадежную передачу и т. д.). Подробное описание основных категорий схемы наблюдения, по мнению Ю. Л. Ханина, — автора данной методики, показывает, что содержание обращений, связанных с решением конкретной двигательной задачи, зависит от специфики вида спорта. Данная схема позволяет проводить контент-анализ речевых обращений', получать качественные и количественные характеристики взаимодействия и различных форм межличностного общения (речевого и неречевого, включая моторные формы). Конкретные проявления общения и взаимодействия относят к той или иной категории в соответствии с их смысловой нагрузкой. Единицей измерения является одно законченное смысловое значение возгласа, слова, предложения, жеста, поведения, которые несут информацию об одном факте, варианте действия и т. д. Схема наблюдения может применяться, во-первых, непосредственно при наблюдении за групповыми процессами. В этом случае факты поведения, обращения, действия взаимодействующих спортсменов относят сразу к соответствующей категории. Во-вторых, схема может применяться для последующей обработки словесных отчетов и обычных протоколов наблюдения. В этом случае зарегистрированные дей-
Контент-анализ (от англ. contents — содержание) — в психологии метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных смысловых единиц содержания и подсчета их частоты встречаемости в тексте (например, подсчет сходных по смыслу слов и речевых выражений). См.: Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — С. 151. Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 169 ствия, обращения, реакции просто разносятся по соответствующим категориям. Зарегистрированные при наблюдении по данной схеме факты могут быть использованы для заключения об условиях эффективности взаимодействия игроков в команде, о включенности отдельных игроков в групповые связи, для развернутой социально-психологической характеристики группы в аспекте взаимосвязей и взаимоотношений ее членов в процессе деятельности, а также для характеристики поведения и особенностей общения конкретных членов группы. Задание 2 Наблюдение за поведением и действиями тренера1 Вводные замечания. Как любой метод исследования, наблюдение за поведением тренера имеет свои достоинства и недостатки. Основным преимуществом наблюдения является возможность фиксации объективно происходящих событий и явлений по мере того, как они возникают и развиваются, т. е. в их динамике. При этом можно регистрировать сам процесс поведения и деятельности тренера. Схема контролируемого наблюдения за поведением тренера Класс I. Реактивное поведение 1. Желаемые действия: 1) положительное подкрепление; 2) отсутствие подкрепления. 2. Реакции на поведение спортсменов: 1) на ошибки спортсменов; 2) на невыполнение действия спортсменами; 3) успокоение и одобрение после ошибки; 4) исправление, коррекция; 5) наказание, неодобрение; 6) исправление с неодобрением; 7) игнорирование ошибки; 8) поддержание порядка. Р. Смит, Ф. Смолл, Э. Хант, 1976. Цит. по: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980. - С. 155-157. 170 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
Класс II. Спонтанное поведение 3. Связанное со спортивной деятельностью: 1) общие технические указания и замечания; 2) общая поддержка и одобрение; 3) организация деятельности. 4. Не связанное со спортивной деятельностью: Как видно из вышеприведенной схемы, реактивное поведение тренера ориентировано на успешные или неуспешные действия спортсменов (ошибки), а также на нарушения дисциплины или порядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не связано непосредственно со спортивной (игровой) деятельностью участников команды. Чтобы воспользоваться данной схемой в научно-практической работе или в исследованиях, приведем краткую сводку основных поведенческих маркеров и категорий визуально наблюдаемого поведения тренера. 1. Реактивное поведение. 1) Реакции на желаемые действия и успешную деятельность: а) положительное подкрепление или похвала (К) со стороны тре б) отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия — 2) Реакции на ошибки или невыполнение требуемого действия: а) успокоение и одобрение спортсмена после допущенной им б) исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спорт в) наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера на
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 171 г) исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тренера. Например: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?» Всякий раз, когда тренер делает конкретное замечание в раздраженном или повышенном тоне, это отмечается как коррекция с наказанием (TIM + P); д) игнорирование ошибок (IM). Отсутствие положительной или отрицательной реакции на ошибки спортсмена. Эта категория (IM) отмечается, когда тренер не реагирует на ошибки какой-либо из реакций, рассмотренных выше (ЕМ, TIM, P пли TIM+P). 3) Реакции на нарушения дисциплины и отвлечения: а) поддержание порядка (КС). Любые замечания, направленные на поддержание порядка и дисциплины. Обычно это реакции тренера на спортсменов, нарушающих дисциплину или отвлекающихся на занятиях, мешающих другим. 2. Спонтанное поведение. 1) Поведение тренера, связанное непосредственно со спортивной деятельностью: а) общие технико-тактические указания и замечания (TIG). Как
и указания из категории TIM, эти обращения тренера нацелены на то, чтобы способствовать овладению техникой движений или решению какой-то тактической задачи. В отличие от реактивной категории TIM, речь здесь идет о замечаниях, не связанных с какой-то непосредственной ошибкой и не являющихся реакцией на непосредственную ситуацию, а инициируемых самим тренером (указания в перерывах о расстановках, зонах защиты или нападения, установки на игру и др.); б) общая поддержка и ободрение (EG), которые не следуют сразу
совершенные спортсменами, а побуждение к выполнению задачи в будущем; в) организация деятельности (О) — все замечания и указания, касающиеся очередности выполнения деятельности, предполагаемых замен, характера работы, распределения функций и т. д. Таким образом, речь идет об организационных указаниях, которые не направлены на то, чтобы сразу изменить 172 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте деятельность спортсменов. Поэтому сообщение о замене относится к категории О, а указание игроку, вышедшему на замену, взять на себя опеку определенного нападающего из команды противника является технической инструкцией. 2) Спонтанное поведение, непосредственно не связанное со спортивной деятельностью: а) обращения общего характера и посторонние разговоры (ОС) — шутки, обсуждение вопросов, не связанных с тренировками или соревнованиями (беседы тренера о домашних и учебных делах спортсменов и др.). К недостаткам метода наблюдения относятся: а) его трудоемкость и продолжительность; б) трудность предсказания определенных событий (например, кон в) невозможность наблюдения какого-то события или явления из-за г) недоступность некоторых ситуаций для постороннего наблюдателя; д) серьезную проблему представляет также обеспечение необходимой Завершение работы. Преподаватель предлагает студентам обсудить следующие вопросы: 1) Чем отличается внешнее наблюдение от внутреннего? 2) Каковы преимущества и недостатки методов наблюдения, применяемых в спортивной практике? Студентам дается задание на педагогическую практику с применением методов наблюдений за спортсменами.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |